Кто-то из вас помнит, наверное, феномен советских времен, когда в каждой тетрадке можно было найти «клякс-папир»: пористый листочек бумаги, который предназначался для промокания лишних чернил (поэтому он более известен под названием промокашка). В те времена не было умных розеток и выключателей, а вот с фантазией у детишек проблем не наблюдалось, и кто-то додумался до интересного фокуса (правда, не исключено, что идея родилась намного раньше).
Внимание. Ни в коем случае не повторяйте это сами, подобные «игры» могут привести к пожару или удару током с серьезными последствиями.
В чем суть? Можно было притвориться властелином электричества и электролампочек, гася их «взглядом». Требовалось минимум подготовки: взять кусочек этой пористой бумаги, легко смочить его — так, чтобы он был влажным, но не мокрым, а затем прилепить к контакту — «плямбе» в нижней части цоколя лампы. Лампу затем аккуратно вкручивали на место, а при включении вода позволяла питать ее током. Правда, затем бумажная прокладка высыхала, и свет гас. Если провернуть такое в классе на глазах учителя и одноклассников, вполне себе забава.
Звучит примитивно на фоне того, что появилось в новой истории. Сложно сказать, когда именно родилось нечто, получившее название Street light interference phenomenon (SLI), или феномен помех уличному освещению. Основная часть публикаций датируется 90-ми годами прошлого века — именно тогда пресса активно рассуждала на эту тему, обретшую «официальный» статус позже (но сообщества, посвященные SLI, появились минимум в 1985-м). Ну и некоторые источники, чтобы добавить научности и драматизма, называют феномен синдромом. Ведь в этом случае люди уже не «переживают» феномен, а «страдают» от него. И наконец, третий вариант: синдром высокого напряжения, что, в общем-то, ничего не меняет.
К делу в какой-то момент подключилось и телевидение — существует немало передач, посвященных необъяснимому. Тему разогревали доступными способами. «Кто эти люди? Может, они опасны для самих себя? А вдруг они несут угрозу всем нам?» — звучало с экранов ТВ в сюжетах о тех, кто рассказывал о своей способности влиять на уличные фонари.
Аудитория верующих оказалась примерно той же, что не подвергает сомнению существование НЛО, полой Луны и инопланетян, руководящих миром, а также другие теории заговора. Главное отличие: каждый желающий якобы может проверить феномен SLI — возможно, он сам «из тех». Для этого достаточно просто выйти на улицу вечером и пройтись вдоль работающих фонарей (сейчас это стало сложнее из-за распространения светодиодных уличных светильников, но об этом чуть ниже).
Что же означает феномен помех уличному освещению? Считается, что некоторые люди могут выключать свет уличных фонарей (реже — включать), просто находясь рядом. Такой «электромагнитный» человек, очутившись рядом со светильником, «вынуждает» последний моргать или вовсе гаснуть. Условие: такая способность должна проявляться постоянно. И само собой, никаких промокашек!
Озвучиваются разные гипотезы, которые могли бы объяснить происходящее. Например, один из электриков, выступая на телевидении, предположил, что «слайдеры», вероятно, являются естественными генераторами электричества (что-то наподобие «батареек» из «Матрицы»). Потом, правда, он все же упоминал накопленное статическое электричество, развивая тему: мол, дыхание также позволяет набрать «немного лишнего вольтажа», который, разряжаясь, и гасит лампы уличного освещения. В этом контексте не исключил мужчина и существование некоего неизвестного «электровируса», который провоцирует накопление электронов в легких.
Само собой, встречаются люди, утверждающие, что с ними подобное происходит регулярно. Все случаи объединяет одно: SLI проявляется лишь на улице и только с уличными фонарями.
Это позволило найти более обоснованные объяснения. Первое связано с использованием датчиков света, к которым подключается сегмент уличных фонарей. Например, во время заката (или восхода) солнца появляется облачность, и сенсор, оказавшись в тени, дает сигнал: темно. Неравномерные облака, в которых пляшет свет, провоцируют постоянное срабатывание сенсоров, и так рождается светомузыка. Остается лишь, чтобы где-то рядом оказался наблюдатель, посчитавший себя Брюсом Всемогущим. Или Палпатином.
А что если в фонарях установлены натриевые газоразрядные лампы? Те, которые светят выраженно теплым светом, долго разгораются и быстро гаснут. Со временем смесь в них, оказывается, может терять стабильность, нагреваясь, из-за чего лампа регулярно тухнет. А затем газ остывает и вновь воспламеняется — так проявляются циклы. Так что, если отправиться в район с древними фонарями, обычному человеку вполне под силу устроить помехи уличному освещению. Правда, если лампы заменить, ни один даже самый могущественный «слайдер» не справится.
Встречаются и не до конца объясненные случаи SLI. В этом слабая и сильная сторона таких историй: их нельзя проверить или воспроизвести, потому вопреки здравому смыслу они обретают вес (мол, «их нельзя подтвердить, но и опровергнуть нельзя» — это самый распространенный способ доказательств теорий заговора).
В 1998 году бармейд из Лондона Дебби Вольф, например, в интервью рассказывала, как включала свет и переключала треки на CD-плеере, регулировала громкость, не дотрагиваясь до устройств. А также взрывала лампочки и разогревала шоколад. Мол, такое происходило с ней регулярно в моменты эмоционального сверхнапряжения. К сожалению, никаких доказательств, только честное слово.
Кстати, говорят, такие, как Вольф, люди не могут пользоваться электронными часами и банковскими картами: первые выходят из строя, а вторые якобы размагничиваются. Но чаще о таких персонажах рассказывают со ссылкой на «брата сестры маминой подруги».
Другую историю рассказал бывший охранник госпиталя в Розуэлле, что в Нью-Мексико. Да, это именно тот Розуэлл, неподалеку от которого, как считается, разбился неизвестный корабль в 1947 году. По словам мужчины, во время патрулирования местности охрана проходила мимо столба с фонарем — и он гас каждый раз при приближении людей.
«Мы посчитали, дело в старой лампе, которая тухнет раз в 45 минут, и это просто совпадает с проходом мимо патруля. Тем более если после выключения и включения фонаря сразу пройти под ним, то свет не исчезал. Но если пройти спустя минут 30 — гас», — рассказывал некто Томас Рид.
Он предположил, что проходящие мимо люди как-то влияли на алюминиевый столб и кабель внутри. Более того, сотрудники охраны настолько увлеклись поиском объяснений, что им разрешили установить измерительное оборудование. Тогда-то и выяснилось, что во время прохода патруля в электрической системе наблюдается рост в 0,5—1 вольт. Этого было достаточно, чтобы старая лампа в фонаре вырубалась? Неизвестно. Наверное, можно было бы вызвать охотников на привидений, но администрации госпиталя все надоело, и лампочку заменили (после чего все «слайдеры» исчезли).
И вновь всплывали возможные объяснения. Причем совершенно простые. Например, говорили о плохом контакте, который мог отходить от вибраций, порывов ветра и даже коротить при изменившейся влажности, процессу способствовал преклонный возраст самой лампы. Как стало понятно, на этом вопрос закрыли.
Сообщество «слайдеров», в свою очередь, пыталось проявлять активность, собирая информацию о людях, способных (как они считают) своим персональным электромагнитным полем влиять на фонари уличного освещения. Несмотря на относительно большое количество людей, доказательств собрать не получилось. Кроме того, никто не смог воспроизвести процесс по требованию — так себе подспорье.
Судя по всему, никаких «электромагнитных мутантов» не существует, а есть лишь стечение обстоятельств и намерение выдать желаемое за действительное. И кусочек влажной промокашки.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by