Средний срок эксплуатации автомобилей на планете Земля — более 15 лет, в развивающихся странах — более 25. Поэтому можно смело утверждать, что половина тех Volkswagen Polo, которые купят в 2022 году у дилеров, будут все еще колесить по белорусским дорогам через 20 лет. Нет, ну правда, а куда они денутся? Или вы думали, что в 2042-м мы все будем «ездить» на летающих машинах? После того как автомобили не полетели после 2000 года, эксперты, как и футурологи, стали более осторожны в своих прогнозах. Но учитывая то, что за последние 10 лет мировой автопром изменился значительнее, чем за весь XX век, можно предположить, что к 2042 году наши транспортные средства будут отличаться от нынешних сильнее, чем машины 2022-го отличаются от машин 2002-го. Мы проанализировали десятки автомобильных проектов будущего, изучили анонсированные стратегии развития основных автопроизводителей и готовы совместно с Samsung Galaxy S22 Ultra заглянуть за кулисы автомобильной отрасли 2042 года. Закидывайте статью в закладки — через 20 лет посмотрим, что сбылось, а что нет!
Это футурологический проект о том, каким может стать мир и, в частности, Беларусь через 20 лет.
Год выбран неслучайно: примерно в это время как раз сменится поколение, которое будет отличаться от нашего. К тому же число 42 — сакральное: это ответ на главный вопрос жизни в романе Дугласа «Автостопом по Галактике».
В цикле из шести статей, публикуемых одна за другой каждое утро, мы расскажем, как изменятся основные сферы жизни: города и жилье, транспорт и гаджеты, медицина и природа. В наших текстах мы будем опираться на факты, теории и гипотезы, а также прогнозы специалистов — минимум фантазии, максимум нескучного реализма.
Перед тем как смотреть в будущее, давайте заглянем в прошлое и проанализируем, как эксперты представляли развитие автомобильной отрасли 20 лет назад. 2002 год далек от нас так же, как и 2042-й, поэтому будем ориентироваться на него. Ровно 20 лет назад компания BMW представила перспективный концепт BMW X5 ConnectedDrive. Машина была построена на базе дорестайлингового E53, и сегодня этот X5 не выделялся бы в городе на фоне другого «премиума» в преклонном возрасте. Однако в 2002-м создатели этого кроссовера буквально предсказали будущее.
Главной фишкой этого автомобиля была система ConnectedDrive, которую сами баварцы называли «виртуальным водителем с седьмым чувством». Нет, речь тогда шла не об автопилоте, хотя этот X5 был оснащен радарами и сенсорами по периметру кузова. ConnectedDrive представлял собой перечень из более чем двух десятков систем, которые должны были облегчить жизнь водителю. Среди прочего там был пункт BMW Online, который позволял получать маршруты в навигационную систему из интернета посредством нажатия лишь одной клавиши.
«Еще BMW амбициозно анонсировали, что в будущем информацию о дорожных заторах можно будет получать онлайн прямо на карте и объезжать загруженные участки. Знакомо, не так ли?»
Система ConnectedDrive SAM анализировала стиль езды водителя (данные собирались с датчиков ABS и руля) и подстраивала режим работы двигателя для экономии и меньшего потребления топлива. Еще BMW амбициозно анонсировали, что в будущем информацию о дорожных заторах можно будет получать онлайн прямо на карте и объезжать загруженные участки. Знакомо, не так ли?
В 2002 году никто не сомневался, что в ближайшие десятилетия из моды не выйдут только что появившиеся компактвэны и прочие однообъемники. Причем в сегменты «обтекаемых и вместительных моделей» ринулись как бюджетные, так и премиальные производители. В начале 2002 года Mercedes показала концепт Vision GST. Теперь мы знаем эту машину как R-Class. И еще мы знаем, что модель не получилась удачной, хотя данному сегменту предсказывали большое будущее.
20 лет назад компания Volkswagen показала концепт Microbus, и любопытно, что немцы до сих пор работают над этим проектом! Конечно, модель уже неоднократно менялась, сейчас тестовые прототипы нового MPV не похожи на модель 20-летней давности технически, но идея осталась прежней — вывести на рынок «хиппимобиль» XXI века.
20 лет назад люди мечтали выпустить машину, не зависящую напрямую от нефтепродуктов, но в 2002 году инженеры видели больше перспектив в водородных автомобилях, нежели в электрокарах. Над моделями на топливных элементах работали тогда в Toyota, Hyundai, Volkswagen, General Motors. Самым многообещающим проектом 2002 года был, безусловно, концепт GM Autonomy, который стал предвестником модульных архитектур — главного направления работы автомобильных инженеров в последующие два десятилетия. Если бы не модульные платформы, мы бы никогда не увидели такого разнообразия моделей на рынке. А еще создатели GM Autonomy наиболее точно предсказали появление автономных систем в легковых автомобилях. Это был без преувеличения прорывной проект.
Как видите, некоторые предсказания экспертов 20-летней давности сбылись (модульные платформы, навигаторы с онлайн-информацией, ассистенты езды), некоторые не сбылись (однообъемные кузова, водородные машины). Сегодня специалисты уверены в будущем электрокаров. И в отличие от «водородных» предсказаний, мы имеем прямое доказательство того, что EV, вероятнее всего, завоюют рынок: продажи электрокаров с каждым годом растут. За последние пять лет их доля во многих странах увеличилась с тысячной доли процента до десятков процентов объема рынка. Но не стоит раньше времени хоронить ДВС.
«К 2042 году в Западной Европе и США среди новых автомобилей ДВС-моделей, возможно, уже и не будет»
Главное отличие 2002 года от 2022-го — это индивидуальный подход производителей к формированию модельных линеек для разных регионов (спасибо модульным платформам). Сегодня европейская линейка Volkswagen не имеет практически ничего общего с китайской, бразильской или нашей. Европейский бренд Renault мало связан с теми моделями от той же компании, которые покупаем мы. Производители научились грамотно жонглировать моделями, силовыми установками и модификациями, чтобы угодить вкусам клиентов из разных уголков планеты. И эта тенденция с годами только усиливается.
К 2042 году в Западной Европе и США среди новых автомобилей ДВС-моделей, возможно, уже и не будет. Скорее всего, еще останутся подзаряжаемые гибриды или электрокары с ДВС-генераторами. Но это если мы говорим о самых развитых рынках и новых машинах. Подержанные авто никто не отменял, и если не вмешаются законодатели разных стран, то бензиновые машины продолжат эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Возможно, ДВС-машинам запретят въезжать в крупные города. А что касается таких регионов, как Таможенный союз (если он еще будет существовать в 2042-м), Китай, Индия, Южная Америка, Африка, то там машины с топливными баками будут ездить еще очень долго. И нет сомнений в том, что производители подстроятся под спрос и оставят востребованные модели на рынке.
Уже несколько крупных автопроизводителей заявили, что не будут больше разрабатывать новые двигатели внутреннего сгорания. Свой ДВС-департамент свернула Volvo. Audi недавно заявила, что A4 B10 станет последним бензиновым A4 в истории. И уж точно эта модель не дотянет до 2042 года. Mercedes, Volkswagen и Opel не планируют расширять бензиновые линейки и постепенно оснащают свои модели электромоторами. У Mercedes скоро не останется негибридных моделей. На каких же бензиновых автомобилях будем ездить мы, если все сворачивают эту деятельность?
Все очень просто: богатые люди будут ездить на электромобилях, а автолюбители со средним доходом продолжат покупать бензиновые, в лучшем случае гибридные машины (бэушные или из салона). 20 лет — это не такой уж большой срок для автомобильного рынка. Например, сегодня 20-летняя машина — это Citroen C5 первого поколения или BMW E46 — модели не первой свежести, конечно, но еще побегают. Трудно представить себе, чтобы ситуация в нашем регионе изменилась настолько, чтобы за два десятка лет мы все резко пересели на EV из салона. Напомним, в Беларуси один новый автомобиль приходится на 200 жителей. В общем, не переживайте, бензиновые Polo, Accent и Vesta оставят нам своих бензиновых преемников.
Артур Туманов, основатель сайта tesla-cars.by и самый опытный в стране владелец электрокаров, тоже считает, что через 20 лет рынки развитых и развивающихся стран будут кардинально отличаться друг от друга. В 2002 году Артур ездил на американском Ford Escort c 1,9-литровым бензиновым мотором, а сегодня он передвигается преимущественно на Porsche Taycan и иногда на Tesla.
«Поэтому даже в 2042 году все еще будут регионы, где большинство людей продолжат эксплуатировать ДВС-модели. Я говорю про страны Африки, Азии, Россию»
— Начнем с того, что за минувшие 20 лет автомобили поменялись не так уж и сильно. Поэтому не стоит ожидать, что к 2042-му отрасль претерпит кардинальные изменения. Два основных вектора развития транспортных средств — это электрические установки и автономные системы управления. Мне кажется, что через 20 лет мы увидим серьезную градацию типов силовых установок в зависимости от стран. В развитых государствах, скорее всего, уже будут ездить только на электромобилях. Но не стоит забывать, что сегодня, например, на Кубе ездят машины 1960-х. Поэтому даже в 2042 году все еще будут регионы, где большинство людей продолжат эксплуатировать ДВС-модели. Я говорю про страны Африки, Азии, Россию. Но все может поменяться, если, например, китайцы или кто-нибудь еще предложат нам дешевый и эффективный аккумулятор, который сделает реальностью бюджетные электромобили с большим запасом хода. Но пока предпосылок к такой революции я не вижу. Тяговые батареи развиваются эволюционно, незначительно улучшаясь год от года, — считает Артур Туманов.
А вот ситуация с автопилотом более непредсказуемая. Ассистенты водителя начали активно появляться как на электрических, так и на бензиновых авто. Для разработчиков нет особой разницы, на какую машину устанавливать радары, лидары, сенсоры и блоки взаимодействия с органами управления автомобилем. Адаптивный круиз-контроль, система удержания машины в полосе и даже автоматическое перестроение из одной полосы в другую — это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Почти все новые модели, продающиеся в ЕС и США, имеют опцию, позволяющую водителю практически отдать управление автомобилем электронике в определенных ситуациях (монотонная езда по автобану, дорожные пробки и прочее).
Нет сомнений, что за 20 лет автомобили научатся ездить самостоятельно, и наверняка к тому времени уже появятся первые серийные машины без руля и педального узла. Водитель превратится в пассажира не в одночасье. В настоящее время на нашей планете нет места, где вы сможете нажать на кнопку «Домой» в автомобиле и заснуть за рулем, пока умный транспорт доставляет вас до желаемого пункта назначения. Хотя машины, которые так умеют, уже есть. Все упирается в малоподвижную законодательную стену. Набивший оскомину вопрос — кто будет ответственен в случае ДТП с участием автопилота — все еще не имеет ответа.
Поэтому эксперты предполагают, что на раннем этапе автономные машины массово появятся на неких выделенных полосах движения, где вероятность встретить машину с «человеческим фактором» за рулем минимальна. Со временем законодательные органы начнут постепенно разрешать передвижение такого транспорта в отдельных районах городов, затем в целых городах и странах. К 2042 году автономные машины в населенных пунктах могут стать такой же нормой, как сегодня автомобили с круиз-контролем. Но о полном вытеснении «аналоговых» машин в столь короткий период вряд ли можно говорить. Напомним про средний срок эксплуатации автомобилей. Даже если авто с педалями и рулем прекратят выпускать уже сегодня, то к 2042 году большинство из уже выпущенных машин продолжат эксплуатироваться широкими слоями населения Беларуси. А учитывая, что речь о прекращении производства неавтономных машин пока еще не идет, на наш с вами век педалей и руля хватит!
— За последние два десятка лет мы стали свидетелями появления продвинутого круиз-контроля — у меня язык не повернется назвать это автопилотом. Я не уверен, что к 2042 году случится революция и мы полностью отдадим управление машиной электронике. Возможно, частично автономные системы и станут обыденностью, но не больше. Но если ассистенты когда-нибудь вытеснят нас с водительского кресла, я, безусловно, буду скучать по процессу управления машиной. Наверное, тогда можно будет поездить на машинах за рулем где-нибудь на закрытых треках. К слову, я даже обычным круиз-контролем редко пользуюсь, хотя езжу на самых современных машинах с кучей ассистентов, — поделился своим мнением основатель tesla-cars.by.
А вы знали, что в России уже сегодня есть город, жители которого каждый день пользуются услугами автономного такси? Данный сервис уже несколько лет доступен в наукограде Иннополис (Татарстан). Там тестирует свой автопилот компания «Яндекс» — один из мировых лидеров в данном направлении. Да, именно IT-гиганты, а не автопроизводители являются наиболее активными разработчиками серьезных автономных систем (а не помощников в удержании полосы). На данный момент беспилотники «Яндекс.Такси» имеют некоторые ограничения: принять заказ и завершить поездку они могут не в любой точке города — есть выделенные пункты посадки/высадки (их более 20).
«Разрабатывать систему автопилота проще на базе машин, в которых есть так называемая система управления drive-by-wire, когда все управляющие блоки контролируются электронными командами без необходимости механического воздействия. Как управление с джойстика. В этом плане Toyota Prius оказалась наиболее подходящей», — сообщала в интервью Onlíner руководитель пресс-службы подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко.
По ее мнению, уже совсем скоро люди смогут передать органы управления электронике в определенных регионах, где это будет разрешено законодательно. Любопытно, что автономные машины во время тестов буквально «учатся» водить и подстраиваются под стиль определенных населенных пунктов — все как у людей. Например, машина, прошедшая испытания в провинциальном городе, будет неуверенно чувствовать себя в мегаполисе.
«Беспилотные автомобили необходимо адаптировать под стиль езды определенных стран. Когда мы решили тестировать свои машины в США, то отправили туда беспилотники, которые до этого испытывались в Москве. И американские пассажиры, которых мы прокатили на своих автомобилях по Неваде, были удивлены, как резко машина перестраивается и вообще лихо ездит. А это был обычный московский стиль езды. Позже для прототипов, тестируемых в США, мы поменяли настройки движения. Наша задача — заставить беспилотник ездить в стиле местных водителей», — отметила Юлия.
Говоря про автомобильный мир будущего, нельзя не затронуть еще одну тенденцию — постепенный отказ от покупки автомобилей в сторону их аренды. Не самая ожидаемая услуга для консервативных людей, привыкших в обязательном порядке «владеть» чем-то. Но как показывает мировая практика, уже сегодня в Европе и США все больше и больше людей предпочитают брать машину «по подписке» и платить за пользование каждый месяц, нежели вывалить круглую сумму сразу при покупке. Если учесть все расходы, которые покрывает компания, предоставляющая такие услуги, а также посчитать потерю стоимости новых машин, то подписка на авто в течение трех лет стоит примерно столько же, сколько машина вытянет из кошелька после покупки. Но если вы приобретаете новую машину и эксплуатируете ее дольше трех лет, то экономически более целесообразно приобретение транспорта, нежели его аренда.
Так или иначе, к 2042 году многие люди (если не большинство) будут покупать не машины, а некие «пакеты услуг» по пользованию авто. Это слегка размоет границу между личным и общественным транспортом. Будут разные тарифные планы с разными классами машин, вариантами страховок и прочими сопутствующими услугами. В этом направлении двигаются как продавцы автомобилей, так и их производители — у каждого крупного автоконцерна есть подразделение, работающее над развитием услуги подписки. Дальше всех в этом направлении продвинулись в Volvo — они предлагают подписку даже в нашем регионе.
Встречайте Samsung Galaxy S22 Ultra с мощью Note.
Его тонкий алюминиевый корпус впечатляет своей совершенной формой.
А изысканные очертания основных камер как будто утопают в его гладкой поверхности.
Galaxy S22 Ultra — первый смартфон в серии Galaxy S со встроенным S Pen. Предзаказ открыт.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by