Японская мафия обрастала легендами на протяжении многих столетий, ведь якудза в нынешнем ее понимании родилась в XVII веке. Вероятно, все произошло раньше, однако именно в начале 1600-х годов начал вырисовываться образ «семьи», в состав которой вошли представители низших социальных слоев населения — коробейники и странствующие игроки. И те и другие обычно отрицали принятые в обществе правила, постепенно создавая «государство в государстве».
Вероятно, костяком будущей организации стали именно странствующие торговцы, у которых к тому времени сложилась собственная четкая иерархия. А игроки, чья деятельность была под запретом, вошли в симбиоз с близкими им по духу людьми. Образ якудзы постепенно обретал все более четкие черты. Существуют, правда, некоторые противоречия, связанные с временными рамками появления якудзы и, в частности, ее предтеч.
Перенесемся ближе к настоящему — в начало прошлого века, когда в Японии появилась новая сила, выросшая из мелкой банды в крупнейшую в стране и одну из самых многочисленных в мире преступных организаций. В период расцвета в нее входило несколько десятков тысяч человек, а одного из глав синдиката называли «крестным отцом крестных отцов».
Основателем Ямагути-гуми стал Харукити Ямагути — именно его имя и оказалось в названии будущего могущественного мафиозного синдиката. Однако вначале клан из Кобе был лишь небольшой «семейной» бандой, в которой в лучшие времена насчитывалось пару десятков человек. В первые годы они даже не пытались заявить о себе, довольствуясь малым. Так продолжалось, пока главой семьи был Харукити Ямагути, а затем, с 1925 года, его сын — Нобору Ямагути.
Все изменилось с приходом в 1946 году нового босса — Казуо Таоки. Именно он в будущем и получил прозвище «крестного отца крестных отцов». Свой пост он занял, будучи протеже сына основателя Ямагути-гуми. Таока стал представителем руководителей новой волны — этому способствовала как прошедшая Вторая мировая война, так и изменения, которые принесли с собой американцы.
Таока родился в 1912 году в бедной семье. Его отец умер еще до рождения ребенка, мать — когда ему было 4 года. Воспитанием мальчика занимались родственники. Ему даже пытались дать образование, отправив в школу. Однако в ней Таока не задержался, в 1929 году примкнув к одной из банд якудза. Спустя пару лет он оказался в составе Ямагути-гуми, став полноправным ее членом в начале 1930-х.
Группировка развивалась до начала Второй мировой войны, однако затем распалась: Нобору Ямагути не справился с тем, чтобы сохранить единство клана. Таока же в это время отбывал срок за убийство члена соперничающей группировки, а выйдя, использовал свои вес и статус, чтобы получить право возглавить Ямагути-гуми после скоропостижной смерти Нобору Ямагути.
Взяв бразды правления, Таока изменил стратегию. В частности, он предложил легализовать часть доходов, формируя вполне официальные предприятия (в будущем высокопоставленные члены Ямагути-гуми покупали акции крупнейших компаний на сотни миллионов долларов). Одновременно организация продолжала развивать и «классические» источники доходов, на которые, вероятно, приходилась львиная доля прибыли: проституцию, контрабанду, вымогательство, кредитование по сверхвысоким тарифам и так далее. Кроме того, новый босс позволил членам банды создавать собственные семьи, главы которых подчинялись Таоке, — это стало драйвером роста численности и могущества Ямагути-гуми.
Клан поглощал другие группировки — с кем-то договаривались полюбовно, других же подавляли иными доступными способами. Причем целью Таоки становились не только мелкие банды — расширяя сферу влияния, он предпочитал действовать наверняка, поэтому подминал под себя и крупных игроков (так потеряла независимость крупная группировка Хонда-кай, затем настал черед корейской банды Мею-кай и «коллег» из Миямото-гуми).
Таока не намеревался останавливаться, однако представители якудзы, в частности легендарный и авторитетный представитель японской мафии оябун Кодама, аккуратно сдерживали аппетиты главы Ямагути-гуми: монополия могла нанести вред. Кроме того, не все кланы были по зубам Таоке — с кем-то приходилось договариваться на обоюдовыгодных условиях и не лезть в дела друг друга. А некоторые пытались решить проблему, подсылая наемных убийц, пытавшихся ликвидировать главу Ямагути-гуми — впрочем, безуспешно, а несостоявшихся ассасинов потом самих находили мертвыми.
Спустя менее чем 20 лет Ямагути-гуми поглотила (или наладила «тесное сотрудничество») более чем 340 кланов, армия организации насчитывала около 10 тыс. рядовых членов. Одновременно пошел в рост официальный бизнес и усилилась поддержка со стороны крупных политиков и бизнесменов. В середине 1960-х годов синдикат Таоки контролировал около 80% транспортных услуг в доках Кобе — лишь это приносило многие миллионы долларов доходов.
Эпоха правления Казуо Таоки, который превратил Ямагути-гуми в успешный бизнес и вывел на вершину преступного мира, закончилась в 1981 году: третий кумите умер от сердечного приступа, и место на верхушке иерархической пирамиды на время заняла его вдова Фумико. Несколько лет ушло на поиск нового достойного лидера (преемник Таоки, отбывавший срок, умер от болезни), и в 1984-м выбор пал на Масахису Такенаку. Его кандидатуру поддержали другие члены правления и вдова Таоки.
Это вызвало внутренние конфликты. Из Ямагути-гуми ушел другой претендент — Хироси Ямамото, явно недовольный произошедшим. Он потянул за собой других влиятельных членов клана и бойцов, также принявших решение в штыки, — всего около 3 тыс. человек. Они основали клан Итива-кай, который стал соперничать с Ямагути-гуми, и в 1985 году Такенака был убит, что привело к затяжному конфликту, известному как война Яма-Ити. В него оказались втянуты силы не только противоборствующих сторон, но также японская полиция, а на территории Гавайев — ФБР.
Противостояние продлилось до 1989 года. За время «войны» погибло, предположительно, более 36 человек — это официальные данные по итогам сотен стычек между «солдатами» группировок. Конфликт привел к неприятным для обеих сторон результатам: власти Японии оказались весьма недовольны происходящим, значительно усилив борьбу против мафии. Правда, до реальных действий, направленных на подавление якудзы, пройдет еще несколько лет — только в первой половине 1990-х был разработан и принят закон, позволявший предпринимать реальные шаги по противодействию «государству в государстве». До этого времени якудза сосуществовали с властями «официально».
Война Яма-Ити закончилась благодаря ряду факторов. Ямагути-гуми обладала ресурсами, превосходящими возможности Итива-кай. Кроме того, к делу подключились нейтральные кланы, выступившие в роли миротворцев. На фоне их давления Хироси Ямамото был вынужден подать в отставку, после чего основанный им клан распался: часть людей попросили защиты у полиции, другим позволили вернуться в Ямагути-гуми. В этом же, 1989 году новым оябуном Ямагути-гуми стал Есинори Ватанабе, который впервые доказал свою верность клану еще в далеком 1960-м.
Ватанабе в своих стремлениях походил на Казуо Таоку: он продолжил активно наращивать мощь синдиката, расширяя его присутствие в стране, увеличивая численность и повышая бизнес-эффективность вверенной ему организации. Популярности среди населения способствовала и необычная для мафии (но не японской) деятельность — помощь попавшим в беду.
Кстати, подобным способом в свое время завоевывал народную любовь и Пабло Эскобар, жертвовавший деньги на строительство жилья для бедных и развитие социальной инфраструктуры (что не делало его менее жестоким или «менее преступником»). Говорили, что Ямагути-гуми как минимум финансово помогали пострадавшим от землетрясений в Кобе в 1995 году, а также обеспечивали поставки оборудования и материалов, ведь под их контролем находилась значительная часть местных строительных компаний. Есть примеры и в более новой истории (например, цунами и землетрясение в 2011 году, когда якудза вновь пришли на помощь).
Однако, в отличие от предшественника, Ватанабе не стал править до своей смерти, что не слишком обычно для якудза: он ушел на пенсию в 2005 году вполне живым и здоровым. Освободившийся пост занял Синоба Тсукаса, который руководит Ямагути-гуми по сей день (с 2005 по 2011 год он находился в заключении).
Ситуация вновь начала меняться не в пользу якудза после 2007 года, когда высокопоставленный член Ямагути-гуми застрелил мэра Нагасаки. Причем действовал он не по указке сверху, а руководствуясь личными мотивами: город отказался выплатить ему компенсацию за поврежденный рядом со стройплощадкой автомобиль (произошло это в 2003-м, потом были разбирательства со страховой, но это ничем не кончилось).
Произошедшее взбудоражило власти (снова), и в 2008-м Осакская биржа ценных бумаг исключила из базы все компании, подозреваемые в связях с мафией, а в следующем году японская полиция начала рейды по аресту руководителей якудзы, одновременно прекращая деятельность компаний и предприятий, имеющих связи с мафией или сотрудничающих с ее представителями. Уже тогда звучала критика подобных действий: якудза выживала на протяжении 300 лет, и вряд ли с ней получится справиться, уж слишком тесно синдикаты вплетены в социальную жизнь страны.
Ямагути-гуми все это время оставалась на плаву, но досталось и ей: в 2010-м, например, был арестован один из ее главных боссов (предположительно), в 2012-м к делу подключились США, которые заморозили банковские активы вероятных высокопоставленных членов группировки. Одновременно противоборствующим кланам становилось все сложнее отстаивать свои интересы: власти пресекали любые выступления и попытки показать силу.
В 2015-м от Ямагути-гуми отпочковался новый клан — Кобе Ямагути-гуми. Переговоры о сотрудничестве между бывшими соратниками ни к чему не приводили. Спустя два года уже от Кобе Ямагути-гуми откололась часть, ставшая называться Нинке Ямагути-гуми. Отношения между ними оказались весьма натянутыми. Но несмотря на все пертурбации, Ямагути-гуми оставалась крупнейшим мафиозным синдикатом Японии, к тому же осенью 2021 года клан Ямакен-гуми, составлявший костяк Нинке Ямагути-гуми, решил вернуться.
Власти продолжают усиливать давление на организованную преступность, а местные СМИ с неподдельным интересом наблюдают за «мафиозной „Санта-Барбарой“». Количество членов якудза тем временем неуклонно снижается: по состоянию на 2021 год их насчитывалось 23 тыс. человек против 70 тыс. в 2010-м и 180 тыс. в 1960-е. Многие решают уйти, став «обычными людьми» — с переменным успехом. И вряд ли якудза исчезнет в обозримом будущем.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by