Иногда безумно сложно выбрать сериал для просмотра в свободное время после тяжелого рабочего дня: шоу на несколько сезонов навязывают определенные обязательства, и это иногда пугает. Да, можно включить один из сотен мини-сериалов с законченной историей, но что, если и он не зацепит с первых серий, — опять тратить вечер на копание в списках и топах? В этих случаях на выручку приходят сериалы-антологии, которые в каждом сезоне рассказывают новые сюжеты. Вместе с VOKA разбираем главных представителей формата.
В 1996 году одноименный фильм братьев Коэн стал ошеломляющим открытием — картина гастролировала по всевозможным премиям, собирая награды вплоть до «Оскара», а со временем была признана безоговорочно лучшим проектом режиссеров и попала в Национальный реестр фильмов США. Спустя почти 20 лет автор телевизионных шоу Ноа Хоули так вдохновился лентой, что написал сценарий шоу в стиле «Фарго». Наброски сюжета сериала оказались настолько хороши, что братья Коэн решили выступить его исполнительными продюсерами — о чем еще можно было бы мечтать?
Каждый сезон проекта, который получил название в честь оригинальной картины, использует ту же вселенную, что и «Фарго», ориентируется на его стиль и с завидным постоянством отсылает к обширной фильмографии культового дуэта. Вплоть до пересъемки по кадрам сцен из лент братьев Коэн и указания в начальных титрах на то, что шоу основано «на реальных событиях», а это, конечно же, далеко от правды.
Впрочем, использовать готовые сюжеты Хоули оказался не готов, поэтому его истории пусть и сохраняют фирменный стиль черной комедии кумиров, но не копируют их повествование. Поэтому фанаты братьев Коэн могут включать «Фарго» без опасений: каждый из сезонов сериала выглядит как еще одна нерассказанная история из закромов авторов.
Здесь случайный визит киллера в заштатный городок и короткий разговор с затюканным страховым агентом превращаются в серию убийств, что ставит на уши всех жителей сонной топологической неурядицы. Незадачливые вчерашние уголовники пытаются украсть ценную марку ради лучшей жизни, но попадают в водоворот криминальных приключений, которых можно было бы избежать любым другим мелким воровством. А преступные семьи Канзас-Сити стараются сохранить хрупкий мир между группировками, но все равно не могут застраховать себя от приближающейся тотальной бойни, определяющей точки влияния.
Героям «Фарго» покой может только сниться, но наблюдать за всей чертовщиной на экране донельзя увлекательно. И хотя шоу еще не продлили на пятый сезон, Ноа Хоули уже представляет, как сериал мог бы закончиться, — остается только дождаться.
Режиссер Майк Флэнеган успел зарекомендовать себя в качестве одного из самых талантливых мастеров жанра ужасов современности: снял как минимум изобретательный хоррор «Окулус» про злобное зеркало и триллер «Тишина», в котором маньяк-садист устраивает напряженную охоту за глухой девушкой в захолустье. Серьезных многосерийных проектов у автора не было вплоть до 2018 года, однако первая же работа с Netflix оказалась высококлассной — вольная адаптация романа Ширли Джексон «Призрак дома на холме» сразу же задала планку для любого автора, готового попробовать себя в таком непростом жанре.
Интересно, что, отталкиваясь от тонкого материала первоисточника, готического хоррора, горячо любимого фанатами ужасов и литературными критиками США, Флэнеган не побоялся отказаться от большей части сюжетных находок первоисточника. История Ширли Джексон рассказывала о группе добровольных исследователей сверхъестественного, поселившихся в злосчастном особняке, а режиссер разворачивает ее в сторону более традиционной, но близкой и понятной драмы семьи, которая неудачно сменила недвижимость и пережила паранормальную трагедию.
«Призрак дома на холме» мгновенно стал чуть ли не живой классикой. Стивен Кинг, большой фанат первоисточника, поначалу отнесся к идее переписанного сюжета с сомнением, но в итоге признал, что вышло «близко к гениальной работе». А Квентин Тарантино и вовсе назвал проект Флэнегана любимым сериалом Netflix.
Продолжение шоу сменило название на «Призраки усадьбы Блай», оставаясь стилистически и формально частью антологии ужасов режиссера. В основу сюжета опять легла литературная работа — повесть Генри Джеймса «Поворот винта». На этот раз, правда, Флэнеган почти не вмешивался в первоначальную историю: сериал рассказывает о гувернантке племянников состоятельного мужчины, которая воспитывает детишек в загородном особняке с призраками.
Сериал знаком каждому уверенному пользователю ПК с доступом к интернету — хотя бы из-за грандиозных мемов, которые он подарил сетевому комьюнити. Впрочем, шоу добилось нетленного статуса и без этого: первый сезон «Настоящего детектива» сразу же после выхода с места в карьер ворвался в топы лучших драм года, завоевал пять премий «Эмми» и обозначил свои претензии на «Золотой глобус» в нескольких номинациях.
История, которая первоначально задумывалась ее автором Ником Пиццолато как роман в прозе, от переноса на экраны, кажется, только выиграла. В первую очередь из-за блестящего актерского дуэта Вуди Харрельсона и Мэттью МакКонахи, воплотивших на экране образы двух друзей-копов, вынужденных расследовать загадочное убийство проститутки дважды в своей карьере с интервалом в десятки лет, попутно копошась в руинах собственных будней и философствуя между порциями алкоголя. Шоу не гналось за действием — в этом не было нужды: даже затянутых разговоров главных героев в убогих комнатушках хватало для того, чтобы от экрана оторваться было невозможно.
Вторая часть антологии, в свою очередь, рассказывала о тесном сотрудничестве полицейских из трех департаментов, трудящихся над общим расследованием гибели коррумпированного чиновника. Главными звездами шоу выступили Рэйчел МакАдамс, Колин Фаррелл и Тейлор Китч. Актеры стали основным достоинством шоу, в сюжете которого аудитория обнаружила крен в сторону более традиционных детективов, а не пространных философских лекций.
Третий сезон, посвященный жуткому исчезновению двух детей, выехал благодаря харизме Махершала Али: к этому времени он уже успел получить первый «Оскар» и был любимцем фанатов кино. Благодаря в том числе работе сценаристов, которые поспешили вернуть проекту узнаваемые нотки первой части антологии, актеру удалось снискать расположение критиков и общественности после весьма среднего сюжета предшественника. До уровня дебюта, однако, сезон дотянуться все же не смог. В прессе все принято сваливать на Ника Пиццолато, который заигрался с максимальными полномочиями.
Незадолго до выхода хоррор-антологии ее авторы Райан Мерфи и Брэд Фэлчак были на слуху благодаря музыкальному сериалу «Хор» — на этом фоне желание дуэта поработать с требовательным жанром ужасов выглядело сомнительно. Самим продюсерам приходилось напоминать о других серьезных проектах в своей копилке — например, о напряженной драме про пластических хирургов, известной под названием «Части тела».
Однако уже первый сезон «Американской истории ужасов» показал, что Мерфи и Фэлчак знают свое дело. Рассказ о жутком доме с привидениями искусно пугал, шокировал и временами даже вызывал отвращение, играл с воображением зрителей и бесцеремонно обрывал сюжетные линии клиффхэнгерами. На фоне общей фантасмагории, происходившей в сериале, блистал его каст, в частности Джессика Лэнг, которая своей игрой и вовсе покорила жюри «Золотого глобуса».
После успеха «Дома-убийцы» шоу продолжило кочевать по сюжетам классических американских городских легенд и страшилок, нередко вторгаясь на территорию притч, основанных на реальных событиях: за десять сезонов «Американская история ужасов» успела показать ведьмовской ковен, жуткую психиатрическую лечебницу, инфернальный отель с Леди Гагой, кровавый лагерь скаутов и даже приближающийся Апокалипсис. А последняя часть антологии умудрилась за 10 серий рассказать об изолированном городке с таинственными жителями и неудачном студенческом походе.
При этом зачастую совсем разных персонажей исполняли уже знакомые актеры — многие звезды шоу примеряли на себя новые роли из сезона в сезон. Например, Эван Питерс, Сара Полсон и Лили Рэйб пропустили только один из сюжетов антологии, Фрэнсис Конрой заглянула в восемь из них, а Денис О'Хара — в шесть.
Добротный хоррор Мерфи и Фэлчак грамотно разбавляют пронзительными социальными размышлениями — «Фрик-шоу», например, не столько пугает зрителя эффектными «бабайками», сколько изучает ксенофобию и трагедию людей, которых боятся просто из-за того, что у них странные руки, тела или неприятная растительность. В таком свете даже злодеям приходится сопереживать.
Успех Райана Мерфи и Брэда Фэлчака и их прорывного хоррора со временем привел к тому, что «Американская история ужасов» стала фундаментом для целой франшизы антологий, посвященной интереснейшим эпизодам из бурной жизни Штатов. В первую очередь компанию страшилкам составил проект о самых резонансных преступлениях на территории США, изучающий не только сами обстоятельства криминальных дел, но и подробный контекст, в котором они происходили.
«Американская история преступлений» стартовала с повествования об известном футболисте, обвиняемом в убийстве бывшей жены и ее приятеля, и адаптировала книгу Джеффри Тубина «Главный забег в его жизни: Народ против О. Джея Симпсона». Сильный выбор для первого сезона — дело по сей день продолжает оставаться одним из самых резонансных в истории или по крайней мере самым разрекламированным. При этом имеет значение и уровень популярности участников драмы, и зрелищная погоня за спортсменом (ради ее трансляции прервали матч НБА, и это наблюдали 95 миллионов человек), и расовый конфликт, противопоставляющий «черного» преступника «белым» жертвам. Но, конечно, ключевую роль сыграл оправдательный приговор, разделивший целую нацию на два лагеря.
Мощный дебют сериал продолжает историей под названием «Убийство Джанни Версаче» по мотивам труда «Вульгарные предпочтения» от Морин Орт и изучает то, как одно роковое знакомство и безумная одержимость привели к гибели основателя известнейшего модного дома.
Третий и последний на данный момент сезон погружается в один из главных мировых политических скандалов — порочную связь между бывшим президентом США Биллом Клинтоном и юным стажером Моникой Левински. «Импичмент» подчеркивает то, что авторам сериала интересны не только кровавые истории убийств — в планах продюсеров также был сценарий о последствиях урагана Катрина, ныне отмененный, а продолжит вектор развития сюжет про легендарный ночной клуб «Студия 54» и его экстравагантных владельцев.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by