Тайвань, как и Южная Корея, вошел во вторую половину прошлого века как одна из беднейших стран региона. Тайвань находился практически в самом низу рейтингов экономического и социального развития — это были последствия войн и эпохи колониализма, а также результат постоянной зависимости от внешних ресурсов. Островное государство всегда считалось лакомым кусочком как для европейцев, так и для ближних стран (на него претендовали японцы).
История начала круто меняться после Второй мировой войны, наметился передел сфер влияния. Тайвань вновь накрыли потрясения, как будто прошедшего глобального конфликта оказалось недостаточно. Однако сегодня мы рассмотрим не политические дрязги («Белый террор» — отдельная история), отголоски которых слышны до сих пор (лишь затронем их), а попытаемся разобраться, как регион без особых ресурсов смог оказаться среди сильных мира сего: экономику Тайваня называют одной из наиболее продуктивных и инновационных.
Современный путь Тайваня (или Китайской Республики) начался именно после Второй мировой, по завершении которой США начали активно вливать средства в азиатский регион: в период с 1950 по 1965 год финансовая и материальная помощь достигала 6,5% ВВП страны под управлением Чана Кайши. Поддержку он получал, будучи противником КПК, с которой Гоминьдан вел гражданскую войну — и проиграл в 1949-м, после чего гоминьдановское правительство бежало на Тайвань.
Именно эти 15 лет стали периодом стремительного экономического роста страны. США вливали деньги, поставляли необходимое оборудование, предоставляли квалифицированных специалистов. Чан Кайши, в свою очередь, учредил однопартийную систему, которая, по его мнению, позволяла более эффективно противостоять коммунистическому строю и вести страну к процветанию. На Тайване запретили все, что могло бы пошатнуть позиции Гоминьдана: пресса полностью контролировалась, любые собрания (демонстрации, забастовки) попали под запрет, несогласных судили и казнили. Власти действовали жестко, так как в период с 1949 по 1987 год в стране было введено военное положение.
В начале пятидесятых годов Чан Кайши продолжил аграрную реформу, которая легла на благодатную почву: около 80% населения (по другим данным — более 50%) тогда было занято в сельском хозяйстве и возделывании земли. Однако технологии применялись устаревшие, из-за чего эффективность данного направления экономики Тайваня оставалась низкой. Кроме того, около 70% фермеров арендовали землю, что создавало дополнительную социальную напряженность, так как значительная доля урожая уходила арендодателям.
Да, к тому времени плодородные гектары в стране по большей части находились в собственности относительно небольшого количества землевладельцев. Да, можно было бы все национализировать. Однако Гоминьдан поступил мудрее. Считается, что алгоритм разработал американский экономист Вольф Исаакович Ладежинский, который до этого успешно работал по аналогичному направлению в Японии.
Крупным землевладельцам предложили продать землю, часть которой затем оставили в аренде, а еще часть продали прошлым арендаторам (на самом деле схема была сложнее, и ее реализация заняла не один год). Реформа привела к росту производительности: своя земля мотивирует работать.
Прошлые арендодатели не ушли из региона, а начали вкладывать деньги в теперь уже принадлежащие фермерам земли. Этому способствовала грамотная налоговая политика, удерживающая существующий бизнес и привлекающая новых предпринимателей. Государство, в свою очередь, активно инвестировало в инфраструктуру, которая позволяла бизнесу развиваться дальше.
Экономика страны постепенно трансформировалась в экспортно-ориентированную. Эффективность земледелия значительно выросла, к семидесятым годам с экономической точки зрения Тайвань приблизился к Японии и Южной Корее, которые шли своим, но сходным путем. В какой-то момент начали делаться робкие шаги в сторону либерализации, однако они были практически незаметны: Чан Кайши оставался верен самому себе до конца.
На одном земледелии поддерживать рост экономики затруднительно даже с учетом постоянного импорта в страну новых технологий с Запада, поэтому Тайвань перешел в следующую фазу развития: прошло всего 10 лет после старта изменений, но уже началась «локальная» эпоха индустриализации. Однако, если вернуться в прошлое, подобное нельзя считать внезапностью: с 1948 года в стране вели сборку радиоприемников из ввозимых комплектующих. К шестидесятым годам Тайвань уже выполнял заказы из Японии, которая экспортировала готовую продукцию в США. Новые рынки сбыта приводили к возникновению в стране все новых технологичных производств.
Причем потребительскую электронику начали выпускать и для домашнего рынка — вновь благодаря лицензированию технологий, в том числе у Японии. Кроме того, местные компании получали все больше прямых инвестиций из западных стран.
Одна из проблем была связана с тем, что Тайвань не производил комплектующих. Правительство пыталось поддержать местных производителей, изменяя законодательство, которые подталкивало бы иностранные компании передавать все больше технологий в распоряжение тайваньской промышленности. На местном рынке, кстати, присутствовала уйма небольших предприятий, которые тогда не гнушались копированием иностранных технологий. Такая ситуация наблюдалась не только в шестидесятых, но и как минимум в следующем десятилетии.
Кроме того, Тайвань столкнулся с тем, что производимая здесь продукция отличалась невысоким качеством (или ее относили к таковой). В этом страна повторяла историю Японии, которая в послевоенное время считалась государством, где выпускают «ширпотреб для бедных». По этой причине основными рынками сбыта некоторое время оставались развивающиеся страны. Но вот полученные средства локальный бизнес инвестировал в развитие — для закупки новых технологий и современного оборудования. В шестидесятые годы Тайвань оказался одним из четырех «азиатских тигров» (в список также входили Южная Корея, Сингапур и Гонконг), которые демонстрировали небывалое экономическое развитие.
Тем не менее первое время крупные иностранные корпорации опасались инвестировать значительные средства в производственные мощности на Тайване. Причина заключалась в следующем: никто не был уверен, что капиталовложения, причем весьма значительные, отобьются, ведь современное оборудование и наличие технологий не равно высокое качество. Ожидая этого, официальный Тайвань вкладывал деньги не только в инфраструктуру и производство, но и в обучение квалифицированного персонала, который должен был оставаться в стране для работы на ее благо.
Это был долгий процесс. Переломный момент случился ближе к концу шестидесятых годов, когда в страну пришла американская компания Philco, принадлежавшая Ford. Philco-Taiwan доказала, что качественную продукцию можно производить с меньшими затратами, она стала на мировой арене одним из игроков, производства которого начали постепенно мигрировать в Азию.
Позже в игру включилось государственное предприятие, которое заключило соглашение с RCA Corp. и приобрело права на технологии CMOS. Американцы также организовали обучение будущих инженеров. Кроме того, созданные в шестидесятые годы госпредприятия начали постепенно приватизировать: только так можно было добиться роста их эффективности. А государство играло роль регулятора, не допуская появления монополий.
Одновременно работали заложенные ранее механизмы, значительно упрощавшие привлечение инвестиций, развертывание новых производств, модернизировалась налоговая система (от нее особенно выигрывали те, кто был ориентирован на экспорт, так как на него был ориентирован и Тайвань).
Семидесятые годы стали временем экономических и социальных потрясений для Тайваня: десятилетие началось с изменения отношения ООН, а в 1975 году умер Чан Кайши. Пост председателя ЦК и ЦИК Гоминьдана занял его сын — Цзян Цзинго (в СССР его знали как Николая Владимировича Елизарова). С ним страна начала переживать очередной этап развития, характеризовавшийся более ощутимыми послаблениями в политической сфере и, как следствие, всех остальных областях. Непросто было и в восьмидесятые.
Отменять военное положение Цзян Цзинго не стал. Не поддерживающим государственный строй «всеми фибрами души» политикам-«внепартийцам» (партии, кроме Гоминьдана, все еще были под запретом) предоставили определенные свободы, но все еще держали на коротком поводке. Поэтому, вероятно, в 1979 году случился так называемый Гаосюнский инцидент, когда власти жестко разогнали вышедших на демонстрацию. Лишь в 1986-м в стране появилась первая оппозиционная партия, спустя примерно год на Тайване отменили военное положение, а в 1988-м умер Цзян Цзинго.
Место генсека занял Ли Дэнхуэй, который инициировал еще более активный переход к демократическому обществу, хотя не всегда процесс шел гладко: были конфликты и противостояния. Либерализация касалась не только общественно-политической сферы, но и экономики: привлечение капитала значительно упростилось, изменения также коснулись импорта и других направлений.
И ведь было кого поддерживать. В 1987 году с участием государства была основана компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC), на время ставшая первым в мире предприятием, единственная специализация которого — производство полупроводников. В 1989 году она получила крупные инвестиции, открыв новые производства. Foxconn, основанная еще в 1974-м, построила свою первую фабрику в Китае в 1988-м. В этом же году появилась Quanta Computer, 1989-й стал годом образования Asus, в 1990-м на биржу вышла Quanta Computer, основанная в 1984-м, а семейный подряд Multitech в 1987-м превратился в Acer. Само собой, это далеко не все.
Важно, что в восьмидесятые годы Тайвань, развивая собственную экономику невероятными темпами, умудрился не создать внешних долгов (аналогично ситуация обстояла у Сингапура и Гонконга), эффективно контролировался бюджет, проводилась грамотная денежная политика, а повышение благосостояние вело к дальнейшим изменениям в политическом строе (в определенный момент уже Гоминьдан стал оппозицией).
Даже кризис 1997 года не слишком сказался на экономиках четырех «азиатских тигров», при этом тайваньская и сингапурская экономики пострадали меньше всех. Считается, что это стало возможным, кроме прочего, за счет грамотно выстроенных внутренних процессов и готовности продолжать вести бизнес, несмотря ни на что. Но была и новая сила, которая начала теснить «тигров»: в игру все активнее включались Китай и другие азиатские страны.
Тайвань набирал баллы за счет высокого уровня образования и подготовки кадров. Страна остается в списке развитых экономик мира, с переменным успехом борется с экономическими кризисами: регион пострадал во время «пузырей доткомов», а затем, в 2008-м — от экономического кризиса. Слабым местом, вероятно, стала сильная сторона Тайваня — ориентация на ИКТ-экспорт. Также остаются высокими траты на импорт технологий и оборудования. Определенное недовольство высказывают в материковом Китае, где не считают желание Тайваня развивать сотрудничество с Западом и Европой грамотным решением (такие слова зазвучали чаще на фоне коронавирусной пандемии).
Тем не менее Тайвань, который регулярно, как Сингапур, называют технократическим государством, намерен придерживаться избранной давным-давно стратегии. Пока ее эффективность доказывается практически непрекращающимся ростом экономических показателей.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by