История о Золушке напрямую и косвенно подарила жизнь не одному десятку фильмов — за всю историю на экраны выходили и более-менее традиционные экранизации сказки, и экспериментальные гендерно-нейтральные интерпретации. К выходу белорусскоязычной версии диснеевской экранизации вместе с VOKA мы собрали самые удачные и смелые взгляды на классику, которые будет нескучно посмотреть всей семье.
Вообще, архетипическая история о том, как благодаря маленькому размеру ноги несчастная девушка нашла влиятельного и богатого возлюбленного, совсем не уникальна: народы всего мира изобрели сотни интерпретаций этого фольклорного бриллианта. Первые версии «Золушки» в принципе были найдены еще на папирусе, но, пожалуй, самые известные мир обрел благодаря сказке Шарля Перро и кровавой притче братьев Гримм.
Среди экранизаций тоже есть бесспорная классика и идеал для подражания — мультфильм почтенного 1950 года, выпущенный студией Disney, лучше которой мало кому удавалось снимать сказки. За основу интерпретация взяла именно вариант Шарля Перро — без отрубленных пальцев из видения братьев Гримм, с каретой из тыквы, мышами в форме коней и дивным бальным платьем из лохмотьев.
Для студии «Золушка» стала главным большим послевоенным проектом, который должен был дать новый импульс в непростые годы. У Disney уже был опыт подобной постановки: «Белоснежка и семь гномов», сюжетно близкая к новой сказке, вышла еще в 1937-м. Тем не менее работа растянулась на шесть лет и потребовала круглую сумму в $2,5 млн, которая ушла на обновление анимации, а управлял трудоемким процессом сам Уолт Дисней.
После безусловного триумфа в прокате мультфильм стал перевыпускаться каждые семь-восемь лет, а позже породил целую плеяду ремейков, которые как просто воссоздавали знакомую историю в новых тонах, так и спешили ее переосмыслить.
В последние годы Disney изобретательно адаптирует свою классику для новой аудитории, трансформируя старые и любимые мультфильмы в игровое кино. Процесс начался с «Алисы в стране чудес», продолжился «Малефисентой», а сейчас и вовсе ушел в ритм конвейера: в планах значится с десяток лент — от «Горбуна из Нотр-Дама» до «Лило и Стича».
Фильм «Золушка», который превратился из мюзикла в фэнтезийную мелодраму, в целом более чем бережно относится к наследию Уолта Диснея. История в руках Криса Вайца (к слову, одного из сценаристов «Американского пирога») прибавляет в глубине: меняются обстоятельства первой встречи Золушки и принца, а королевский дом вдруг становится настоящей обителью интриг, где счастливый брак монарха рассматривается в качестве разменной монеты для преуспевания государства и обеспечения благосостояния некоторых его деятелей. При этом лента не становится слишком уж серьезной драмой, сохраняя черты знакомой сказки — легкомысленной, старомодной и остроумной.
Роли в ней доверили звездам первого эшелона Голливуда: Лили Джеймс стала Золушкой, Кейт Бланшетт — мачехой, а волшебная Хелена Бонэм Картер воплотила, конечно, фею-крестную. Принца, кстати говоря, сыграл Ричард Мэдден, известный многим по «Игре престолов» — к интригам в стенах дворца ему явно не привыкать.
Самый свежий во всех смыслах взгляд на историю Золушки стал сенсацией еще до выхода ленты на стриминговой платформе Amazon — все из-за скандального, но современного решения сделать фею-крестную гендерно-нейтральной: роль получил актер и певец Билли Портер, появляющийся в кадре исключительно в роскошных платьях.
И это не все коррективы, которые 2021 год внес в традиционное повествование. Например, главная героиня Элла не стремится завести отношения, а мечтает стать частным предпринимателем и продавать платья. Мачеха, не самая приятная женщина, имеет право быть такой: бывший муж развелся с ней из-за того, что Вивиан хотела учиться игре на фортепиано, что совсем не соответствовало имиджу прилежной домохозяйки. А юный принц Роберт ищет пару не только для того, чтобы увереннее чувствовать себя на троне, — он не против рвануть со своей второй половинкой в путешествие по миру, пока государственными делами занимается его амбициозная сестра.
В то же время картина верно следует музыкальным традициям классических экранизаций, в отличие от «Золушки» 2015 года, оставаясь в первую очередь мюзиклом, герои которого начинают петь всякий раз, когда для этого появляется минимальная возможность. Поэтому и каст соответствующий: тот же Билли Портер с «Грэмми» на ты, а Золушка Камила Кабельо прошла через огонь The X Factor и последние годы не выбирается из чартов. Немузыкальные звезды тоже хороши: в фильме появились Пирс Броснан и популярный шоумен Джеймс Корден.
Конечно, в середине XX века ни один режиссер и подумать не мог о том, чтобы одеть своих мужских персонажей из детской сказки в женское белье. Однако эксперименты в этом направлении случались и более 60 лет назад — в ленте «Парень-золушка». Конечно, до дерзких решений современных постановщиков авторам классического фильма было далеко: персонажи вроде самой Золушки, ее злых сестер и прекрасного принца сменили пол, но этим дело и ограничилось — никаких юбок на мужчинах и женщин в растянутых семейных трусах.
Сюжет, в свою очередь, почти не отступает от привычного варианта. После смерти отца главный герой остается жить с мачехой и ее неприятными отпрысками, пока при помощи крестного с волшебной палочкой не попадает на бал и не влюбляется в принцессу. Дальше — простая мужская мечта: женщина с ботинком в руке сама находит своего суженого, а злая приемная мать оказывается не совсем уж законченной злодейкой, как и непутевые братья.
Роль парня-Золушки в фильме досталась легендарному комедианту Джерри Льюису, который был главной юмористической звездой США в послевоенный период. Компанию ему составил Граф Бэйси, выдающийся пианист и одна из главных величин в истории джаза, который украсил ленту запоминающимися оркестровыми выступлениями. Безусловно, присутствие в мюзикле такого мастера — большая удача авторов нестандартной экранизации.
Телевизионный проект с инклюзивным взглядом на историю классической героини зашел куда дальше мужского взгляда на «Золушку» образца 1960-го. В 1997 году студия Walt Disney Television подготовила настоящую сенсацию: мюзикл изменил цвет кожи девушки.
Главная роль в дерзкой «Золушке» досталась R&B-певице Бренди, которая годом позже получила премию «Грэмми» — для музыкального фильма она казалась идеальным и актуальным выбором. Вместе с ней на экране блистала маститая исполнительница Уитни Хьюстон, не нуждающаяся ни в представлении в целом, ни в хвалебных эпитетах. Она стала телом, лицом и голосом феи-крестной. А еще в фильм заглянула Вупи Голдберг, которая взяла на себя нелегкое бремя королевы и матери неугомонного принца.
Сюжетно фильм тоже оказался куда современнее классического варианта от Шарля Перро или Disney: принц встречает свою возлюбленную не на балу в образе светской львицы, а на самом обычном рынке, выдавая себя за простолюдина. Поэтому и чувства пары кажутся куда более искренними: оба героя прониклись симпатией друг к другу без регалий, дорогих костюмов и света софитов.
Несмотря на то что в 1997 году не все критики оценили ленту вообще и актерские способности вчерашних певиц в частности, эта колоритная интерпретация заслужила семь номинаций на «Эмми». Но для кино она сделала еще больше: показала, что даже культовая принцесса Disney вроде Золушки не обязана быть персонажем с белой кожей.
Самая современная интерпретация традиционной сказки, но не в идеологическом плане, а в декорациях XXI века. Вместо туманного и страдающего Средневековья — солнечная Калифорния, вместо принца — самый популярный спортсмен в школе, вместо королевского бала — подростковые танцы, а вместо судьбоносной туфельки — мобильный телефон.
Фильм с Хилари Дафф, конечно, совсем не метит на «Оскар», но неплохо играет с миром сказки Перро. История становится живее: появляется ряд характерных для подростковой мелодрамы героев вроде мечтающего о карьере актера Картера, друга и коллеги Золушки по закусочной или главной чирлидерши Шелби, девушки того самого «принца» и большой фанатки школьного буллинга. Футболист Остин, кстати говоря, тоже оказывается достаточно далек от сказочного образа, поэтому и отношения с непопулярной девочкой из местной забегаловки его совсем не прельщают. Впрочем, хеппи-энда картине избежать не удается — сердца соединяются, в засушливой долине идет дождь, а злодейки в лице мачехи и сестер отрабатывают материальный и моральный ущерб по закону.
Удачная формула осовремененной притчи, кстати говоря, так понравилась компании Warner Bros., что через четыре года картина получила своего рода продолжение. Ромком «Еще одна история Золушки» работал по вектору предшественника с Хилари Дафф, но главную роль на этот раз исполнила Селена Гомес, а лента в целом приобрела танцевальную постановку в духе серии «Шаг вперед».
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by