Российское кино в последние годы вполне успешно меняет представление о себе. Уже почти никто не спорит с тем, что насупленные драмы про русский быт и хтонь у современных режиссеров получаются более чем удачно. Но и комедии у авторов все чаще выходят очень даже неплохие. Вместе с VOKA собрали главных представителей жанра последних лет.
Героини комедии положили лучшие годы на то, чтобы гонять мяч по газону, но в ответ раз за разом слышали одно: «Женский футбол — это не футбол. Тем более любительский». В какой-то момент ситуация вокруг команды таганрогского металлургического завода «Изумруд» становится патовой. Добродушный тренер-энтузиаст Палыч попадает в больницу, а его сменщик Вадим Панов, несмотря на прошлое в ЦСКА, чаще наблюдает стопки на столе, чем фишки на площадке. В итоге начальство завода устает от баловства барышень и таки решается прикрыть амбициозный спортивный проект.
Выйти из ситуации можно только сообща. И если капитан команды Даня, которая выглядит точь-в-точь как Любовь Аксенова, готова просто рубиться с подругами со двора за мечту, то для горе-тренера Панова нужна мотивация посерьезнее — в лице бывшей жены и дочери-спортсменки. Да, борьба девушек за победу в роковых следующих матчах отчасти кажется нелогичной и даже бесцельной, но зачастую именно таков беспощадный любительский футбол, который бóльшую часть времени движется между абсолютно туманными точками развития.
Радует, что режиссер Максим Свешников выбрал в качестве декораций для своей спортивной комедии не опостылевшие столицы России, а уютный провинциальный Таганрог — картина выглядит свежее и больше соответствует масштабу подвигов «Изумруда», который целится совсем не в Лигу чемпионов.
Герои Сергея Бурунова и Марии Ароновой давно исчерпали всю романтику брака. Развода они не боятся, но попадать на деньги из-за него не хотят — в 2040 году даже алкоголь в неумеренных количествах пить не дают, а расторжение семейных отношений и вовсе стоит целого состояния. Зато есть путешествия во времени, которые дают паре шанс решить проблему в зародыше — прыгнуть в прошлое и развалить персональную ячейку общества до того, как она оформилась по закону.
Само собой, на деле такое приключение не может не столкнуть героев с ностальгическими воспоминаниями в исполнении собственных молодых версий. Так пара получает редкий шанс пересмотреть отношения или по крайней мере увидеть, из-за чего они вообще на них решились.
В карьере Марии Ароновой и тем более Сергея Бурунова, нужно отметить, были комедии и куда более искрометные — почти все главные юмористические эпизоды «Пары из будущего» поместились в трейлер картины. Другое дело, что фильму удается рассказать на удивление теплую и полную любви историю, которая местами будет отзываться в каждом зрителе. А в таких условиях актеры раскрываются еще лучше, отыгрывая созерцательную историю-притчу о том, как стоит прожить свои годы, чтобы потом не возникало желания все переиграть.
Жить в обществе временами ой как непросто, особенно когда это общество так и рвется всячески влезть в личное пространство. И если от 99% людей можно укрыться в родных стенах, за любимым делом или хотя бы в своей собственной голове, то изолироваться от самых близких куда сложнее. Особенно девушке за 30, родители которой начинают день с советских стереотипов и с ними же засыпают.
Чтобы не отвечать на наболевшие вопросы про замужество и ребенка, главная героиня фильма Саша придумала себе отношения с тренером по бегу Кириллом. Ее такой фантазийный союз более чем устраивает: девушка наслаждается своей уютной жизнью с подругой в съемной квартире и собственными кулинарными курсами, совсем не мечтая об узах брака. Но когда ситуация с вымышленным бойфрендом выходит из-под контроля, на помощь главной героине приходит муж сестры Паша, у которого хватает личных проблем, чтобы быть просто хорошим товарищем и не лезть с лишними советами.
В отличие от призрачных отношений Саши с ее бегуном, дружба с Пашей кажется искренней. Возможно, дело в том, что перед съемками Анастасии Евграфовой и Виталийсу Семеновсу как раз поручили стать не просто коллегами, а близкими приятелями. Такая вот работа у актеров — ходить на каток, гулять по паркам и дружить.
Несмотря на титанический труд маркетологов Pornhub, видео для взрослых даже в 2021 году остаются во многом темой стыдной, табуированной и вовсе маргинальной. Но не для режиссера Михаила Сегала, который вокруг жанра не для всех построил целую комедию.
Главный герой картины «Глубже!» в исполнении Александра Паля — тоже режиссер, тоже амбициозный и тоже лишенный надуманной стыдливости. Когда он теряет теплое местечко в театре из-за слишком затяжной и тяжеловесной работы над пьесами Чехова, друг находит для него временную подработку. Вот только съемка массового порно оказывается больше чем халтурой и во всю мощь раскрывает залежи креатива внутри Романа Петровича.
Так запретный жанр сталкивается с классической драматургией, актеры-любители (известно чего) — с системой Станиславского, а схематичные сюжеты про животное влечение превращаются в почти шекспировские любовные драмы. На выходе получается нечто под названием «глубокое русское порно», захватывающее экраны всего мира и проникающее даже на театральные подмостки. Сюжет вышел отчасти пророческим — как минимум из-за того, что «Глубже!» сейчас доступен на зарубежных стримингах с английскими субтитрами.
Не всем дано любить родину, когда бóльшая часть жизни проходит в ежедневных поездках на транспорте из подмосковного Подольска к столичным благам, будни сменяют друг друга в квартире с матерью и на бесперспективной работе журналиста районной газеты, а голова полна фантазий о легкомысленной повседневности в Амстердаме.
Впрочем, главному герою фильма Николаю выпадает уникальный шанс проникнуться чувствами к родному городку — не без помощи вежливых представителей полиции и визита в местное отделение. Вот только тревожный сюжет быстро скатывается в какой-то предельный сюр: вместо допроса с пристрастием пареньку предлагают самую настоящую викторину, посвященную Подольску, а вскоре и вовсе начинается шапито с песнями и плясками.
Абсурд происходящего перемежается не менее любопытными деталями: в полицейском отделении откуда-то появляются огромный бассейн и тайная комната с соленьями для чайных церемоний, а понять ход мыслей Николая стражи порядка пытаются в том числе при помощи специального футуристичного прибора — Россия в картине явно существует в какой-то альтернативной реальности. Впрочем, узнаваемых черт прошлого и настоящего тоже хватает. Какими бы причудливо-дружелюбными ни были местные полицейские, выйти из застенков отделения герой может только преисполненным любви к родине, никак иначе.
Один из самых броских фильмов прошлогоднего фестиваля «Кинотавр» на первый взгляд кажется нестройным коллажем абсурдно-бытовых ситуаций из жизни трех товарищей, снимающих квартиру в Москве. Безработный провинциал Деня выиграл в лотерею — ему удалось заполучить сердце модной столичной актрисы, но жизнь подбрасывает на порог беременную бывшую пассию из Красноярска. Диджей Виталик, который должен был со дня на день рассчитаться с хозяйкой квартиры, переживает страшный сон наяву: теряет все потом и кровью заработанные деньги. А на окраине творящейся бесовщины режиссер Леша грезит съемочными площадками артхаусных проектов, не замечая, какой комедийный самородок поджидает его в стенах родной квартиры.
Фильм, отмеченный вниманием стриминговой платформы HBO, почти напрочь лишен привычной структуры и в полной мере воплощает в себе комедию ситуаций. С другой стороны, основан он на вполне реальных бытовых историях: один из героев «Хандры» по сути и есть сам режиссер Алексей Камынин, а остальные отчасти срисованы с его окружения. Это обеспечивает ленте абсолютно дружескую атмосферу, резонирующую с песнями Макса Коржа и беззаботными ритмами Антохи МС.
Картина насквозь пропитана иронией — как над мечтами самого режиссера, который планировал снимать авторские проекты, но оказался в закулисье комедии, так и над российской индустрией кино.
Вестерн, конечно, генетически совсем не родной для жителей постсоветского пространства жанр. С другой стороны, режиссерам еще во времена СССР удавалось снимать блестящие комедии про прерии и ковбоев — «Человек с бульвара Капуцинов» не даст соврать.
Не самый маститый и популярный, но талантливый автор Сергей Кузнецов здорово продолжил традицию представления жанра в ироническом ключе. В его ленте «Семь пьяниц» угадываются черты инди-проекта «Турбо пацан»: далекое будущее погибшего общества потребления, пустынные пространства, избавившиеся от сожителя в виде человечества, и постапокалиптические ковбои, которые не видели в своей жизни ни тех самых коров, ни лошадей. Компания героев вестерна, заклятых алкоголиков в широкополых шляпах, мчит к горизонту на велосипедах в поисках Божественного бара, который обещает путникам славу, богатство, реки спиртного и любовь непритязательных женщин. Только, кажется, им никто не объяснил, что живым туда путь заказан.
Кино абсолютно любительское, но при этом остроумно внедряет ковбойский сеттинг в реалии постапокалиптической России с узнаваемыми архетипами персонажей, а непосредственный и легкомысленный характер фильма только на руку такому эксперименту.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by