Большие бренды одежды во все времена любили делать коллаборации с яркими медийными личностями. Но никогда в истории это сотрудничество не доходило до такого масштаба, как партнерство Майкла Джордана и Nike. Вместе с VOKA сдуваем пыль с любимых кроссовок и вспоминаем уникальную историю бренда Air Jordan, покорившего весь мир.
Забавно, но в 1984 году, когда компания Nike решила предложить Майклу Джордану контракт и сразу же выпустить модель кроссовок в честь баскетболиста, это не выглядело такой бесспорно выигрышной идеей, как кажется сейчас. Это в 2021 году «Его Воздушество» — недосягаемая икона, чей статус и величие невозможно превзойти даже глыбам вроде Леброна Джеймса. А в середине 80-х он только начинал выжигать паркет: быстро покорил публику, залетел на обложку Sports Illustrated, восхищал экспертов, но все еще был юнцом с неопределенными перспективами. Внезапная травма, разгульный образ жизни, влияние «плохих парней» из команды или окружения — блестящую карьеру восходящей звезды могло оборвать все что угодно.
Большая компания поверила в него и сделала рискованную ставку. Джордан получил контракт на $500 тыс. в год и персональную линейку обуви вместо статуса амбассадора уже существующей модели. Оба пункта были сенсационными: такие деньги бренды предлагали только действующим звездам, а не перспективным парням. А новички уж точно никогда не получали именные кроссовки.
Даже известные модели вроде Adidas Stan Smith или Chuck Taylor All-Stars от Converse разрабатывались не конкретно для этих спортсменов. В случае с «тремя полосками» обувь первоначально носила название Robert Haillet — в честь французского теннисиста Роберта Айе, который был рекламным лицом модели. После завершения его карьеры кроссовки сменили имя на уже привычное: Стэн Смит стал их новым амбассадором. Классика от Converse в принципе вышла на рынок под названием All-Stars, пока ее не заметил баскетболист Чак Тейлор и не принял участие в рекламной кампании кед.
Air Jordan с самого начала разрабатывали индивидуально под ЭмДжея. Классическую модель кроссовок сделали красно-черной из-за цветов формы команды «Чикаго Буллз», которую представлял игрок. Хотя в рекламе обувь позиционировали не иначе как передовую с технологической точки зрения: подошва была не настолько амортизирующей, как актуальные модели, чтобы Джордан лучше чувствовал паркет. Кожаный верх тоже подбирали под стиль игры и физические характеристики атлетичного баскетболиста — материалы продлевали срок службы обуви.
С самого начала компания видела в бренде Air Jordan не только линейку кроссовок. При позитивной реакции на новую обувь боссы Nike планировали поставить на поток производство спорттоваров по всем направлениям, расширяя ассортимент одеждой и аксессуарами. Вышло блестяще: дизайнеры компании с полуслова понимали, что нужно конкретному поколению кроссовок, а Майкл Джордан сам установил себе нерукотворный памятник. Air Jordan стали желанными для людей по всему миру: как для фанатов спорта, так и для завсегдатаев модных бутиков.
Сейчас бренд одевает в «джордановские» коллекции Неймара, Мбаппе и всю команду ПСЖ в принципе, а раритетные первые Air Jordan с ноги самой легенды уходят с молотка за рекордные $560 тыс. — «Его Воздушество» покорил даже аукционные площадки.
Air Jordan стали культовыми кроссовками не в последнюю очередь из-за дизайнеров, трудившихся над визуальной составляющей бренда. Так, Питер Мур (к слову, автор не менее легендарного «адидасовского» символа — трех полосок) придумал ту самую модель в красно-черных цветах, из-за которой компания Nike якобы платила штрафные $5 тыс. после каждой игры Джордана.
В этой известной байке есть рациональное зерно: по правилам НБА игроки действительно не имели права носить обувь, в которой не было бы белого или черного цвета в достаточных пропорциях, однако Майкл и бренд обошли проблему изящнее, причем без регулярных «донатов» организации. Баскетболист просто-напросто надевал фирменную обувь на разминке, щеголял в ней, а затем менял на игровой комплект. Впрочем, миф про штраф был только на руку Nike, которая активно использовала это в рекламной кампании, выпустив ролик со следующим текстом: «15 сентября Nike создала новые революционные кроссовки. 18 октября НБА вывела их из игры. К счастью, НБА не может запретить вам носить их».
Помимо этого, Питер Мур изобрел первый логотип линейки — баскетбольный мяч с крыльями. В лучших традициях гениев дизайна он сделал набросок на салфетке, чтобы не забыть идею, пришедшую в голову после случайно замеченного значка капитана самолета. А вскоре рисунок, доведенный до ума, украсил фирменную обувь Джордана.
Спустя несколько лет на посту дизайнера Air Jordan появился новый герой. Мур выдохся и потерял интерес к бренду. К счастью Nike, Тинкер Хэтфилд, который пришел в линейку к третьему поколению «джорданов», оказался не меньшим профессионалом и фанатом линейки. По большому счету именно он в итоге спас Air Jordan.
Дело в том, что в 1987 году Джордан был крайне недоволен вторым поколением кроссовок и всерьез задумывался уйти из Nike к Adidas. Компании нужно было срочно спасать ситуацию и удивлять звезду эскизами третьего поколения. Вся ответственность легла на Хэтфилда, который, может, и успел выстрелить со своим дизайном Air Max 1, но не гарантировал решение проблемы щелчком пальцев.
Говорят, что на презентацию новой модели Джордан пришел с опозданием на четыре часа. Он просто играл в гольф — проекты Nike его уже мало интересовали. А затем в его руки попали эскизы пары кроссовок от Хэтфилда с экспериментальным логотипом Jumpman на язычке и полные деталей, доказывающих, как хорошо дизайнер изучил главную фигуру бренда. Кажется, у «Его Воздушества» после такого не было шанса отказать.
Тинкер вспоминал, что хотел изменить лого, чтобы поместить в центр визуальной составляющей Air Jordan самого баскетболиста. Силуэт, выполненный по образу Майкла, пришелся как нельзя кстати. Интересно, что до сих пор актуален такой миф: рисунок делали на основе эпизода из реального матча, хотя на самом деле это фото было постановочным. Джордан, как правило, не исполнял балетные прыжки на играх.
Пожалуй, главное достижение Хэтфилда заключается не только в создании третьего поколения кроссовок, но и в выстраивании идеальных отношений с главной звездой бренда. Майкл и Тинкер стали близкими друзьями и долгосрочными партнерами. Дизайнер мгновенно подметил, что игроку интересно самому погружаться в работу над новой обувью, и с удовольствием прорабатывал с ним новые идеи. Помимо этого, Хэтфилд был большим фанатом Джордана и знал его до мелочей. Создавая Air Jordan VI, мастер вдохновлялся спорткаром баскетболиста, а Air Jordan XIII своим дизайном воссоздавали скорость «Его Воздушества» — эти детали радовали и фанатов баскетбола, и главную звезду этого спорта.
Сейчас ключевые лица Air Jordan немного отдалились от бренда, хотя они скорее просто перестали яро стремиться попасть на первые полосы. Тинкер Хэтфилд проработал тринадцать поколений кроссовок и передал свое дело новым дизайнерам. В 2013 году модель Air Jordan XX8 впервые обошлась без ЭмДжея на презентации — ее представил миру Рассел Уэстбрук, действующая звезда НБА из обоймы Nike.
«Джорданы» продолжают оставаться передовой спортивной обувью, которую шьют, используя самые актуальные разработки. Эти кроссовки прочно вошли в повседневную жизнь, стали частью модных коллабораций и превратились в заветную цель для коллекционеров-сникерхедов. Но главное, что они стали своеобразной летописью жизни величайшего баскетболиста.
Например, когда Майкл решил завершить карьеру после смерти отца и ушел в 1993 году в бейсбол, Хэтфилд выпустил уникальные Air Jordan IX, вдохновленные именно бейсбольными бутсами. Нельзя сказать, что радикальные отличия этих кроссовок от предыдущих поколений мгновенно бросались в глаза, но, когда обувь может рассказать историю из конкретного момента жизни легендарного игрока, разве это не здорово?
Когда в 1995 году ЭмДжей решил вернуться в родной спорт, компания выпустила соответствующие Air Jordan XI со вставками из лаковой кожи, которые можно было бы надеть даже под смокинг. Хэтфилд хотел подчеркнуть грандиозность возвращения легенды и помочь другу сделать его по-настоящему триумфальным, работал с материалами и силуэтом, чтобы с помощью кроссовок улучшить его качества на паркете. Как итог — четвертый чемпионский перстень для «Его Воздушества».
А в 2005 году на рынке появилось юбилейное двадцатое поколение Air Jordan, ради которого Тинкер Хэтфилд вернулся к статусу дизайнера линейки. Это был особенный момент, который художник решил отметить — нанес лазером на фиксирующие ремешки 200 символов, погружающих каждого внимательного фаната в историю жизни Майкла Джордана.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by