Определить главный матч в истории того или иного вида спорта — задача непростая и зачастую предполагает слишком субъективный взгляд. Мы решили не злить фанатов тенниса, поэтому вместе с VOKA выбрали не лучшие, но одни из самых запоминающихся, абсурдных и зрелищных игр, какие только случались на кортах по всему миру.
Хорватский теннисист Горан Иванишевич в конце ХХ века был одним из лучших на корте. Он постоянно претендовал на титулы: в 1992, 1994 и 1998 годах доходил до финала Уимблдона, но всякий раз ему не хватало шага. В какой-то момент его карьера начала стремиться в обратную сторону — казалось, проигрыши просто надломили спортсмена. Горан, и без того явно не завсегдатай лекций по самоконтролю, все чаще начинал срываться: его коллеги вспоминали, как после матчей он в раздевалке методично ломал свои ракетки о стену.
Но его главная вспышка гнева случилась в 2000 году на турнире Samsung Open в английском Брайтоне и вошла в историю тенниса. К этому моменту вчерашний финалист Уимблдона опустился на позицию 134-й ракетки мира. Чтобы набрать форму, он заявился на Samsung Open, где его ждал Хён-Тайка Ли из Южной Кореи, который хоть и занимал 99-е место, но не выглядел таким уж грозным соперником.
Однако игра не задалась. Не справляясь с ходом поединка, разозленный Иванишевич одну за одной сломал все три ракетки. Супервайзер ATP Tour предложил ему попросить экипировку у коллег, но Горан отказался: он привык играть амуницией определенного бренда. Понимая, что других вариантов нет, гордый (и очень злой) хорват объявил о досрочном конце матча.
Это был первый в истории случай, когда победитель определился таким образом: как правило, теннисисты брали с собой от шести до десяти ракеток (а не три) и не успевали сломать их все. В разговорах с прессой Иванишевич не сильно переживал из-за проигрыша на турнире, на который даже не хотел ехать: «По крайней мере, когда я закончу играть в теннис, меня чем-то запомнят. Парень, который никогда не выигрывал Уимблдон, но разбил все свои ракетки». Уимблдон, кстати говоря, Горан выиграл через год. Ценой множества ракеток, разбитых на пути к нему.
Договорных игр в спорте полно на всех возможных профессиональных уровнях. Зачастую любители грязного заработка находят отчаявшихся или просто авантюрных персонажей, которым предлагают мягко подыграть в определенную сторону матча, но иногда это действо выглядит как самый настоящий театр абсурда.
Один из самых фантасмагорических случаев явно договорного теннисного матча произошел в декабре 2019 года на турнире ITF в Катаре, на котором соревновались, конечно, не Надаль и Джокович, но вполне профессиональные игроки. В центральном матче дня встретились тайский теннисист Криттин Коайкул (1369-я ракетка мира) и новичок из Украины Артем Бахмет. Матч вышел на загляденье — «стараниями» славянского богатыря, который проиграл вчистую абсолютно все сеты и за 22 минуты отправил своего противника дальше по сетке.
Понятное дело, что турнир не предполагал выступления спортсменов уровня мировых звезд тенниса. Даже счет при желании можно объяснить: абсолютно сухие сеты встречаются и в кристально чистых с правовой точки зрения играх и объясняются как с позиции «встал не с той ноги», так и банально неудобным стилем соперника. Другое дело — насколько комично украинец вел себя на корте: с трудом перемещался по площадке и постоянно не попадал по мячу, даже когда нужно было просто сделать подачу.
Дело раскрыли и без Шерлока Холмса. Артем Бахмет был обычным парнем без какого-либо профессионального рейтинга и истории игр. Его отправил на турнир ставочник-интриган, который воспользовался нехваткой игроков на ITF: соревнования проходили в сезон спортивных отпусков, к тому же лететь в Катар для многих теннисистов средней руки — дороговато. Злоумышленник оплатил создание анкеты игрока и взнос за участие (около $130), а затем 50 раз отбил эту сумму — и был таков.
В эру TikTok аудитории все тяжелее дается просмотр спортивных мероприятий, которые требуют много времени и почти не загружены яркими моментами, как, например, футбол. Но даже теннис, буквально наполненный действием, может быть утомительным — это доказало трехдневное противостояние Джона Изнера и Николя Маю.
На самом деле матч, конечно, длился не трое суток чистого времени, просто из-за проблем с освещением игру приходилось дважды переносить на завтра. С другой стороны, суммарно состязание заняло 11 часов и 5 минут — это тоже безусловный рекорд, причем, что удивительно, поставленный не в какие-то дремучие времена на турнире между колонизаторами и коренными американцами, а в 2010 году на Уимблдоне. Для сравнения: Серене Уильямс потребовалось меньше 10 часов на то, чтобы пройти всю турнирную сетку.
При этом на бумаге казалось, что у игры просто нет шансов затянуться. Джон Изнер был 19-й ракеткой мира, а Николя Маю занимал 148-ю строчку рейтинга. Да и первые четыре сета явно не предвещали такого рекорда, уложившись в один день. Но уже пятый сет оказался испытанием длиной 8 часов 11 минут. Соперники поочередно побеждали друг друга в подачах на протяжении 168 геймов, отказывались сдаваться, играли вплоть до темноты и снова возвращались на поле на следующий день.
Ажиотаж вокруг этой баталии привлек внимание даже королевы Елизаветы II, которая, как правило, приезжала только на ключевые игры Уимблдона. Зрители не отрываясь следили за ходом боя не на жизнь, а на смерть, мечтая о самолетах Красного Креста с провизией. А в комментаторской рубке разворачивалась своя история: именно этот матч стал дебютом для новичка-журналиста Рональда Макинтоша — испытания огнем похлеще не придумать.
Увы, истории не хватило такого же драматичного завершения с победой андердога на исходе одиннадцатого часа: верх закономерно одержал изначальный фаворит Джон Изнер.
Рекламные выставочные матчи — совсем не редкость для тенниса. Большие звезды вроде Федерера или Надаля весело проводят время за любимым делом, собирают деньги на благотворительность или просто привлекают внимание всего мира к грядущим турнирам. Но самые впечатляющие шоу-матчи, кадры которых облетели весь мир, стали такими не столько из-за именитых теннисистов, сколько из-за нестандартных локаций для игр.
Началось все с легендарного поединка между Роджером Федерером и Андре Агасси на вершине Бурдж аль-Араб в Дубае. Круглую вертолетную площадку на высоте более 320 метров над землей застелили травой, нанесли разметку и установили сетку. Вокруг небоскреба кружил вертолет, откуда в звезд целились объективы фотокамер (они же уворачивались от вылетающих за пределы площадки мячей). Федерер и Агасси остались в восторге, а менеджеры рекламных кампаний взяли на карандаш блестящую идею.
После этого в 2010 году подобное шоу устроили в Катаре: Надаля и все того же Федерера запустили на площадку в виде ковра-самолета на высоте 10 метров над землей. Годом позже соперники встретились в этой же гостеприимной стране сперва на слегка затопленном корте в заливе, а затем на крыше дау, традиционного рыбацкого судна. В 2013-м к эстафете присоединился Новак Джокович и на пару с Надалем устроил матч на пароме возле аргентинского ледника Перито Морено — все ради привлечения внимания к региону и развития туризма.
Помимо игр в живописных местах, в историю вошел и «Матч в Африке», который собрал в Кейптауне почти 52 тысячи человек — абсолютно рекордную аудиторию для тенниса. Кроме Федерера и Надаля, на корте появились миллиардер Билл Гейтс и комик Тревор Ной, а на самой акции за вечер собрали $3 млн для детей Африки.
В истории выставочных игр было еще одно уникальное шоу — из-за его нестандартной концепции, ставящей перед собой задачу разрешить чуть ли не научный вопрос в среде тенниса. Речь идет о так называемой «Битве покрытий», которая состоялась в 2007 году и свела на корте все тех же заклятых соперников — Федерера и Надаля.
Дело в том, что во время различных турниров игрокам приходится иметь дело с площадками, застеленными как травой, так и грунтом. У этих поверхностей есть свои особенности: например, в первом случае игроки должны готовиться к быстрому и низкому отскоку, а во втором — к медленному и высокому. Но даже, кажется, самые мощные и универсальные звезды тенниса зачастую хорошо себя чувствуют только на одном из покрытий, сталкиваясь с проблемами на другом.
Из-за этого и затевалась «Битва покрытий». К моменту ее проведения Федерер 5 лет и 48 игр подряд не проигрывал на траве, а Надаль, напротив, 3 года и 72 игры царствовал на грунте. Уникальный корт должен был их уравнять и дать каждому возможность побороться за победу, в том числе не в самой удобной стихии. Матч был принципиальным и в другом разрезе: Федерер в то время занимал прочную позицию первой ракетки мира, а Надаль шел следом и мечтал обыграть противника в смешанных условиях. Испанец справился с неудобным покрытием, и, судя по всему, не обошлось без помощи родных стен: игра прошла на арене острова Пальма-де-Майорка.
Если «Битва покрытий» была в первую очередь шоу-матчем, хоть и между двумя лучшими теннисистами современности, то в 1973 году в формате выставочной игры решались вопросы куда серьезнее. Поединок Бобби Риггса и Билли Джин Кинг был на редкость значимым: на кону стояло право на равные призовые для спортсменов разного пола.
Дело в том, что еще в начале 70-х мужчины зарабатывали в разы, а то и в десятки раз больше своих коллег в юбках. Одна из главных звезд Уимблдона, Билли Джин Кинг, в 1971 году за сезон выиграла $100 тыс., что было вдвое меньше, нежели в среднем у профессионалов противоположного пола. Спортсменка, уже во многом известная своей борьбой за права женщин, с этим мириться не планировала.
В другом углу ринга был Бобби Риггс — в прошлом блестящий игрок, который вышел на пенсию, обучал других теннису и периодически устраивал шоу-матчи: выходил на корт в ластах, с ведром воды или с экзотическими животными на поводке. Когда этого оказалось мало, самопровозглашенный «сексист номер один в мире» решил сыграть на больной теме: бросить вызов девушке, чтобы одолеть ее и доказать, что теннисистки по уровню слабее ветеранов-мужчин.
Главная цель Бобби, Билли Джин, не была заинтересована в таком мероприятии. Зато недавняя первая ракетка мира Маргарет Смит-Корт оказалась не против забрать в свою молодую семью лишние $10 тыс. из призового фонда, но недооценила противника и осталась ни с чем. После такого Кинг не могла быть в стороне: издевательская победа Риггса ставила под удар всю ее деятельность. Помимо репутации и борьбы всей ее жизни, на кону был и значительный заработок — $100 тыс. призовых и как минимум $75 тыс. каждому участнику за счет кассовых сборов и спонсорских контрактов. Организацией занимались те же люди, которые столкнули Мохаммеда Али и Джо Фрейзера, а сам матч должен был пройти на стадионе «Астродом» в Хьюстоне.
20 сентября 1973 года рекордные на тот момент 30 тысяч зрителей наблюдали вошедшую в историю «Битву полов». Риггс и Кинг играли по «мужским» правилам: до победы в трех сетах вместо привычных двух для женщин. Впрочем, Билли Джин на это не обратила внимания — последовательно одолела соперника в трех раундах, уехала с немаленьким чеком и чувством выполненного долга.
Сумасшедшая популярность Кинг после этой игры помогла ей повлиять на рост призовых для женщин. Теннис в целом выиграл не меньше — вскоре обогнал гольф по популярности и стал не только «элитарным» видом спорта, но и выбором широких масс. А между Бобби и Билли Джин со временем возникла близкая дружба. Это дало почву для слухов о том, что Риггс совсем не был шовинистом и заранее спланировал свой проигрыш.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by