Спецпроект

«Клон», «Дикий ангел», «Богатые тоже плачут»: пересмотрели старые латиноамериканские сериалы свежим взглядом. И выжили

Источник: Саша Маниту
24 мая 2021 в 10:30

Латиноамериканские сериалы — как колбаса во времена дефицита. Вроде и так себе, но за неимением выбора приходилось есть. И спустя много лет, как ни странно, у многих этот специфический продукт заокеанской поп-культуры вызывает исключительно приятные воспоминания. Но что если отключить ностальгию и посмотреть все это дело незамыленным взглядом? Совместно с VOKA мы решились на опасный для жизни эксперимент: заставили нашего журналиста залпом посмотреть те самые латиноамериканские сериалы, которые в 90-х и 00-х собирали у экранов всю семью (ну или как минимум одну бабушку) и были по уровню обсуждений и фанатских теорий эдакой абстрактной «Игрой престолов» для бумеров. Конечно, пришлось ограничиться лишь несколькими сериями из двух сотен, мы же не совсем изверги. Но этого, кажется, хватило.

 «Клон» (2001—2002)

«Получилось, я сделал клон!» Эта фраза — единственное, что я помню о культовом сериале начала нулевых. Когда мама смотрела повторы «Клона», меня отправляли на дневной сон. Мне даже казалось, что его придумали специально, чтобы я не мешал ей следить за перипетиями жизней Лукаса и Жади. Но эти слова, сопровожденные глубоким удивленным вздохом матери, как-то прорвались в подсознание и остались там до сих пор. Как и заставка со странным мужиком и гнусавым голосом переводчика, которая до сих пор вызывает у меня инстинктивный зевок.

Краткий (насколько это возможно) пересказ: молодая мусульманка Жади стала сиротой и вынуждена вернуться из Рио-де-Жанейро в Марокко, на родину своих предков. Проблема в том, что она воспитана в светской среде и не умеет (да и не особо хочет) жить по строгим законам ислама. Но ее родственников, и особенно дядю Али, фем-повестка не колышет: будущая жизнь девушки, в том числе и выгодный брак, заранее предопределены и расписаны. В то же время покутить в Марокко отправляется богатенькая семья Феррас: успешный отец-бизнесмен Леонидас, его горячие сыновья-близнецы Лукас и Диогу (да, их сыграл один актер) и их крестный Альбьери — известный ученый, помешанный на идее клонирования человека.

Волею судеб Жади и Лукас встречаются, влюбляются, но не женятся. Девушку насильно выдают замуж за некоего Саида, который, в общем-то, оказывается неплохим малым, но не тянет и на два Лукаса из десяти. Пара любовников предпринимает несколько довольно комичных попыток сбежать, которые заканчиваются провалом, они понимают, что не судьба, и решают забить на великую любовь до лучших времен.

Диогу погибает в вертолетной аварии. Привыкший все донашивать за братом, Лукас решает «доносить» и его девушку Маизу: пара женится и рожает дочку-умницу Мел. У Жади с Саидом тоже рождается дочь, но взаимный психологический абьюз, свойственный парам, которые заставили жить вместе насильно, делает их семейную жизнь далекой от идеала.

Тем временем Альбьери не может смириться с потерей крестника и решается сделать клон Диогу из генетического материала Лукаса, подсадив его в яйцеклетку случайной пациентке на ЭКО. Рождается мальчик Лео, на удивление абсолютно здоровый. Актеру, играющему Лукаса, который еще недавно изображал и Диогу, скоро придется играть Диогу в молодости, который технически является его клоном, параллельно отыгрывая Лукаса в зрелости: вы понимаете, как все запутано в этом сериале? К этому моменту я начал подозревать, что схожу с ума. Альбьери навязывается в крестные отцы к своему генно-модифицированному созданию, чтобы воспитать его лично и компенсировать потерю Диогу.

Проходит много лет. Жади вроде как счастлива в браке с Саидом, а Лукасу более-менее терпимо с Маизой, кроме того момента, что из-за неразрешенных психологических проблем родителей их дочь Мел подсаживается на кокаин и отчаянно пытается сторчаться. Но неисповедимые пути бизнес-партнерства Саида и Леонидаса вновь сводят Жади и Лукаса вместе, и на этот раз постаревшие голубки уже решают не расставаться несмотря ни на что.

Также Лукас встречается со своим клоном Лео, и всплывает мутная история двадцатилетней давности, из-за которой дядю Альбьери изгоняют из научного сообщества и начинают преследовать по закону. Лео сбегает со своим крестным отцом в пустыню Марокко подальше от общества, которое их не приняло. Но всем на них уже плевать. Главное, что любовь победила, а все остальное — сопутствующие потери.

Ух, ну, вроде бы все. Как вам вообще затея выпустить огромный сериал на 250 серий, посвященный жизни мусульман, через три недели после терактов 11 сентября? «Клону» предрекали провал на фоне общемировой волны страха и недоверия к исламу. К тому же странная сюжетная завязка с клонированием и довольно жесткая линия с дочерью-наркоманкой главного героя отпугивали актеров еще на этапе чтения сценария. Как-то чересчур для простецкой бразильской мелодрамы, не правда ли?

Но затея все же выгорела: к 2021 году права на показ «Клона» выкупили 90 стран. И кажется, я понял, почему домохозяйки по всему миру пролили литры слез над этой историей. Она действительно увлекает, несмотря на свою жуткую затянутость. Если вырезать из «Клона» все эпизоды с флешбэками, слоу-мо и молчаливыми переглядываниями главных героев, количество серий уменьшится ровно вдвое. Нет, серьезно: вот вам момент встречи Лукаса с клоном. Из шести минут четыре они просто смотрят друг на друга и молча офигевают под напряженную музыку. То есть он смотрит: не забываем, что обоих персонажей играет один актер. Представляете, как нелепо это выглядело на съемках?

Ах да, я оказался в лагере тех, кто топил за то, чтобы Жади осталась с Саидом, если вам интересно. Уж больно этот Лукас рохля, как точно выразилась моя мама.

«Дикий ангел» (1998—1999)

Сверхпопулярность «Дикого ангела» в наших широтах объяснить довольно сложно. Но ее до сих пор хватает на то, чтобы раз в пару лет певица Наталья Орейро каталась по СНГ с большими турами, а Иван Ургант вежливо называл ее в интервью Натальей Николаевной. Женщина она, конечно, симпатичная, но с музыкальной точки зрения это даже ни разу не Scorpions, чтобы так долго доить поклонников «прощальными» гастролями.

Наверное, отгадка в типаже главной героини сериала, которую сыграла Наталья. Дерзкая сиротка-пацанка Милагрес, которой чрезвычайно идет форма горничной, — идеальная почва для мужских эротических фантазий. Ну а женщин, видимо, подкупал запутанный сюжет, в котором без ста грамм крепкого аргентинского ликера не разберешься.

Молодая сиротка Мили, воспитанная в монастыре, попадает работать служанкой в дом к богачу Федерико Ди Карло и влюбляется в его сына Иво — заносчивого и самовлюбленного мажорчика с нелепым хвостиком на голове. Главная беда у отца и сына одинаковая: они слишком любят деньги и не умеют держать своего «маленького Ди Карло» в штанах, когда это требуется, что постоянно приносит им неприятности. А еще у Иво явные комплексы по поводу того, что отец его не очень любит. А любит он только его сестру Викторию — не менее заносчивую и избалованную дамочку, которая впоследствии, правда, перевоспитывается и выходит замуж за своего водителя.

Еще в доме живет двоюродный брат Иво — Пабло (глубокий вдох), отец которого как-то напился, сел за руль и попал в аварию. В ней погибли его жена и невестка, из-за чего Пабло два года притворялся инвалидом-колясочником, чтобы ему отомстить (измученный выдох). Если вы думаете, что это довольно тупой и неоправданно закрученный сюжетный поворот, то «Дикий ангел» точно не для вас, ведь сериал полностью состоит из подобных эпизодов. В аргентинском «мыле» постоянно происходит какая-то длинная и сложносочиненная дичь, которая в итоге не приводит ни к каким последствиям.

Например, очень скоро оказывается понятно, что Мили — дочь Федерико от другой женщины. Но тот скрывает этот факт на протяжении 100 следующих серий. Потом об этом узнает сама Мили и тоже решает скрывать это на протяжении еще 50 серий. В итоге спустя полгода она все же признается отцу, что все знает, и знает, что он тоже знает, но к тому времени зрители уже не знают, что делать со своей сломанной психикой и расшатанными нервами.

А еще мать Мили, на могиле которой девушка не раз рыдала и просила о помощи, оказывается жива. И более того, все детство Милагрес она жила с ней в одном монастыре, но по какой-то странной причине никак не участвовала в воспитании дочери. Мили об этом так и не узнает до конца сериала. То есть матери просто было в кайф смотреть на страдания дочери у ее фейковой могилы ради только ей понятной цели. Окей, «Дикий ангел», запишусь-ка я к психологу после просмотра, пожалуй.

Секретарша Федерико Андрэа, переспавшая, кажется, со всеми мужчинами в сериале ради плетения собственных интриг, в конце просто извиняется и избегает наказания. Впрочем, кому какое дело — главное, что герои в конце поженились. Классика латиноамериканских сериалов!

Впрочем, смотреть сериал все-таки есть ради чего. Актеры «Дикого ангела» настолько переигрывают, что это даже весело. Да и в целом атмосфера происходящего, несмотря на все странные твисты, довольно ненапряжная, гораздо менее грузящая, чем у того же «Клона», который притворяется глубокомысленным кино. «Дикий ангел» хотя бы не врет. Он не скрывает, что ты смотришь дичь с первой же серии, но почему-то от нее все равно невозможно оторваться.

«Земля любви» (1999—2000)

Два любящих сердца находят друг друга, но обстоятельства разлучают их на долгие годы. И вот спустя сотни различных препятствий и случайных половых связей они снова находят друг друга, чтобы никогда не разлучаться вновь.

Похоже, это рабочий шаблон для бразильского «мыла»: никогда такого не было, и вот опять. Но все же нельзя сказать, что «Земля любви» совсем уж ничем не отличается от конкурентов. Хотя, в общем-то, большинство бразильских сериалов сняты одним единственным каналом Globo, так что они по сути даже не конкуренты, а коллеги.

Так вот, разительное отличие «Земли любви» от… коллег — это исторический контекст происходящего. Удивительным образом бразильцы заставили весь мир залипнуть в сериал, рассказывающий о периоде отмены рабства в Латинской Америке, когда через океан в поисках новой жизни отправились тысячи итальянских бедняков, которые были призваны заменить на плантациях свободных чернокожих.

Довольно узкая тема, согласитесь. Это все равно что сейчас хитом НВО стал бы сериал о третьем разделе Речи Посполитой. В остальном же все по классике. Главные герои Маттео и Джулиана познакомились еще в первой серии на корабле, переспали во второй, а смогли быть вместе только в последней. А между всем этим происходили эпидемии чумы, женские интриги, случайные беременности и украденные дети. Потому что без них, разумеется, все было бы слишком просто и неинтересно.


«Богатые тоже плачут» (1979—1980)

Отец и святой дух всех латиноамериканских сериалов, задавший в свое время сам формат жанра. В позднем СССР сериал был настолько популярен, что даже рейтинги его утренних повторов обгоняли выпуски новостей, а новые серии обсуждались на рабочих местах и в общественном транспорте между незнакомыми людьми. Можно было подойти к кому угодно и быть уверенным, что этот человек точно в курсе, кто такая Марианна и что у нее с Луисом Альберто.

Это все мне тоже рассказала мама, если что. «Богатые тоже плачут» она смотрела в 1991 году, когда меня не было еще и в проекте, так что жаловаться на флешбэки и въевшиеся через сон фразы, увы, в этот раз не могу. Зато могу на все остальное. «Богатые тоже плачут» с первой же серии закидывает тебя кучей вводных, которые банально не успеваешь запомнить. Вот девочка Марианна, она диковатая и необразованная, ее отец парализован и скоро умрет, а ее мачеха — злобная тетка, которая плетет интриги, пытается отжать ее наследство и спит с любовником Диего, живущим на их ранчо под видом кузена. Все я узнал за коротких 20 минут и, по-видимому, должен был успеть проникнуться симпатией к персонажам.

Ты летишь головой вниз в карьер сюжета, новые имена и герои сыплются каждые 5 минут, а знаменитым Луисом Альберто все еще не пахнет. И не запахнет еще минимум 30 эпизодов, судя по всему. «Ничего, еще поймешь — на это у тебя целых 244 серии», — будто бы шепчут на ухо авторы. Не знаю, может, просто после марафона всех предыдущих сериалов у меня уже начала подтекать крыша. Но на сериале «Богатые тоже плачут» уже конкретно смешались кони, люди, сеньоры, доны и падре.

Говорят, что со временем к темпу повествования привыкаешь и даже втягиваешься. Но проверять как-то не хочется. Единственное, что хочется отметить — игру главной героини. Вероника Кастро крутая и отлично отыгрывает девочку-маугли. А учитывая, что в дальнейшем ее персонаж ждет перерождение в знатную даму с кучей денег и светских проблем, смотреть за этой трансформацией должно быть очень интересно.

«Дикая Роза» (1987—1988)

На «Дикой Розе» мне стало окончательно казаться, что все происходящее я уже где-то видел. Паттерны стали повторяться. Образ простушки-Розы — из «Дикого ангела». Актер, играющий двух близнецов Линарис одновременно, — прямо как в «Клоне». Главную роль исполняет та же Вероника Кастро, что играла Мириам в фильме «Богатые тоже плачут», который я смотрел час назад. Кажется, пазл сложился, я постиг дзен латиноамериканских сериалов. Разгадал их тайну.

Они взаимозаменяемы, и они об одном и том же. Есть богатые, есть бедные, есть их интриги и любовь, которая в итоге все побеждает. И обязательный хеппи-энд, ведь никто не хочет, чтобы по окончании 250 серий недовольные финалом домохозяйки захватили Рио-де-Жанейро. Ну или любой другой город, в котором транслируют сериал. Кстати, получается, что латиноамериканское «мыло» можно использовать в военных целях, если поставлять на экспорт вариант сериала с плохой концовкой.

Но нет, слава богу, все опять хорошо. Рикардо и Роза венчаются в церкви в последней серии — после всех интриг, разлук и случайных беременностей. «Все хорошие вместе, все плохие подохли, вот оно — унылое ***», — как пел Вася Обломов. Закрываю ноутбук, иду спать — хватит с меня сериалов на сегодня. А может, и на ближайшие пару месяцев.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by