Запредельная сложность и цена — впечатления от экшена Returnal

Автор: Станислав Иванейко
14 471
16 мая 2021 в 11:00

Кажется, такого еще не было: первый значимый эксклюзив для новой PlayStation появился спустя полгода после выхода консоли на рынок. Все, что было до Returnal — либо «кросс-ген», доступный и на PlayStation 4 (вроде Spider-Man: Miles Morales), либо очень уж незаметные продукты. Returnal оказалась пусть и не лучшим продуктом для заманивания аудитории к приставке, но все же игра самобытная и мало на что похожая.

Снова и снова

Астронавт Селена получает загадочный сигнал с некой планеты и решает изучить ее подробнее. Но космический корабль терпит крушение на подлете. Женщина оказывается одна, без связи, на очень странной планете с опаснейшими обитателями. И это лишь начало всех проблем: героиня с ужасом обнаруживает свой же труп с обрывочными аудиозаписями. Из них следует, что Селена уже была здесь, и не один раз. После каждой гибели она приходит в себя на терпящем крушение корабле и вновь оказывается на той же планете, но уже в других условиях: антураж меняется.


2021 г, экшен, шутер, приключения, одиночная игра, с 16 лет, русская озвучка

Что гораздо хуже — после каждой смерти мы начинаем игру практически при стартовых условиях: базовое оружие, никаких апгрейдов и улучшений, а все враги возродились. Даже в хардкорной Bloodborne разработчики были более гуманными к игрокам.


Но создатели Returnal пошли еще дальше: мало того что начинаем все время с нуля, так еще и выходить из игры фактически нельзя — иначе прогресс опять сбросится. Игру можно лишь свернуть, выйдя в меню консоли. Но если запустите другой проект — Returnal закроется и прогресс исчезнет. Выключите консоль — будет то же самое. Правда, можно оставить PlayStation 5 в режиме ожидания. Однако что делать на случай отключения электричества?

Сначала Returnal кажется просто в меру сложной: мол, да, тяжело, местами очень, но пройти реально. Однако после 10—15 смертей, каждый раз оказываясь в одной и той же локации, начинаешь задумываться. И тут выясняется, что игра довольно глубокая и проходить ее нужно не по принципу «беги и стреляй». Только вот разработчики об этом почти не говорят — разбираться в Returnal нужно самому.

В игре большое количество ресурсов и инструментов для выживания. Но и тут есть дополнительный элемент сложности: некоторые эффекты оказывают не положительный, а негативный эффект. Заранее, конечно, об этом не сообщают. И под видом неизвестного артефакта мы можем получить снижение выносливости или еще что угодно. С учетом и без того запредельной сложности начинаешь дважды думать, подбирать ли незнакомый предмет.

До релиза казалось, что локации в Returnal случайно генерируемые: по крайней мере, в жанре «рогалика» это вполне нормальное явление. Но быстро замечаешь, что все не так. Территория просто поделена на небольшие участки с вратами у входа и выхода. С каждым новым стартом уровня эти участки просто складываются в разном порядке, и в результате локации быстро приедаются — особенно если учитывать, что бегать по ним предстоит не один десяток раз. Но есть и положительный момент. Запомнив территорию, начинаешь проходить уровень быстрее, а в боях вести себя грамотнее: уже знаешь, где спрятаться и куда нужно бежать дальше.

После надцатой гибели Селены определенно возникнет мысль не вести бой на каждой локации, а пулей пробежать все участки, сохранив здоровье героини. Однако эта тактика не особо работает: в таком случае мы дойдем до серьезной сечи без ресурсов, на которые можно получить улучшения, и с пушкой сомнительной полезности. Выходить в таких условиях одновременно против нескольких мини-боссов, способных убить Селену двумя ударами, — значит наверняка начинать все сначала. Но если зачищать каждую локацию и собирать ресурсы, возникает другая проблема: прийти к боссу можно на последнем издыхании. Аптечки встречаются редко, здоровья они восполняют мало — в общем, ситуация непростая со всех сторон.


Однако выбрав подходящую себе тактику и более-менее освоившись, начинаешь понимать суть Returnal. Прохождение захватывает, и гибель Селены воспринимаешь как очередной вызов: пусть в этот раз не получилось, но в следующий сделаю по-другому и продвинусь дальше. Тем более что сами бои отличные: у врагов разные атаки, ведение боя зависит от вашего оружия, нужно постоянно прыгать и быстро перемещаться, стоит на мгновение остановиться — скорее всего, последует новый рестарт. Даже простая перезарядка оружия представлена с особенностью: когда Селена начинает менять обойму, нужно вовремя нажать кнопку — и тогда перезарядка произойдет гораздо быстрее. Аналогичная система в Gears of War, где бои тоже особенно плотные и напряженные.

Техническое превосходство

В Returnal определенно лучшая реализация возможностей DualSense на данный момент. Новые фишки геймпада — детализированная вибрация, адаптивные триггеры — задействованы на полную. Что-то близкое было пока только в Astro’s Playroom. Но если там платформер просто демонстрировал возможности геймпада, то здесь уже представлен пример реального использования в полноценном продукте. DualSense откликается во время дождя, при беге героини, при получении урона и стрельбе — и все это с невероятной точностью и без намека на задержку. Плюс классное применение адаптивных триггеров: если слегка нажать L2, Селена прицелится из оружия, а при зажатии курка до упора активируется альтернативный режим стрельбы.


Игра выглядит превосходно: высокая детализация текстур, потрясающие эффекты — даже если действие происходит ночью, во время перестрелок здесь словно фейерверки разрываются. Впрочем, тут ожидать чего-то иного было бы странно: игра вышла только на PlayStation 5, и поскольку это единственный весомый эксклюзив, Sony наверняка поставила разработчикам высокую планку.

И все бы хорошо, но у Returnal есть одна по-настоящему серьезная проблема — это даже не сложность, однообразие геймплея или повторяющиеся локации. Дело в цене. Почему-то Sony выставила ценник как за полноценную и большую ААА-игру — 5500 российских рублей, что превращается примерно в 185 белорусских. Продавать Returnal по той же цене, которая будет определена и для новых God of War с Horizon — это чересчур. Returnal выступает совсем в другой лиге, игра — просто красивый и скоротечный «рогалик», к тому же очень нишевый из-за своей специфики.

Редакция благодарит магазин Gamecity за предоставленную игру

7
Оценка Onliner
Первый эксклюзив для PlayStation 5 оказался необычной, но все же проходной игрой. Покупать по полной цене едва ли есть смысл, только если уж вы фанат жанра. Но если отбросить стоимость, Returnal через потраченные нервные клетки принесет специфическое удовольствие.
Нравится
Необычный антураж
Отличная реализация фишек геймпада
Игра затягивает
Яркая и детализированная графика
Не нравится
Высочайшая сложность
В игре нужно долго разбираться
Однообразие
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by