В наше время киноагрегаторы с пользовательскими и критическими оценками стали настоящим проводником зрителей в мире кинематографа. Но всегда ли онлайн-отзывы справедливы? Вместе с VOKA мы попросили знаменитого белорусского режиссера, кинокритика и магистра киноведения Никиту Лаврецкого выбрать свою десятку катастрофически недооцененных фильмов. Важное примечание: в качестве основного критерия недооцененности мы рассматривали оценку ниже 5,0 в крупнейшей датабазе кино — IMDb.
Оценка IMDb: 4,6/10.
Сразу после премьеры оценка апокалипсической драмы «4:44 Последний день на Земле» равнялась 4,4 баллам из 10 — это было хотя бы красиво. Спустя десятилетие рейтинг подрос до 4,6, и, кроме шуток, хочется верить в то, что наступил момент, когда зрители наконец-то готовы переосмыслить этот шедевр. Ведь для этого нет более подходящего времени, чем тревожные пандемические времена.
В этом фильме адепт грязного нью-йоркского реализма Абель Феррара («Плохой лейтенант») изобразил человеческие переживания перед лицом глобальной катастрофы максимально искренне и непретенциозно. Последний день на Земле, по версии режиссера, выглядит как собрание растерянных застольных разговоров, маленьких психологических слабостей и, наконец, отчаянных любовных сцен под тревожный телевизионный фон с последними новостями. Да, все это не похоже на голливудский блокбастер, зато очень честно и правдиво.
Оценка IMDb: 4,8/10.
Пожалуй, массовый зритель все еще не научился видеть магию и красоту в неприкрашенной обыденности. Актер и режиссер Джеймс Франко тоже снял фильм про последний день, но на сей раз про последний день одного конкретного человека. Его герой — трагически погибшая звезда кино 50-х и 60-х («Бунтарь без причины», «Исход») и ранняя гей-икона Сэл Минео (каминг-аут фактически убил его кинокарьеру).
Ничего особенно драматичного в картине не происходит: это набор бесформенных повседневных этюдов (обсуждение сценария с продюсером, долгие поездки на машине и, наконец, репетиция спектакля, занимающая последнюю треть ленты). Однако именно благодаря легкости и жизненности повествования Франко удается полностью передать на экране реальную обаятельность героя, так что концовка фильма становится по-настоящему трагичной.
Увы, «Сэл» — вовсе не исключительный случай: отличные работы Джеймса Франко с тех пор часто не дотягивали до отметки в 5,0. Среди них, например, «Шум и ярость» по Фолкнеру и едкая голливудская сатира «Зеровилль».
Оценка IMDb: 5,0/10.
Кажется, хорроры чаще других зарабатывают незаслуженно резкие отзывы: зрители привыкли относиться к этому жанру как к заведомо низкопробной форме развлечения. Тем обиднее, когда крайне низких рейтингов удостаивается исключительно тонко сделанный, небанальный арт-хоррор.
В «Магии, магии» Себастьяна Сильвы злодеем оказывается не призрак, не монстр и не маньяк, а простое человеческое равнодушие и отсутствие эмпатии. Токсичные молодые люди оказываются бессильными, когда их подруга в прямом смысле медленно умирает от тревожного расстройства и неправильного лечения. Эта картина далека от статуса дешевой поделки: оператором здесь выступает легендарный Кристофер Дойл («Любовное настроение», «Параноид-парк»), а в главных ролях заняты ярчайшие молодые звезды (Джуно Темпл, Эмили Браунинг и Майкл Сера, примеряющий необычное психопатическое амплуа).
Вполне возможно, что выйди это кино на несколько лет позже, режиссер Сильва заработал бы славу мастера арт-хоррора, как какой-нибудь Ари Астер или Роберт Эггерс. Но в 2013-м он оказался никем не понятым.
Оценка IMDb: 4,8/10.
Еще один традиционно считающийся низким жанр — это эротика. В сырой, напоминающей домашнее видео эротически-музыкальной картине «9 песен» увидеть художественную ценность зрителям было особенно сложно.
Но она несомненно здесь присутствует. Британский режиссер-хамелеон Майкл Уинтерботтом действует на редкость минималистично, просто монтируя между собой несимулированные сцены секса и съемки с рок-концертов. Но в итоге ему удается передать на экране подлинную магию и естественную нежность романтических отношений. Что, в сущности, нужно для любви, кроме музыки и секса?
Оценка IMDb: 4,8/10.
Хоррор «Между» считается в интернете самой необязательной работой великого Фрэнсиса Форда Копполы, и лишь немногие осознают, что на самом деле эта картина была воплощением его давней мечты. Еще в 80-е режиссер увлекся концепцией «электронного кино», максимально широко задействуя компьютерные технологии на всех стадиях производства мюзикла «От всего сердца». И лишь в 2011 году он выпустил свое первое кино, целиком снятое на цифровую камеру.
Сюжет фильма «Между» не сказать что замысловат. Специализирующийся на мистике писатель (Вэл Килмер) прибывает в маленький городок, где сталкивается с призраком убитой девушки (Эль Фаннинг), заставляющей его начать собственное расследование местной трагедии. Зато выглядит кино поистине восхитительно: цифровые эффекты привидений (среди них сам Эдгар Аллан По) яркие и выпуклые, как поп-арт, а рассеянный лунный свет и цвет крови — нарочито неестественные, как и полагается современной готике.
Если «Между» окажется последней картиной Копполы (режиссеру 82 года, но он все еще надеется воплотить в жизнь амбициозный магнум опус «Мегалополис»), то это более чем достойная лебединая песня автора, до самого конца оставшегося великим экспериментатором.
Оценка IMDb: 4,9/10.
Иногда причина низких оценок банальна — обманутые ожидания зрителей. Вряд ли кто-то ожидал, что актер Энтони Хопкинс снимет инновационный шедевр в духе позднего Дэвида Линча и Жана-Люка Годара, а он взял и сделал именно это.
Кино «Вихрь» сочетает в себе пародийный нуар и исповедь художника (сам Хопкинс играет роль страдающего деменцией сценариста — почти как в фильме «Отец», недавно принесшем ему второй «Оскар»). При этом, как и у Копполы в «Между», киноискусство Энтони Хопкинса отчетливо цифровое. Сцены меняют цвет, как хамелеоны, прямо посреди действия, а монтаж напоминает фанатские видеоремиксы с YouTube. Все это, конечно, совершенно непонятно, зато жутко причудливо. Стоит лишь притвориться, что этот эксперимент поставил не заслуженный голливудский артист, а какой-нибудь культовый артхаусный режиссер — и все становится на свои места.
Оценка IMDb: 4,2/10.
Российское кино часто заслуженно обвиняют в оторванности от реальности, однако в случае с непонятым публикой эзотерическим хоррором «Мысленный волк» эти обвинения неуместны. Сценарист фильма Юрий Арабов («Господин оформитель», «Мать и сын», «Юрьев день») — главный мистик русского кино, всю свою карьеру построивший на неподдающихся анализу работах, пугающих именно своей потусторонностью. История матери и дочери, блуждающих в темном лесу и спасающихся от невидимой опасности в деревенском доме, — не исключение.
Режиссер «Мысленного волка» Валерия Гай Германика придает эзотерике сценария осязаемую форму: залитый лунным светом лес выходит и вправду атмосферным, а нарисованный на компьютере гигантский Анубис заставляет стынуть в жилах кровь. Тот случай, когда нереальность происходящего — не баг, а фича.
Оценка IMDb: 4,2/10.
Несмотря на заявленный жанр триллера, «Гигант» — это не остросюжетное кино, а шедевр построения атмосферы и саспенса, заставляющего обливаться холодным потом. Заглавный гигант до самого конца не появляется в кадре, а убийства девушек в провинции, о которых идет речь в диалогах, остаются лишь смутными драматическими очертаниями где-то на периферии сюжета. Основное наполнение этого фильма — подростковые шепоты и крики в течение одной бесконечной ночи после выпускного, похожей на лихорадочный сон.
Чтобы избежать разочарования, к этой картине следует приближаться не как к очередному ужастику, а как к уникальному экспириенсу. И тогда она подарит вам небывалые зрительские переживания — как и полагается ни на что не похожей авторской работе, не играющей со зрителем в поддавки.
Оценка IMDb: 4,8/10.
Если в случае с какими-то катастрофически недооцененными фильмами можно достаточно легко предположить причину такого недоразумения, то отдельные примеры заставляют глубоко задуматься даже опытных киноведов. «Безумные каникулы» режиссеров-дебютантов Майкла и Томаса Мэтьюзов — из числа последних.
Казалось бы, все элементы зрительского успеха на месте: народный жанр рождественской эксцентрической комедии (с налетом постиронии); модная эстетика американского инди-кино с крупным пленочным зерном; обаятельные молодые люди в главных ролях (в частности, бестия Кейт Лин Шейл — одна из ярчайших американских актрис своего поколения). И все равно зрительские рейтинги обернулись оглушительным провалом. Воистину неразрешимая загадка нашего времени.
Оценка IMDb: 3,7/10.
Чем вообще хорошее кино отличается от плохого? Возможно, этот вопрос прозвучит банально, однако ответ на него вовсе не тривиален: вопрос вкуса во все времена был субъективным. Может быть, хорошее кино просто должно развлекать? Или сообщать что-то о человеческой природе? Или дарить вдохновение?
Возьмем печально известную «Комнату» Томми Вайсо. Казалось бы, это эталон плохого кино — наполненный нелепыми диалогами и чудовищной актерской игрой тщеславный проект горе-творца. Однако эта катастрофа в замедленном действии бесспорно развлекает зрителя на протяжении всех полутора часов. И нельзя сказать, что из этого фильма мы не узнали чего-то нового о внутреннем мире обозлившегося мужчины с психопатическими наклонностями. Наконец, сложно переоценить, сколько вдохновения подарила всем киноманам картина, которую один киновед когда-то назвал «Гражданином Кейном» от мира плохого кино.
Так что на вопрос, заслуживает ли низких зрительских оценок эта картина, объективно подарившая миру так много, вполне можно ответить категорическое «нет».
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by