Спецпроект

Что смотрели подростки до TikTok? Вспоминаем лучшую тинейджерскую фантастику 2010-х

Источник: Егор Енотов
23 576
27 апреля 2021 в 10:00

Пик популярности подростковой научной фантастики, кажется, уже прошел. Постпанковские 2010-е, создававшие чувствительных героев-бунтарей — не таких, как все, дивергентов и соек-пересмешниц, — не вернуть, да и вряд ли кто-то этого хочет. Лишнее тому подтверждение — недавно вышедший зумерский сай-фай «Поступь хаоса», который не спасли от провала даже новая молодая звезда Том Холланд с народным любимцем Мадсом Миккельсеном. Однако устроить поминки по изжившему себя жанру точно нужно. Вместе с VOKA вспоминаем тинейджерскую фантастику, которая изменила мир подросткового кино, — от заклеванных критиками бунтарских антиутопий до бумерской ностальгии Стивена Спилберга.

«Кин» (2018)

Как и многие жанровые дебюты, «Кин» братьев Бэйкер вырос из инди-короткометражки. Правда, в первой большой работе оригинальная задумка из снятого за копейки 13-минутного фильма изменилась почти целиком. От той пробы пера с названием «Парень с сумкой» остались, собственно, парень и сумка, в которой припрятан таинственный инопланетный бластер. Стилистическое упражнение режиссерского дуэта превратилось в остросюжетный научно-фантастический роудмуви о тяжелых семейных отношениях.

Паренек Элай и его суровый приемный отец Хэл вынуждены мириться с возвращением родного сына последнего, Джимми, отсидевшего 10 лет. Не успев «откинуться», тот уже успел влипнуть неприятности: за надежную «крышу» в тюрьме он должен $60 тыс. бандиту Тейлору (Джеймс Франко) и его одиозному братцу. Слово за слово, одна просьба об отсрочке за другой — и вот уже головорезы отправляются в погоню за Джимми и Элаем. Вот только они не знают, что пару дней назад подросток нашел в заброшенном здании инопланетное ружье, которое способно одним выстрелом разносить машины и здания.

На самом деле элементов сай-фая в «Кине» не так уж и много. Главный герой пару раз пальнет бластером в обидчиков, а в финале даже встретится с теми, кому это оружие принадлежит, но по большей части дебют братьев Бэйкер остается инди-фильмом, рассказывающим тихие истории простых людей. Как и всякий приличный роудмуви, он концентрируется на родственных отношениях и магии поездок, которые сближают лучше всяких задушевных разговоров. Мораль, в общем-то, проста: люби брата, слушай папу и никогда не бери в долг у Джеймса Франко.

«Дивергент» (2014—2016)

Многострадальная (третью часть доснимали уже с большим трудом, а четвертая так и не вышла) антиутопия, в свое время с тяжелой руки BadComedian ставшая грушей для битья у тех, кто только оправился после финала «Сумерек». О франшизе до сих пор можно услышать самые противоречивые мнения. «Дивергент», может, и напоминает дешевую версию более успешных «Голодных игр», но свои отличительные черты у этой вселенной тоже есть: от сложносочиненного, хотя и абсолютно абсурдного кастового деления до твиста в сиквелах, превращающего антиутопию в постапокалиптику.

Начиналось все, как положено, с книги — Вероника Рот написала свой тинейджерский бестселлер в 2011-м, а спустя три года первая экранизация стала хитом проката. Результат был слабее, чем у адаптаций романов Сьюзен Коллинз, но он позволил случиться двум продолжениям (куда более пресным и дурацким, хотя это уже тема для отдельного разговора). По сюжету живущая в мире будущего девушка Беатрис узнает, что является дивергентом, или, проще говоря, принадлежит ко всем кастам сразу, и потому она моментально становится угрозой для идеального общества, где все люди живут в соответствии со своими положением и должностью, определяемыми хитрыми алгоритмами. Без бунта, понятное дело, не обойдется: героиня поднимет восстание и попытается дать бой злой системе. Ну и найдет любовь всей жизни, куда уж без этого.

При всей глупости «Дивергента» в нем есть очарование подростковой фантастики 2010-х, которая в самых ядреных пропорциях смешивала протестные мотивы из канонических антиутопий и наивную мелодраму. Эпоха, увы, ушла, но ее романтический вайб остался — теперь режиссеры сай-фая безуспешно пытаются копировать эту эстетику, из которой уже успела вырасти вся целевая аудитория.

«Игра Эндера» (2013)

Экранизация самого старого романа из этой подборки. Знаменитый фантаст Орсон Скотт Кард написал первую версию «Игры Эндера» аж в 1977 году, но киноадаптации было суждено оказаться на экранах лишь 35 лет спустя, когда мода на подростковый сай-фай наконец-то начала диктовать правила проката. Возможно, как раз из-за первоисточника фильм Гэвина Худа больше всего напоминает олдскульную кинофантастику 1970—1980-х.

По ощущениям незамысловатый авантюрный сюжет еще в те времена мог бы поставить какой-нибудь Стивен Спилберг, попади «Игра Эндера» к нему в руки на заре карьеры. Человечество отчаянно борется с инопланетными захватчиками — «жукерами», и, чтобы победить пришельцев в неравной схватке, местному правительству нужна свежая и прогрессивная кровь. Новый боевой состав сколачивают из талантливых детей, которых отправляют на обучение, больше напоминающее игру в компьютерный шутер. Именно там должен проявить себя Эндер, будущий командир армии наступления.

В отличие от того же «Дивергента», «Игра Эндера» делает упор не на подростковые метания, а на красочные экшен-сцены. Шаблонов жанра, понятное дело, не избежать, но Гэвин Худ крайне ловко обходит все романтические коллизии и вместо панковских лозунгов предлагает со стороны понаблюдать за галактической игрой, на кону в которой стоит судьба всего человечества. Это все еще архаично и по визуальной изобретательности уступает, допустим, «Трону», но все, кого утомили высокомерные переживания очередных «избранных», таким развитием событий должны остаться довольны.


«Гостья» (2013)

Прибавление в полку нестандартной фантастики. В этот раз за экранизацию сай-фай-бестселлера взялся ветеран жанра — Эндрю Никкол, режиссер культовой «Гаттаки». Тут, впрочем, важно отметить не столько постановщика, перенесшего книгу на экраны, сколько автора первоисточника. «Гостья» была написана Стефани Майер, создательницей «Сумерек», а значит, кто бы ни занял режиссерское кресло, избежать подростковых грез ему бы не удалось. Впрочем, хейтеры саги о трудностях вампирской жизни могут быть спокойны: сюжет здесь значительно сложнее, а мелодраматическая линия не такая раздражающе приторная.

Действие снова происходит на Земле будущего. Инопланетяне, называемые Душами, захватили человечество, вселившись почти во всех людей на планете. Те, кому не повезло стать их жертвой, полностью теряют контроль над телом и становятся частью новой идеальной системы, где нет места индивидуальности. Главная героиня — тут уж кто бы сомневался — не так проста: девушку Мелани ловит одна из Душ, но вместо того, чтобы завладеть ее сознанием, она занимает лишь его половину. Теперь они вдвоем сосуществуют в одном организме и пытаются найти общий язык, а попутно — еще и решить дела сердечные.

До уровня своей же образцовой антиутопии с Итаном Хоуком Никкол ожидаемо недотягивает, однако даже из такого странного первоисточника местами делает что-то неглупое. «Гостья» пускай и совсем по-тинейджерски, но все же пытается размышлять на тему личности и воли, а в перерывах между этими редкими просветлениями упивается эстетскими пейзажами погибшего мира. Маленький шаг для подростковой фантастики, большой — для Стефани Майер, когда-то самой легкой мишени для злобных кинокритиков.

«Голодные игры» (2012—2015)

Если уж к наивному и вторичному «Дивергенту» вы по понятным причинам холодны, всегда есть альтернативный проверенный вариант. В разговоре о современной подростковой фантастике не обойтись без «Голодных игр»: во-первых, потому что это один из открывающих фильмов жанра в 2010-х, когда вся мода на экранизации тинейджерского сай-фая достигла своего пика, во-вторых, потому что сама эстетика американской «Королевской битвы» (того самого кровавого боевика, от которого без ума Квентин Тарантино) на долгое время стала визитной карточкой франшизы. А еще из-за Дженнифер Лоуренс, тогда еще просто перспективной юной актрисы, потом выросшей из девичьего кумира в одну из самых востребованных артисток Голливуда.

Тут впору отдать должное оригиналу: Сьюзен Коллинз написала действительно эффектную историю, лишенную главных грехов подростковой фантастики. От юношеского вызова не избавиться (он, если угодно, становится чуть ли не главным условием существования этого жанра), но в первых частях у писательницы получалось сдерживать либидо своих юных героев и концентрироваться на дикой резне в замкнутом пространстве купола. Выживание в диких условиях, кровавые убийства, попытка обмануть систему игры и восстать против несправедливости (что сразу подводит к главному конфликту фильма — вести или быть ведомым) — благодаря всем этим вещам «Голодные игры» забрали пальму первенства у остальных представителей тинейджерского сай-фая и заполучили статус флагмана на долгие годы вперед.

«Первому игроку приготовиться» (2018)

Вот уж кого сложно было представить автором актуальной подростковой фантастики, так это разменявшего восьмой десяток живого классика Стивена Спилберга. Вооружившись одноименным бестселлером поэта-гика Эрнеста Клайна, режиссер снял, в общем-то, типичный для себя фильм.

Земля 2045 года, люди бегут от серой, нищей и опасной реальности в VR-игру Oasis, создатель которой решил отдать все свое состояние и админский доступ тому, кто найдет хорошо припрятанные пасхалки. Для паренька Уэйда Уоттса, живущего на последние гроши в трейлере, это отличный шанс изменить свою судьбу. Напялив древние очки виртуальной реальности, он отправляется в цифровой мир навстречу приключениям — правда, еще не осознавая, что главным его конкурентом в борьбе за награду станет злая гигантская корпорация.

«Первому игроку приготовиться» — цветастая шумная ода приключенческому кино 1980-х, где что ни кадр, то отсылка, а что ни экшен сцена, то перестрелка или погоня, пропитанная хулиганским духом какого-нибудь «Индианы Джонса». У Стивена Спилберга за спиной столько опыта, что он не нуждается ни в романтических коллизиях, ни в проблематике тинейджерской идентификации. Режиссер превращается в 75-летнего ребенка, которому интереснее играть с выдуманным миром, как с конструктором: он трепетно вспоминает сцены из любимых фильмов и аркадные мемы, пытается воссоздать дух ушедшей эпохи и в общем смысле снимает такое ультимативное кино для тех, кто застал 1980-е, и для тех, кто об этих 1980-х знает лишь из отголосков поп-культуры. Олдскульный блокбастер для мечтателей и вечно ностальгирующих, ставший, как ни удивительно, одной из лучших работ мастера в XXI веке.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by