В последнее время Гай Ричи взял себя в руки и здо́рово активизировался, каждый год стабильно выпуская по одному фильму. Всем им, конечно, далеко до славы картины «Карты, деньги, два ствола». Но фирменный стиль режиссера в том или ином виде присутствует везде, даже в «Аладдине». В новом боевике «Гнев человеческий» от почерка британца осталась только лысая завитушка в виде Джейсона Стэйтема.
Если вас угораздило сознательную жизнь прожить в 1990-х, то у вас или у вашего друга/соседа/сообщника наверняка был «видик». Если все так, то «Карты, деньги, два ствола» вам врезались в память прочно, наверняка даже сегодня название этого фильма ассоциируется с британской бандитской романтикой.
Мы уже как-то писали, что этим фильмом, который Гай Ричи снял в совсем юном по киношным меркам возрасте, режиссер попрал законы классического киномордобоя и, несмотря на смешной бюджет, лишний раз доказал, что для хорошей картины в первую очередь необходим талант, а не деньги.
Поклонники юного режиссера прочили ему славу Квентина Тарантино, на пару с которым, как тогда казалось, они должны перевернуть представление о жанре боевика. И пока критики воротили нос от работ британца, он изо всех сил пытался оправдать доверие тех, кто вознес его на пьедестал — простых зрителей.
Так через пару лет появился «Большой куш», многим известный под более емким и близким к оригиналу названием, созвучным (в том числе по смыслу) со словом «скоммуниздили». Свою первую большую работу Ричи не обошел, но и не ударил в грязь лицом.
Ни у кого не оставалось сомнений, что, даже несмотря на неудачные эксперименты с Мадонной, британец останется верным себе и будет время от времени радовать фанатов диким миксом из гангстерского сюжета, специфического уличного юмора, гениальных в своей тупости диалогов, клипового монтажа с непривычными ракурсами камеры и мясных разборок с честным рейтингом «18+».
Но потом что-то пошло не так. Мода на «британский гангста» поугасла, поклонники выросли, да и самому Гаю Ричи стало тесно в одном амплуа. Один за другим пошли эксперименты, удачные и не очень. От Ричи ждали Ричи, а он пытался сделать что-то новое, но с фирменным душком. Иногда такие попытки приводили к успеху, как в случае с «Шерлоком Холмсом».
Другим картинам приходилось хуже. Особенно досталось «Агентам А.Н.К.Л.» и «Мечу короля Артура», павшим жертвами завышенных ожиданий. От «Аладдина» многих почему-то вовсе разорвало пополам. Это все неплохие фильмы, но, как часто бывает, к Гаю Ричи, который слишком высоко прыгнул в молодости, до сих пор уделяется повышенное внимание и предъявляются особые требования.
В прошлом году ему почти удалось то, что получалось 20 лет назад. Режиссер бросил экспериментировать и снял «Карты, деньги, два ствола» на новый лад. В «Джентльменах» полно того ироничного стиля, за который Гая Ричи в свое время полюбили. Неудивительно, что зрителям это чертовски неполиткорректное и вообще крайне устаревшее по нынешним меркам кино зашло.
Ждете чего-то такого же от фильма «Гнев человеческий»? Не дождетесь. Если не знать, что за всем этим стоит Гай Ричи, угадать режиссера вряд ли у кого-то получится. Что ж за фильм-то такой вышел?
Угрюмый мужик по кличке Эйч приходит устраиваться в частную охранную контору, которая в основном занимается инкассаторскими делами. У лысого отличное резюме, широкий послужной список в таких же конторах и синяя щетина. Он кое-как проходит обучение, но новые коллеги сразу понимают, что Эйч — совсем не тот, за кого себя выдает. Впрочем, с расспросами к нему лучше не лезть, а то еще удушит своей холодной харизмой.
Совсем скоро всем станет ясно, что Эйч собирается кому-то сильно и больно мстить. За что, кому и почему, неизвестно. Впрочем, работу-то он все равно выполняет лучше всех. И пока коллеги готовы дать деру от любого подозрительного куста, Эйс просто берет пушку и стреляет в голову. Бах! — нет одного грабителя, бах! — второй — труп, бах! — третий даже не успел понять, что произошло. И так далее.
Естественно, Эйча начинают бояться даже свои. Ему плевать, ведь Лос-Анджелес (а действие происходит в Америке, а не в Англии) наводнен бандитами, которые денно и нощно грабят и убивают инкассаторов. У Эйча на все про все один ответ: бах! Ну вы поняли. Проблема в том, что среди инкассаторов завелась «крыса», изнутри помогающая гангстерам грабить грузовики с кешем.
Завязка хоть и простая, но режиссер делает все возможное, чтобы усложнить восприятие ленты постоянными перескоками то в недалекое прошлое, то в близкое будущее. Благодаря этому нам пусть непоследовательно, но полностью расскажут историю нескольких ограблений с позиций всех сторон, так или иначе затронутых этими событиями.
Наличие в титрах Джейсона Стэйтема вводит в заблуждение. Ага, раз это тот самый лысый прыгун в воду, ставший знаменитым в кино после фильма «Карты, деньги, два ствола», значит, нас ждет что-то в старом добром гангста-стиле Гая Ричи.
А вот ни разу не так. «Гнев человеческий» неожиданно серьезный, без толики дурацкого юмора, в том числе за который многие помнят «Карты…» и прочие фильмы британского режиссера. Здесь нет изобретательного монтажа, а эксперименты с камерой сводятся к ее отстранению и приближению в некоторых моментах. Например, камера висит у самой двери автомобиля и смотрит на водителя, затем кто-то открывает дверь — камера отстраняется и возвращается на место одновременно с захлопывающейся дверью.
Необычных и ярких героев тоже не получилось. Стэйтем здесь играет самого себя, только максимально карикатурного. Лицо кирпичом — вот и весь сказ. Вспомнить и выделить кого-то еще не получается. Притом что здесь хватает примелькавшихся актеров, однако играть им, кроме стандартных ролей «бандит» и «полицейский» (в данном случае «охранник»), нечего.
Так что же здесь есть, раз Гай Ричи оставил нас без фирменных фишек? Вместо юмора, особой эстетики и колоритных персонажей в этом фильме много стрельбы. Нет, очень много стрельбы. Пуль столько, что даже оружие перезаряжать не нужно. Все как в старых добрых боевиках конца прошлого века.
Еще есть симпатичная картинка. Кадры режиссер (хотя, точнее, все же оператор) по привычке выстраивает красивые и стильные. Бодрый саундтрек. Говорят, для особо глазастых и мозговитых много библейских отсылок.
P. S. Раньше об этом не задумывался, а теперь при просмотре таких фильмов удивляешься, что где-то силовики могут выезжать на борьбу с реальными бандитами, а не на войну с не зарегистрированными в установленном порядке флагами Конфедерации.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by