С конца зимы в интернете много пишут об NFT-токенах, которые используют для защиты объектов цифрового искусства. Суммы сделок могут удивить завсегдатаев аукционных домов: картина за $69 миллионов, сообщение в Twitter за $2,9 миллиона. NFT обещает стать революцией в мире цифрового искусства, если такой формат произведений окажется востребованным среди коллекционеров. Но как оно все работает и почему за обычные с виду изображения выкладывают миллионы?
Расшифровка аббревиатуры не проясняет ровным счетом ничего: NFT означает non-fungible token, то есть невзаимозаменяемый токен. Сам по себе токен — запись в блокчейне. Но обычный токен можно заменить другим без каких-либо последствий. Условно — это как снять с банковской карты сто рублей и затем пополнить карт-счет на эту же сумму. В случае с NFT все сложнее: токен не получится заменить так, чтобы это не нарушило систему. Следовательно, каждый NFT-токен оказывается уникальным, его нельзя поставить на место другого NFT-токена.
Технологию создали еще в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum. Считается, что впервые NFT-токены реализовали в игре CryptoKitties: здесь можно покупать уникальных персонажей-котов. Приобретя цифровое животное, вы становитесь его владельцем и знаете, что у остальных пользователей точно такого же существа не будет.
Уникальность NFT-токена — ключевая особенность, которая делает технологию идеально подходящей под оформление права собственности на что-либо. Здесь возникает простая аналогия с миром «физического» искусства: есть оригиналы картин, а есть копии — и порой их даже выдают за подлинники. Но создание NFT-токена для, например, цифрового изображения будет указывать на оригинал работы, а хозяин такого токена может называть себя владельцем предмета искусства с правом распоряжаться им: продать, подарить и так далее.
Но вопросы все равно возникают: допустим, в интернете не проблема найти изображение такой же цифровой картины и скачать его — зачем тогда платить? Аргумент первый: пиратство никто не отменял. Аргумент второй, решающий: вы скачаете копию, а не оригинал. Как если распечатаете «Джоконду» на принтере или даже закажете современному художнику точную версию шедевра Да Винчи, которую нельзя будет по внешним признакам отличить от подлинника. Отсутствие права владения NFT-токеном укажет, что у вас подделка, но не настоящая работа. А значит, все один в один как и с обычным искусством. Разве что выдавать подделку за оригинал будет бесполезно. При этом копии допускаются, но если они изначально позиционируются как оригинал: скажем, малый тираж монет или коллекционных карточек. Ведь лимитированная версия чего-либо не подразумевает, что должен быть выпущен только один экземпляр.
К чему можно «привязать» NFT-токен? Как показывают новости, буквально ко всему. Цифровые картины, музыкальные произведения, видеоролики — это лишь самые очевидные примеры. И за них уже выкладывают суммы, сопоставимые с реальными предметами искусства. На данный момент рекорд держится за художником Майком Уинклманном, также известным как Beeple. Его работу «Каждый день: первые 5000 дней» продали через аукцион Christie’s за $69 миллионов. Картина представляет собой коллаж из тысяч изображений, которые Уинклманн годами создавал ежедневно.
Итоговая стоимость работы позволила Beeple войти в топ-3 самых дорогих художников мира среди ныне живущих. Первое место занимает Джефф Кунс, чья фигурка металлического кролика ушла с молотка на том же Christie’s за $91,1 миллиона.
Среди других известных сделок за NFT-предметы — продажа первого твита Джека Дорси, сооснователя платформы Twitter. Сообщение с текстом «просто настраиваю свой твттр» купил за $2,9 миллиона гендиректор малазийского блокчейн-сервиса Bridge Oracle. По его словам, это «не просто твит» и «спустя годы люди поймут истинную ценность этого твита как Моны Лизы». Деньги пойдут на пользу: Дорси заявил, что перечислит всю сумму в фонд помощи бедным людям Африки. А рок-группа Kings of Leon стала первой, кто решил продавать через NFT-токены свой новый альбом When You See Yourself: покупатели, кроме треков, получили эксклюзивный артбук, виниловую пластинку и право посещения концертов. Музыканты заработали около $2 миллионов, переведя четверть суммы в фонд борьбы с коронавирусом. Певица Граймс (девушка Илона Маска) выручила еще больше: $5,8 миллионов за двадцатиминутную продажу NFT-токенов к созданным ею с братом рисункам.
Ожидаются и другие громкие сделки. Например, боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов объявил о выпуске NFT-токенов, которые приурочены к завершению карьеры. Токены будут выглядеть как карточки трех достоинств — золото, платина, алмаз. Планируется выпустить 290 золотых карт, 29 платиновых и лишь одну алмазную.
Белорусские творцы тоже пробуют себя в новом тренде: художник Александр Адамов выставил на продажу цифровую версию отпечатка своего пальца за 611 единиц «эфира» — это почти $1,1 миллиона. Ставок все еще нет. но Александр не унывает: он уже придумал новый проект — и тоже в сфере цифрового искусства. Суть — создается виртуальный чемоданчик, в который художник складывает свои работы. Доступ к чемоданчику есть только у Александра, а расшифровать ключ будет под силу только квантовым компьютерам — то есть потребуются годы.
NFT-токен — сертификат подлинности и принадлежности, просто в новой, оттого и непривычной оболочке. Для цифрового искусства его можно считать прорывом, если само такое искусство будет пользоваться спросом, но все идет к тому, что очень даже будет. Среди проблем называют лишь одну: поскольку NFT-токен по технологии не особо отличается от криптовалют, и аппетиты к электричеству у него приличные. Сможет ли вопрос экологии повлиять на развитие NFT-токенов и криптовалют в целом, покажет время.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро