Кинотеатры стали массовым феноменом более сотни лет назад, однако с тех пор изменения коснулись скорее производственного процесса создания кинопродукции, а не того, как ею потчуют зрителя. Заметные подвижки обозначились в последние годы, когда резко выросло количество стриминговых сервисов — они набрали силу и готовы диктовать новые правила. Сегодня вместе с Samsung QLED 8K поговорим о том, как могут измениться кинотеатры в обозримом будущем.
Стриминговые сервисы могут стать следующим, то есть ближайшим шагом в направлении трансформации кинотеатров, поэтому с них и начнем. Сроки сжались, кроме прочего, благодаря коронавирусу, который вынудил людей внести изменения в привычный образ жизни. Кинотеатры закрыли свои двери и только начинают предпринимать первые шаги, чтобы вновь распахнуть их перед желающими смотреть фильмы на большом экране. Дистрибьюторы, в свою очередь, сдувают пыль с отложенных на полку лент.
Идея отправить кинотеатры в интернет обсуждается крупными киностудиями уже много лет. В 2012-м, например, Fox заявила о планах выкладывать в сеть фильмы, которые вышли в прокат за пару месяцев до этого. Это возмутило владельцев кинотеатров, которые потеряли бы огромные суммы на оттоке клиентов. Тогда Fox предложила распространять цифровые копии за пару месяцев до выхода фильмов на оптических дисках.
Постепенно этот подход стал применяться многими киностудиями, начавшими предоставлять контент, который распространяется по модели VOD (video on demand — видео по запросу). Она, к слову, появилась еще до того, как интернет стал мейнстримом, просто Всемирная паутина и высокая скорость передачи данных в совокупности с технологией OTT (видеоуслуги по сети) помогли сделать модель VOD по-настоящему популярной. Постепенно (но не повально) цифровые релизы начали обгонять физические: желающих купить коробку с диском становилось все меньше.
Компания Netflix, которая начиналась как онлайн-прокат DVD, стала драйвером нового направления. Вначале это были «чужие» фильмы: эпоха оптических дисков нового поколения только набирала популярность. В определенный момент развития Netflix чуть было не стала частью Amazon, однако создатели сервиса нашли в себе силы отказаться от предложения Безоса. Позже предпринимались и другие попытки слияния.
Netflix примечательна тем, что, в отличие от той же Disney или любого другого голливудского гиганта, стартовала почти с нуля, а в итоге превращается в «убийцу» кинотеатров — со своими телешоу, сериалами и кино, а также возможностью купить права на них. В итоге те, кто когда-то был на коне (в киношном плане), теперь играют в догонялки. А ведь в бой включаются новые игроки — например, та же Apple.
Не исключено, что в ближайшие годы процесс продолжится: оказалось, что даже без традиционного проката в кинотеатрах действительно достойные картины собирают огромное количество зрителей и прекрасно окупаются (конечно, есть и провальные примеры). Кроме того, «неклассический» способ открывает новые возможности для инди-индустрии и кино «не для всех». А народ выигрывает по-своему: зачем куда-то ходить, если можно посмотреть фильм, сидя на собственном диване?
А теперь давайте немного пофантазируем о «настоящем будущем». Объемное изображение, так называемые 4D-кинотеатры (когда к 3D-очкам добавляют вибрирующие кресла, пар, брызги, ветер и так далее), ScreenX и проигнорированный в Беларуси IMAX (уверяли, что это дорого и потому не будет востребовано, а потом — что устарело) — все очень круто, но хочется большего. Чего? Виртуальной реальности.
Объективно, подобные аттракционы уже существуют: с VR-шлемами, подвижными креслами, физическими эффектами наподобие тех, что упоминались выше, и даже интерактивом (вы смотрите «фильм» и в компании с другими зрителями расстреливаете, например, нападающих на вас инопланетян). Такие называют 6D, 7D, 8, 9 и так далее D — такой вот незамысловатый маркетинг. Но это фан уровня парка развлечений, посмотреть «Трансформеров» или «1917» в таком формате не выйдет.
В будущем технология разовьется до уровня, когда полноценные фильмы смогут снимать так, чтобы они напоминали «коридорные шутеры». Тогда зритель получит иллюзию свободы, наблюдая за основным действом — сможет, например, отходить немного в сторону, озираться по сторонам, заглядывать за угол, тыкать палочкой в местный аналог NPC, но оставаться в рамках сюжетного повествования. Наверняка технология начнется с чего-то простого, с минимумом возможностей — так, повертеть головой главного героя.
Постепенно, по мере роста вычислительных мощностей компьютеров режиссеры смогут моделировать интерактивное окружение, когда киношная реальность начнет разрастаться за пределы видимого «кадра». Того глядишь, все это разовьется в подобие событий, описываемых в фильме «Первому игроку приготовиться».
Существующие тенденции указывают на рост популярности облачных вычислений, когда железо размещается где-то вовне, а высокоскоростная передача данных обеспечивает практически моментальную обратную связь. И вот оно — будущее кино, когда кинотеатры превратятся в «клубы по интересам» с небольшим количеством членов, ностальгирующих по гудению проектора и яркому лучу над головой. А целевой зритель, надев шлем, будет не просто смотреть кино, а переживать его события в виртуальном мире.
А что потом? Илон Маск вовсю разрабатывает нейроинтерфейс для управления электронными устройствами «силой мысли», и пока у него практически все получалось. Так что не исключено, что в будущем кино (если оно все еще будет так называться) можно будет «смотреть» с полным погружением — как в фантастике «Вспомнить все» или «Трон». Хорошо это или плохо — другой вопрос, так как фантазий на тему погрязших в синтетических мирах обществах пруд пруди.
На Западе сети кинотеатров более зависимы от обилия потенциальных блокбастеров, чем в нашей стране: там речь идет о куда более внушительных оборотных суммах. Зарабатывая на прокате (львиная доля денег от продажи билетов, вопреки распространенному заблуждению, идет вовсе не создателям фильмов), они наращивают обороты, разрастаются, предоставляют больше услуг, торгуют «мерчем».
Но даже наличие хитов не гарантирует безбедного существования: крупнейшая в США и, вероятно, в мире сеть AMC Theatres может подать на банкротство после провального для нее 2019 года и на фоне пандемии 2020-го: то ли народ все меньше ходит в кино, то ли тому есть еще какие-то причины.
Ранее появились слухи, что бизнесом AMC заинтересовалась… Amazon, которая наращивает собственное кинопроизводство. Так что не исключено появление новых «монстров» и дальнейшая трансформация рынка. Старожилы Голливуда не жалуют новичков, а кинотеатры начинают с опаской посматривать в свое будущее: кому охота лишиться не скромного куска прокатного пирога? А зрителю только плюс: он может выбрать, где посмотреть очередной «Крик» — то ли дома, то ли в зале кинотеатра (представьте, если подписка одна на все).
Кинотеатры когда-нибудь исчезнут или превратятся в нечто совсем иное. Вопрос только, когда это случится. Согласно реалистичным прогнозам, все останется как прежде еще лет десять (тем более что телевидение, видеомагнитофоны и интернет-пиратство индустрию не убили, хотя этого ожидали многие).
В любом случае изменениям будет предшествовать период, когда меняется сам процесс производства фильмов. Когда-то компьютерная графика в игровом кино считалась чем-то необычным и дорогостоящим, теперь же она само собой разумеющийся феномен. Нередко компьютерные художники, прячущиеся за хромакеем, создают больше, чем декораторы, осветители, костюмеры, пиротехники и другие участники съемочной группы вместе взятые, потому что так дешевле или сроки можно ужать.
Так что кино будущего будет таким же оцифрованным, как и нынешние способы его распространения. Останутся редкие представители «старого подхода» (как некоторые режиссеры сегодня, предпочитающие пленку «цифре») — они еще некоторое время продолжат снимать «натуру», а не сгенерированное на компьютере изображение, предлагая некое подобие эксклюзивности — для тех самых ценителей старины. Но именно «цифра» позволит кинематографу перейти Рубикон — не исключено, попутно превратив его в новый вид искусства.
Выйдите за рамки возможного и наполните каждый момент жизни непередаваемыми впечатлениями. Представляем новые QLED-технологии — самые совершенные среди телевизоров Samsung. Прочувствуйте силу каждой сцены с невероятным разрешением 33 млн пикселей, потрясающей четкостью изображения и разрешением в 4 раза выше, чем UHD 4K. Процессор Quantum 8K способен в режиме онлайн улучшать изображение низкого качества до разрешения 8K.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by