Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «белорусское кино»? Вряд ли с блокбастерами, спецэффектами и международным признанием. Да, Беларусь сложно назвать Меккой кинематографа. Тем не менее в нашей стране сняли достаточно годных фильмов, чтобы из них можно было составить рейтинг для рекомендации к просмотру. Сегодня вместе с Samsung QLED 8K вспомним белорусские фильмы, за которые не стыдно.
Расцвет отечественного кинематографа пришелся на советские годы, а «Беларусьфильм» не зря называли еще и «Партизанфильмом». Действительно, львиную долю портфолио с качественными белорусскими картинами составляют ленты военной тематики — без них никуда. Впрочем, мы зацикливаться не будем на них и вспомним также другое отечественное кино, которым можно гордиться.
Тематика, с которой в советские годы у «Беларусьфильма» все получалось очень хорошо. От большинства остальных военных фильмов, снятых на других советских киностудиях, наши отличаются особой мрачностью и реалистичностью. В них почти нет места для романтики и тем более комедии. Почти всегда это крайне тяжелое для просмотра кино, за что, впрочем, его и любят.
В 1960-е вышло много знаковых фильмов о войне. Практически все ленты белорусского режиссера Виктора Турова достойны любых списков «лучших из лучших». Мы выбрали его первый полнометражный фильм, который также был его дипломной работой.
Здесь нет взрывов и перестрелок, напускного героизма и бесконечных подвигов. «Через кладбище» снят намеренно неторопливо, даже степенно и спокойно. Это маленькая история о маленьких людях, которые, совершенно того не желая, попали в жерло войны и теперь вынуждены в нем выживать. Главный герой — подросток Михась, задумавший пустить под откос немецкий эшелон.
«Через кладбище» интересен не только и не столько сюжетом, сколько образностью и атмосферой. Это настоящий образец кинематографа мирового уровня с изумительной операторской работой и сюрреалистичными пейзажами. Не зря треть века спустя по решению ЮНЕСКО фильм внесли в список 100 наиболее значимых лент о войне.
Без преувеличения, это самый страшный фильм о войне, к тому же снятый по сценарию белорусского писателя Алеся Адамовича. Режиссер Элем Климов считал, что вряд ли его ленту кто-нибудь сможет досмотреть до конца. Что ж, он был прав: смотреть «Иди и смотри» исключительно тяжело.
Дело не столько в натурализме (во время съемок, например, расстреляли живую корову и, говорят, запечатлели настоящие трупы и кровь), сколько в тягучей, гнетущей атмосфере безысходности и безумия. У многих членов массовки случались настоящие истерики, а с исполнителем главной роли работали психологи и гипнологи. По словам режиссера, во время зарубежных демонстраций фильма у кинотеатров дежурили медики, которые помогали впечатлительным зрителям.
Процесс съемок затянулся почти на 10 лет. Работу тормозили многочисленные комиссии, указывавшие на пропаганду эстетики грязи, абстрактный гуманизм и «неклассовый подход». Картину закрыли, Элему Климову пришлось бороться за нее несколько лет, сменить актерский состав и пойти на единственную уступку цензорам — сменить первоначальное название «Убить Гитлера» на «Иди и смотри». После выхода ленты зарубежные критики окрестили ее «беспощадным шедевром» и сравнили с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, причем не в пользу последнего.
Михаил Пташук — еще один знаковый белорусский режиссер. Вы наверняка знакомы с его последней работой — «В августе 44-го». Фильм неплохой, но все же ему далеко до экранизации знаменитой повести Василя Быкова «Знак беды».
Как всегда в книгах Быкова, главное в его историях о войне — столкновения характеров и судеб отдельных людей. Степанида и ее супруг Петров давно живут на хуторе. Всю свою жизнь они страдали — сначала от советской власти с ее коллективизацией, а теперь вот и от немцев с полицаями в виде односельчан, некогда раскулачивших несчастную пару. Что ни день, то знак новых бед для стариков.
«Знак беды» — кино опять же про атмосферу. Она здесь беспросветная, мрачная и с первых кадров не предвещающая ничего хорошего — под стать людям с их озлобившимися душами и разбитыми жизнями.
А еще в Беларуси когда-то делали отменные детские фильмы! То, что нужно, чтобы оттенить чересчур серьезную и мрачную военную тематику. Здесь уже сияла звезда Леонида Нечаева. «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Сказка о звездном мальчике», «Не покидай…» — это все его работы. О самых крутых из них расскажем подробнее.
Одна из первых попыток «Беларусьфильма» снять по-настоящему детскую сказку едва не провалилась. Говорят, советские боссы киностудии ужаснулись, когда увидели результат: мол, что за фильм такой, в котором лиса разгуливает в платье, а мальчик обижает деда (Карабаса-Барабаса)? По слухам, кино хотели положить на полку, но выпустили, потому что приближался конец года и нужно было выполнять план.
Что ж, в итоге советский кинематограф получил легенду. Забавно, что как раз с технической точки зрения придраться к «Буратино» можно. Камера порой ведет себя странно, а комбинированным съемкам далеко до идеала даже с учетом почтенного возраста картины. Но на это не обращаешь внимания, потому что перед нами в первую очередь фильм-настроение.
Изобретательные костюмы и декорации, на удивление замечательные работы детей (Дмитрий Иосифов, исполнивший роль Буратино, со своей деревянной пластикой вообще очень крут) и гениальная музыка — все это сделало из «Приключений Буратино» культовое кино даже среди взрослых.
После успеха «Приключений Буратино» и восторженных отзывов зрителей Леонид Нечаев фактически получил карт-бланш. Очередной суперуспех не заставил себя долго ждать. Прошло всего пару лет, и на телевидении запускают еще один фильм, которому было суждено войти в золотой фонд «Беларусьфильма».
«Про Красную Шапочку» снят в той же манере, что и «Приключения Буратино», но с еще бо́льшими условностями. Теперь нет даже намека на «животную» сущность того или иного героя, поэтому местные «волки» вообще ничем не отличаются от людей и больше похожи на обычных сказочных разбойников.
Детская непосредственность, легкость, отличная музыка и задорный настрой — все это под руководством таланта Леонида Нечаева опять превратилось в один из самых запоминающихся фильмов детства, который, что важно, не противопоказан взрослым.
А вот эта работа имеет куда меньше общего с первыми творениями Нечаева. Это и неудивительно, ведь дело шло к грандиозным переменам и закату эпохи, казавшейся вечной. Так и картина «Не покидай…» ознаменовала переход от детства к поре зрелости.
На первый взгляд «Не покидай…» — типичная сказка с принцессами, запретной любовью и злыми правителями. Но взрослые видели в фильме историю о диктатуре, построенной на лжи и распадающийся под напором правды. И вот армия уже не боится деспота, из тюрьмы освобождают артистов, насмехавшихся над властью, а в городе начинается восстание.
Одну из главных ролей в фильме исполнил минчанин Игорь Красавин, которого сразу после выхода ленты записали в секс-символы трещащего по швам СССР. Однако парень в кино больше не снимался и после завершения учебы отправился строить мосты. Любопытно, что, несмотря на производство «Беларусьфильма», ни одной важной сцены для «Не покидай…» в Беларуси так и не сняли.
В последние 30 лет белорусский кинематограф переживает не лучшие времена. Ничего нового, что могло бы сравниться с былыми успехами, в фильмотеке «Беларусьфильма» так и не появилось. Зато всеми силами пытается заявлять о себе независимый кинематограф. Пусть не все и не всегда получается хорошо, но достойные картины все же появляются.
Однозначно определить страновую принадлежность «Хрусталя» сложно. Режиссером здесь выступила американка родом из Беларуси, снимали ленту в Минске и Борисове на деньги четырех стран, а актеры в основном российские. И все же именно от Беларуси «Хрусталь» выдвигался на «Оскар». Пусть в итоговый список картина и не попала, но на международных фестивалях ее показывали с большим успехом.
Главная героиня фильма — Эвелина. Она хочет работать диджеем, но явно не в Беларуси 1990-х. Девушка мечтает об Америке. Она подает документы на визу и в качестве рабочего места указывает завод по изготовлению хрусталя, однако ошибается с номером телефона. В посольстве будут проверять эту информацию, а значит, нужно срочно ехать в поселок Хрустальный, где обитают абоненты указанного телефонного номера.
«Хрусталь» — колоритный, яркий и одновременно страшный укол ностальгии от автора, которая давно не живет в Беларуси, но чувствует эту страну порой лучше, чем местные. Очень крутой проект мирового уровня! Из недостатков — только отчаянно «гэкающие» российские актеры.
Этот фильм попал в широкий прокат одновременно с «Хрусталем». До этого работа Юлии Шатун взяла награды на Марсельском кинофестивале и была признана лучшей на отечественном «Лістападзе». И все это без копейки бюджетных денег — у «Завтра» вообще, по сути, нет бюджета, и даже актеры здесь — родные и близкие режиссера.
Главных героев двое — это живущие в Мозыре пожилые супруги-интеллигенты. 56-летний экс-учитель английского языка ищет работу продавцом, подсобным рабочим — хоть кем. Но кому в наше время нужен интеллигент в возрасте под 60? Приходится разносить листовки, чтобы заработать хоть что-то. А как иначе, если в Минске учится сын? К тому же на носу годовщина свадьбы, лучшим подарком к которой становится связка обоев. Еще надо зайти на рынок и заплатить за купленную в рассрочку на четыре месяца куртку. Символом настоящей белорусской мечты становится лотерея — только на нее можно надеяться, рассчитывая хоть как-то изменить заведенный порядок этой тусклой жизни. И даже если лотерея окажется выигрышной, просто не будет.
Если «Хрусталь» подкупает яркой, хоть и страшной ностальгией по 1990-м, то «Завтра» показывает нам наше настоящее — то, что мы видим за окном каждой слякотной зимой и то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Разница, оказывается, не такая уж большая, разве что красок поменьше да мобильники появились. Зато в любой момент можно скрыться в кафешке с красно-болотными шторами и музыкальным репертуаром времен позднего СССР.
Длинные статичные кадры словно вводят зрителя в транс. Юлия Шатун мастерски запихивает в шкуру среднестатистического белоруса любого, кто смотрит ее фильм. Определенно, это самая большая надежда современного белорусского кинематографа.
Выйдите за рамки возможного и наполните каждый момент жизни непередаваемыми впечатлениями. Представляем новые QLED-технологии — самые совершенные среди телевизоров Samsung. Прочувствуйте силу каждой сцены с невероятным разрешением 33 млн пикселей, потрясающей четкостью изображения и разрешением в 4 раза выше, чем UHD 4K. Процессор Quantum 8K способен в режиме онлайн улучшать изображение низкого качества до разрешения 8K.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by