Спецпроект

Кинокомиксы, которые изменили кинематограф. От убогих 1940-х до блокбастеров нулевых

Автор: Виталий Олехнович
6622
29 июня 2020 в 9:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Кинематограф молод: этому виду искусства чуть больше сотни лет. Но на протяжении всего этого срока он постоянно менялся и эволюционировал. Одно из самых заметных изменений случилось в последнее десятилетие: мировое кино превратилось в рассадник кинокомиксов. Вместе с Samsung QLED 8K рассказываем, как мы до этого докатились.

Конечно, про супергероев в обтягивающих трико со страниц цветастых журналов кинематограф рассказывает давно, но именно сейчас мы наблюдаем настоящий расцвет жанра кинокомиксов. Успешно функционирующая киновселенная супергероев Marvel больше десятка лет гарантированно радует блокбастерами про участников отряда Мстителей. С ними все мы прекрасно знакомы.

Disney зарабатывает десятки миллиардов долларов на адаптациях комиксов для большого экрана, а сами эти экранизации начинают претендовать на награды, которые привычно присуждаются более взрослому кино. Пока, правда, это происходит по большей части в технических номинациях вроде лучших спецэффектов, музыки, звука, костюмов и так далее. Но факт остается фактом.

Хотя в этом году на кинопремии «Оскар» мы увидели, как вдохновленный комиксами фильм претендовал на самую важную номинацию, а Хоакин Феникс, который исполнил в нем главную роль, золотую статуэтку все же получил. «Джокер» (2019) — это, конечно, немного другое. Его больше хочется отнести к авторскому кино, нежели к супергероике в стиле Marvel. Возможно, в новом десятилетии нас ждет трансформация жанра кинокомиксов из банального «развлекалова» и аттракциона в кино, которому не стыдно будет вручить статуэтку «Оскара»?

Пока же давайте посмотрим на кинокомиксы, которые изменили кинематограф и привели нас туда, где мы есть сейчас, — в эру доминации супергеройских блокбастеров.

Первый кинокомикс

Первое появление супергероя на киноэкране состоялось в 1941 году. Речь идет о черно-белом сериале «Приключения Капитана Марвела», чей герой в нелепом трико 12 серий защищал артефакт от таинственной фигуры с капюшоном. Это был киносериал, который крутили в кинотеатрах перед показом основного действа. Каждую серию показывали на протяжении недели, эпизоды заканчивались неожиданными поворотами, что вынуждало зрителей еженедельно посещать кинотеатр.

«Приключения Капитана Марвела» сперва принадлежали издательству Fawcett Comics, но затем были выкуплены DC Comics. Недавно в кино можно было наблюдать своеобразный современный ремейк этого киносериала 1940-х, который значительно отличается от прародителя уровнем спецэффектов и костюмов. Например, в сериале, чтобы снять сцены полета супергероя, в костюм одевали каскадера, который плашмя падал с высоты и в самый последний момент перед приземлением должен был сгруппироваться.

Такие черно-белые киносериалы по комиксам о супергероях из-за своего ограничения в технической и бюджетной составляющих надолго повесили на жанр кинокомиксов ярлык нелепости. Они отличались придурковатыми сюжетами и такими же костюмами, простейшими диалогами и смешными драками. Все это было рассчитано на немногочисленных гиканутых подростков, которые были целевой аудиторией печатных комиксов.

Расист «Бэтмен»

В этот же период в кино дебютировал и Человек — летучая мышь — Бэтмен, персонаж DC Comics. Он впервые оказался на большом экране еще в 1943 году — в черно-белой картинке в формате сериала из 15 эпизодов.

В нем Бэтмен и его верный подручный Робин являются тайными правительственными агентами, которые после нападения на Перл-Харбор начинают борьбу с японской бандой в Готэме. Конечно же, снятый в разгар Второй мировой войны сериал попросту не мог обойтись без расистских штампов и антияпонских настроений. В картине неоднократно можно было услышать слово «япошки». К тому же он значительно дистанцировался от оригинальных комиксов — как по требованиям политической повестки, так и из-за банального недостатка бюджета и технических возможностей тогдашнего кинопроцесса.

Например, пояс со всякими крутыми штучками Бэтмен не использовал, а его Бэтмобиль был заменен на обычный черный Cadillac. К тому же сам герой был правительственным агентом, а не героем-одиночкой. Это было продиктовано требованиями цензуры, которая не допустила бы изображение героя, который берет правосудие в свои руки.

Позже Бэтмен будет возвращаться на киноэкраны для каждого нового поколения зрителей. Классическим станет фильм 1966 года с Адамом Уэстом в главной роли, а широкую известность за рубежом приобретет серия фильмов про Бэтмена от Тима Бертона и Джоэла Шумахера, которые задействуют в съемках звезд мирового уровня.

Супермен сделал все серьезнее

Супермен сошел из комиксов на киноэкраны в 1948 году в формате сериала из 15 коротеньких эпизодов по 15—20 минут. Он оказался знаковым для киноиндустрии, так как имел огромный финансовый успех. Его заказывали даже те первоклассные кинотеатры, которые раньше держались подальше от сериального ширпотреба.

В сериале раскрывается предыстория Кларка Кента и рассказывается о его борьбе с Леди-паук, которая собралась создать из криптонита мощнейшее оружие во Вселенной.

У сериала нелегкая судьба. Его пробовали запустить в производство еще в начале 1940-х годов, но сперва возникли лицензионные «терки» с издательством DC Comics (тогда еще National Comics), а потом — выдвинуто и их жесткое условие полностью контролировать сценарий. Позже студия, которая сняла «Приключения Капитана Марвела», отказалась экранизировать «Супермена» с формулировкой «сверхмощного летающего героя невозможно адаптировать». Хотя это вполне удалось ей несколькими годами ранее. В итоге, когда сериал все-таки ушел в производство, полеты Супермена оказались его слабым местом. Их анимировали вместо того, чтобы провернуть натурные съемки с привлечением каскадера. А сцены полета регулярно использовали повторно в разных сериях из-за бюджетных ограничений.

Впрочем, это было первое появление Супермена в кино. Куда более знаковое явление любимчика американской публики случилось в 1978 году в фильме режиссера Ричарда Доннера. Бюджет той картины был внушительным — $55 млн. Под стать этим цифрам получилась и картинка — красивая, захватывающая и с хорошими спецэффектами, которые не позволяли усомниться в происходящем. Тут были и масштабные модели, и миниатюры, и замедление времени, и трюки с автомобилями, и многие другие новации в съемочном процессе. Это обеспечило победу в номинации за лучшие визуальные эффекты на «Оскаре».

О фильме все говорили еще на стадии съемок, публика пристально следила за кастингом и производственным процессом, а потому неудивительно, что ему удалось поставить несколько рекордов. В премьерную неделю, например, был установлен абсолютный еженедельный рекорд США по доходам.

По эффекту, который произвел кинокомикс в те годы, его вполне можно сравнить с лучшими образчиками супергеройских фильмов Marvel сегодня.

Бертоновский Бэтмен

Еще одна важная веха на пути к господству кинокомиксов Marvel — это «Бэтмен» (1989), снятый Тимом Бертоном, с классическим дуэтом Майкла Китона в роли героя и Джека Николсона в роли злодея Джокера. Этот фильм многие по сей день считают классическим образчиком супергеройского боевика, в котором харизматичностью отличается не только главный герой, но и его антагонист.

Уникальный стиль Бертона во многом заключается в том, что режиссер большое внимание уделяет визуальной эстетике. И в этом фильме он подошел к экранизации комиксов едва ли не буквально, попытавшись перенести эстетику комиксов на киноэкран. Получилось очень необычно и захватывающе. Бертон вдохновлялся более темной и серьезной веткой комиксов про Бэтмена, а потому у него получилось снять куда менее комедийно-пародийный фильм, чем это было принято еще 30—40 лет назад.

Джек Николсон, которому претило сниматься в кинокомиксах, тем не менее согласился присоединиться к касту за внушительную сумму и при условии свободного графика съемок. Впоследствии роль Джокера будет не раз отмечена номинациями на престижных актерских премиях.

Бэтмен будет выходить на экраны все девяностые. У серии фильмов будут меняться режиссеры и актеры на главной роли. В роли супергероя засветятся и Вэл Килмер, и Джордж Клуни. Но достичь успеха первой картины им так и не удастся.

Только с трилогией Кристофера Нолана в середине нулевых кинокомиксы об этом персонаже вернут себе былую славу. Там опять появится Джокер, который снова удивит критиков и соберет ворох наград.

Эра мутантов

До установления монополии Disney и Marvel на супергеройское кино в нулевых выстрелить успеют две франшизы про мутантов, которые закрепят кинокомиксы в ранге прибыльных аттракционов. 2000 год откроет серию фантастических фильмов «Люди Икс» про мутантов, наделенных уникальными суперспособностями, и их месте в мире, где доминирует обычный человек. Динамичный сюжет, хитросплетения личных отношений главных героев, уникальные характеры и крутые суперспособности захватывали дух.

Права на эту франшизу кинокомпания 20th Century Fox приобрела еще в 1994 году и успешно развивала ее вплоть до своей покупки компанией Disney в 2017-м. Если первая трилогия концентрировалась на отряде супермутантов, то в дальнейшем повествование стало фокусироваться на отдельных персонажах, вселенную стали разбивать на небольшие кусочки.

Серьезное внимание уделяют Росомахе. Заключительный фильм из его сюжетной арки «Логан» (2017) основан на серии комиксов «Старик Логан» и «Смерть Росомахи». Он становится едва ли не самым успешным во всей франшизе как с точки зрения доходности, так и в плане принятия критиками. Они высоко оценили драматический накал картины, который буквально отрывает ее от шаблонного восприятия кинокомикса.

У Человека-паука путь на киноэкраны был куда более тернистым. Низкобюджетные поделки, выходившие в конце 1970-х и начале 1980-х, зритель уже не мог воспринимать всерьез, особенно на фоне мощной заявки на большое кино от «Супермена». Знаковым для кино Питер Паркер стал уже только в нулевых, когда за экранизацию взялся Сэм Рэйми. Примечательно, что как люди Икс, так и Человек-паук — это персонажи вселенной комиксов Marvel. В 1990-е студия распродавала права направо и налево. Когда на них удалось подзаработать, Marvel Studios решилась самостоятельно снимать фильмы по своим персонажам из комиксов. Но это уже совсем другая история.

Возвращаясь к Человеку-пауку и его киновоплощениям, надо отметить, что фильм 2002 года с Тоби Магуайром и Кирстен Данст прокатился с бешеным успехом по миру и заработал под $900 млн. История становления обычного студента Питера Паркера в роли супергероя, тяжелые перипетии в его отношениях с семьей, девушкой и другом играли на чувствах, а не только на спинном мозге.

Все три фильма про этого супергероя, вышедшие в нулевых, были мегапопулярными. Возможно, именно после их успеха студия Disney обратила внимание на потенциал кинокомиксов, подсуетилась и в 2009 году прибрала к рукам Marvel Studios, которая только-только выпустила первого «Железного человека» и тем самым начала долгую эпопею Мстителей в кинематографической вселенной Marvel.


Выйдите за рамки возможного и наполните каждый момент жизни непередаваемыми впечатлениями. Представляем новые QLED-технологии — самые совершенные среди телевизоров Samsung. Прочувствуйте силу каждой сцены с невероятным разрешением 33 млн пикселей, потрясающей четкостью изображения и разрешением в 4 раза выше, чем UHD 4K. Процессор Quantum 8K способен в режиме онлайн улучшать изображение низкого качества до разрешения 8K.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
саундбар 2.1, 320 Вт, частота 42-20000 Гц, Bluetooth, USB, HDMI ARC, HDMIx1, цвет черный
Нет в наличии
колонки объемного звука 2.0, 54 Вт, цвет черный
Нет в наличии
домашний кинотеатр 5.1, 500 Вт, FM, Bluetooth, LAN, цвет черный
Снят с продажи

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by