Спецпроект

Топ-10 культовых фильмов, которые незаслуженно провалились в прокате

15 июня 2020 в 10:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Признайтесь, что «Побег из Шоушенка» входит как минимум в десятку ваших любимых фильмов. Там же, скорее всего, будет «Бойцовский клуб», а многие вспомнят и «Мертвеца» Джима Джармуша. Все это культовые фильмы 1990-х, которые, как ни странно, сразу после выхода не собрали достойную своего статуса кассу. Полно таких случаев было и в 2000-х. Сегодня вместе с Samsung QLED 8K поговорим о многих из них.

Порой, глядя на суммы бюджета и сборов, можно подумать, что никаким провалом и не пахнет. Но стоит уточнить, что финансово успешными в Голливуде можно считать только те фильмы, которые собрали кассу хотя бы вдвое больше, чем их бюджет (львиная доля от сборов уходит кинотеатрам).

«Побег из Шоушенка» (1994)

Бюджет — $25 млн, сборы — $28 млн

Сложно поверить, что фильм, постоянно занимающий первые места во всевозможных рейтингах «лучших из лучших», сначала был принят зрителями очень сдержанно. При этом кинокритики сразу оценили титаническую работу режиссера Фрэнка Дарабонта. «Побегу из Шоушенка» пели дифирамбы, его называли величайшим представителем современного кинематографа и осыпали ворохом всевозможных наград.

Но зрители в кинотеатры почему-то не пошли. Возможно, все из-за того, что прежде хорошие экранизации произведений Стивена Кинга случались крайне редко? Или людей не зацепило имя молодого режиссера с крайне коротким послужным списком? Как бы то ни было, но в первый уик-энд картина отбила менее 10% от 25-миллионного бюджета. Кое-как общие сборы доползли до $28 млн, но для фильма это был полный финансовый крах.

«Побег из Шоушенка» спасла долгая жизнь этого фильма и постепенно просыпавшийся интерес к нему. Лишь со временем люди оценили ленту, вошли во вкус и стали брать ее в прокат, покупать на кассетах и дисках, а в самолетах при дальних перелетах это кино до сих пор остается одним из самых востребованных. Не сразу, но через несколько лет создатели картины отбили вложения. Да и по сей день отчисления пополняют копилку «Побега».

«Мертвец» (1995)

Бюджет — $9 млн, сборы — $1 млн

Потрясающая метафизическая притча. Одновременно арт-хаус, но при этом максимально доступный для широкой аудитории. А заодно и лучшая роль Джонни Деппа. Но «Мертвеца» поняли не все и не сразу. Пока единицы кричали «Шедевр!», толпа скандировала «Ерунда!». Время, однако, расставило все по своим местам. Все тайны «Мертвеца» до сих пор не разгадали, об этом фильме пишут диссертации, ему посвящают книги и безбожно цитируют в современном кино.

Работая над своим проектом, режиссер Джим Джармуш не мог рассчитывать на деньги Голливуда: уж очень неприглядной получалась Америка в его фильме. Благо финансирование нашлось в Европе, да и собственные накопления пригодились. И все же надеяться на сборы можно было в первую очередь в США — главном мировом не только производителе, но и потребителе кинопродукции.

В американский прокат «Мертвеца» взяли крайне неохотно. Фильм показали менее чем в 40 кинотеатрах. Местный дистрибьютор настаивал, чтобы Джармуш перемонтировал свое творение, адаптировав для проката в США. Однако режиссер на такое не пошел. Как итог, полный игнор со стороны ведущих критиков и жалкий миллион долларов по итогам проката. Это был провал, который, увы, не компенсировал даже обретенный позднее культовый статус ленты.

«Бойцовский клуб» (1999)

Бюджет — $63 млн, сборы — $101 млн

Лучший фильм Дэвида Финчера. Да чего уж там, один из лучших во всем современном кинематографе. Небывало дерзкий и смелый, абсолютно неполиткорректный и максимально жестокий, такой культурный феномен вряд ли способен появиться в сегодняшнем Голливуде. А 20 лет назад он с трудом, но появился.

С «Бойцовским клубом» все сразу не задалось. Боссы 20th Century Fox были шокированы на предпросмотре и потребовали продвигать кино как историю о единоборствах. Рекламу фильма крутили в перерывах трансляций спортивных состязаний. По промоматериалам можно было подумать, что речь идет о некоей спортивной драме. К моменту выхода «Клуба» на большие экраны ему присвоили «взрослый» рейтинг, а сразу после релиза общественные активисты обвинили ленту в пропаганде насилия и устраивали целые шоу с обструкцией картины. Одна из телеведущих свой призыв не смотреть фильм сопроводила спойлером — на всякий случай, чтобы уж точно отбить всякий интерес.

Сразу после выхода «Бойцовский клуб» обрел статус культового кино, но лишь в небольшом кругу зрителей. Остальных благополучно отвадили от просмотра. Помогло несчастье: интерес к фильму вспыхнул после 11 сентября 2001 года. Возобновились обсуждения, картину вернули в прокат, дизайнеры даже начали открывать линейки одежды по мотивам атрибутики фильма. В общем, свое «Бойцовский клуб» заработал, но уже значительно позже завершения основного проката.

«Донни Дарко» (2001)

Бюджет — $6 млн, сборы — $7 млн

Ричард Келли снял шедевр, которого не ждали от никому неизвестного парня. К сожалению, в дальнейшем режиссер так и не смог даже на дюйм приблизиться к тому, чтобы создать нечто подобнее. «Донни Дарко» — единственный (зато какой!) культовый фильм от до сих пор фактически ноунейм-автора.

Что сделало из «Донни Дарко» легенду? Этот фильм — какой-то удивительный микс из щемящей сердце истории, мистической атмосферы и мастерски сплетенных нитей из путешествий во времени и по параллельным вселенным. Фильм, который до сих пор заставляет думать, строить теории и искать истину.

И все же дебютировал «Джонни» плохо. Его показали на фестивале «Сандэнс» в 2001 году. После сеанса зрители называли ленту худшей в истории кино, и критики были согласны с таким вердиктом. «Донни Дарко» практически ничего не заработал: начитавшись негативных отзывов, прокатчики отказывались покупать странный фильм. Кто-то рискнул, и ленту все же запустили в ограниченный прокат в октябре 2001-го. Но кому тогда было до кино, когда нация еще не отошла от 11 сентября? Свою отрицательную роль сыграли и маркетологи, разместившие на постеры маску страшного кролика. Люди шли на хоррор, а в итоге видели совершенно другой фильм.

Статус культового «Донни Дарко» получил спустя несколько лет — после релиза на DVD режиссерской версии фильма. Люди заговорили о многослойном кино, которое с удовольствием пытаешься разгадать во время просмотра и которое оставляет приятное мыслительное послевкусие.

«Малхолланд Драйв» (2001)

Бюджет — $15 млн, сборы — $20 млн

Дэвид Линч — самый крутой из ныне живущих режиссеров (да-да, именно он, а не Тарантино или Нолан). Увы, но он также и один из самых сложных авторов. Любая студия, заключающая с ним контракт, сильно рискует, потому что запросы у Линча высокие, а вот финансового выхлопа от его работ лучше не ждать. Рано или поздно все, что снимал и снимает Дэвид, становится культовым. Но это история явно не про зарабатывание денег.

В творчестве автора сложно однозначно выделить его лучшую работу. Но все же «Малхолланд Драйв», пожалуй, подходит на эту роль лучше всего. Сюрреалистичная, гротескная, сотканная из десятков эпизодов-загадок картина будоражит воображение. Вершина кинематографического искусства и безусловный шедевр, сюжет которого может трактоваться десятками способов.

«Малхолланд Драйв» купался в восторженных отзывах критиков. Однако зрители на непонятное кино не пошли. Удивительный фильм, который моментально стал легендой, но который люди смотреть не любят.

«Фонтан» (2006)

Бюджет — $35 млн, сборы — $16 млн

Фильм с удивительной судьбой, о съемках которого можно делать отдельное кино. Сначала Даррен Аронофски планировал снять эпичную фантастику с Брэдом Питтом в главной роли. Потом они разругались, и проект отложили в долгий ящик. Через пару лет Аронофски переписал сценарий, полностью изменив задумку ленты, нашел Хью Джекмана в качестве замены Питту, и уговорил 20th Century Fox выделить $35 млн вместо первоначальной «хотелки» в виде $78 млн.

Впрочем, студия все равно пожалела, что ввязалась в это. Нарочито непопсовая и медитативная история о прошлом, настоящем и далеком будущем как попытка подтолкнуть зрителя к поиску ответов на вечные вопросы о смысле не только жизни, но и смерти априори не могла заработать деньги. И снова наступили на старые грабли: «Фонтан» пытались продвигать как фантастику со спецэффектами, но кино-то совсем не об этом. К слову, здесь и спецэффектов как таковых нет — наиболее впечатляющие кадры суть не что иное, как макросъемка разных химический реакций. Получилось недорого, а смотрится до сих пор круто.

В общем, «Фонтан» поливали от души. Кому-то не хватило шуток, кому-то — супергероев, кого-то напрягали сами намерения автора ленты затронуть серьезные темы на не совсем понятном киноязыке. А вот активно зарождающаяся интернет-аудитория отнеслась к «Фонтану» куда благосклоннее, возведя его в статус культового явления среди активной молодежи. Впрочем, это не принесло картине денег. Даже если приплюсовать $6 млн, полученных от продажи DVD, лента все равно остается несправедливо недооцененной.

«Дитя человеческое» (2006)

Бюджет — $76 млн, сборы — $70 млн

В 2006 году Альфонсо Куарона, конечно, уже знали, но все же до успеха «Гравитации» и «Ромы» было далеко. Это сегодня фирменный почерк режиссера вместе с неподражаемой съемкой Эммануэля Любецки легко узнается в фильме-антиутопии о последней надежде человечества, а 14 лет назад этого оказалось недостаточно для финансового успеха.

Справедливости ради отметим: у «Дитя человеческого» очень большой для подобных фильмов бюджет. Сразу после показа на Венецианском кинофестивале картину старательно нахваливали. Лента моментально стала мелькать в списках «лучших из лучших» и попадать в топовые рейтинги.

Однако все это не помогло ей не то что заработать, но даже отбить вложенные средства. Большинство людей шли на «Дитя человеческое» как на многомиллионный фантастический боевик со спецэффектами, а в итоге получали не самую простую притчу с размышлениями о вере, надежде и будущем. И снова позиционирование обмануло ожидания большинства. Зато у тех, кто не повелся на маркетинговое продвижение, фильм стал любимчиком.

«Пекло» (2007)

Бюджет — $50 млн, сборы — $36 млн

Фильм о самоотверженности и обреченности, старательно приправленный физическими гипотезами и религиозными отсылками. Историю о космической миссии по спасению умирающего Солнца воплотили, пожалуй, наиболее талантливые киношники Великобритании — Дэнни Бойл и Алекс Гарленд.

И вроде бы все получилось. Правда, некоторые критики ставили авторам в упрек то, что они не удержались от хоррор-элементов, которые были призваны завоевать подростковую аудиторию, но не слишком хорошо отразились на первоначальной задумке картины. Поэтому «Пекло» сдержанно похвалили, а кино в прокате заработало слишком мало, чтобы считаться успешным.

Зато со временем картину стали называть одним из лучших фильмов о космосе и космонавтах: уж очень хорошо здесь передана психология коллектива в замкнутом пространстве и стрессовых условиях.

«Господин Никто» (2009)

Бюджет — $47 млн, сборы — $3,5 млн

Что, если бы мы на протяжении жизни всегда делали правильный выбор? С другой стороны, что такое выбор правильный или неправильный? Каждый человек постоянно сталкивается со множеством бесконечных возможностей, из которых ему постоянно приходится выбирать, тем самым рисуя запутанные узоры своей жизни. «Господин Никто» — как раз такое экспериментальное кино о нескольких жизнях одного человека, которые кардинально меняются в зависимости от его выбора.

Несмотря на обилие американских звезд, «Господин Никто» — европейский продукт, результат творчества полудюжины стран во главе с бельгийским дирижером-режиссером Жако Ван Дормелем. Сложнейший по структуре и задумке фильм стал одним из самых дорогих проектов европейского кинематографа — и одним из самых финансово провальных.

«Господин Никто» не попал в широкий американский прокат, из-за чего ограничился смехотворными копеечными сборами. У фильма впечатляющие рейтинги, однако попытки соединить в почти трехчасовой ленте квантовую теорию, роль и суть случая, современные философские вопросы и гипотезу мультивселенной не нашли отклика даже у европейцев. «Господин Никто» горячо почитается в совсем узких киноманских кругах, но прошел мимо массового зрителя.

«мама!» (2017)

Бюджет — $30 млн, сборы — $44,5 млн

2017 год был богат на хорошее кино: вспомнить хотя бы «Бегущего по лезвию 2049». Он, кстати, тоже с огромным трудом покрыл затраты на производство. Но куда более провальной стала новая работа Даррена Аронофски — «мама!». Ее, кстати, мы поставили на первое место среди лучших фильмов 2017 года. И да, это вторая картина Аронофски в нашей подборке.

«То, что на этот раз выдал американский режиссер, превосходит все его прошлые достижения вместе взятые. Чистое кино с многослойностью, как у капусты. Потрясающий ребус, который можно разгадывать так и эдак. Такого давно не делали, потому что слишком рискованно для сборов», — писали мы пару лет назад. Что ж, «мама!» и правда не пришлась по вкусу большинству зрителей.

Фильм обругали как обычные зрители, так и критики. Картину номинировали на позорную «Золотую малину», причем будто нарочно в тех номинациях, по которым «мама!» уж точно не была худшей лентой года. Аронофски обвиняли в неполиткорректности, оскорблении чувств верующих и попрании моральных устоев. Увы, эти скандалы не пошли на пользу фильму. В США он вообще собрал половину от бюджета, и лишь мировой прокат позволил хоть немного сократить издержки. Потрясающая несправедливость!


Выйдите за рамки возможного и наполните каждый момент жизни непередаваемыми впечатлениями. Представляем новые QLED-технологии — самые совершенные среди телевизоров Samsung. Прочувствуйте силу каждой сцены с невероятным разрешением 33 млн пикселей, потрясающей четкостью изображения и разрешением в 4 раза выше, чем UHD 4K. Процессор Quantum 8K способен в режиме онлайн улучшать изображение низкого качества до разрешения 8K.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by