Мир никогда не будет прежним: коронавирус изменит то, как мы живем, работаем и отдыхаем

Автор: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич, Александр Ружечка, Максим Тарналицкий, unsplash.com
19 марта 2020 в 8:00

Глобальные инфекционные заболевания, такие как COVID-19, могут изменить уклад жизни человечества в не меньшей мере, чем на него влияла мировая война или экономическая депрессия. И последствия будут ощущаться не только в статистике смертей от пандемии. В XIV веке в результате эпидемии чумы рабочая популяция Европы сократилась на треть, что привело к недостатку трудящихся. Возросшая оплата труда позволила победить феодализм и начать применять технологии повышения эффективности работников. В 2003 году эпидемия SARS в Китае ознаменовала бум компаний сектора e-commerce и перемещение шопинга в интернет: тогда же бурно расцвели Alibaba (AliExpress) и Taobao, на которых сейчас закупается и каждый второй белорус. За эти 17 лет люди научились закрывать через интернет практически все свои нужды.

Если пандемия коронавируса будет продолжаться долгое время, она ускорит фундаментальные изменения в экономике, нашей жизни и том, как мы работаем. И чем дольше продержится чрезвычайное положение, тем выше шансы закрепить эти изменения навсегда.

Удаленная работа

Видеоконференции и удаленная работа буквально переживают взрыв параллельно с распространением коронавируса. За последние месяцы видеотрафик в мире увеличился в 2—3 раза. Программы Zoom, Microsoft Teams, Google Hangouts стремительно прорвались в топ приложений. Технологические гиганты, включая Twitter и Facebook, призывают сотрудников работать из дома — чтобы замедлить распространение вируса и отрепетировать работу при худшем сценарии, когда офисы закроет на карантин государство. Многие руководители наглядно увидят, что центральный офис и встречи в реальности не так уж и нужны. В конце концов, работа может быть завязана на KPI везде и не имеет ничего общего с часами, проведенными в офисе.

С другой стороны, границы между работой и жизнью, как правило, становятся еще более размытыми, а личный контакт формирует доверие и сплачивает команды.

Доступ к удаленным работникам и удаленному образованию может наполнить жизнью небольшие городки и разгрузить мегаполисы. Но это же уменьшит социальные фрикции, а оказаться в социальном пузыре станет еще проще. У нас будет все меньше поводов куда-то ехать, видеть людей из других социальных слоев, их проблемы и жизнь. То есть человечество может стать еще более разъединенным и легко управляемым, по тому же принципу, как алгоритмы ленты и социальных сетей фрагментируют сообщества в отдельные эхо-камеры.

Работники (сферы знаний) тем временем могут понять, насколько бессмысленны многие совещания и как легко заменить их почтой, насколько неэффективно стоять в дорожных заторах два раза в день, как много рабочего времени тратится в никуда и как раздут может быть рабочий штат.

Многим предстоит и осознание того, насколько трудно сконцентрироваться с детьми, как на самом деле одиноко и при этом более продуктивно работать из дома.

Многим предстоит и осознание того, насколько трудно сконцентрироваться с детьми, как на самом деле одиноко и при этом более продуктивно работать из дома.

Впрочем, пока ни одной децентрализованной технологии общения, будь то почта, телефон, телевизор и интернет, не удалось снизить желание людей жать друг другу руки при встрече, хоть футурологи много раз обещали обратное.

Необходимость присутствия на работе, или проблема «презентеизма», когда заболевшие работники все равно приходят в офис и заражают коллег, потому что опасаются быть обвиненными в лентяйстве, может исчезнуть. Эксперты ожидают, что бизнесы могут в принципе перестать ограничивать число дней без работы по болезни. Так уже поступают в развитых странах при жалобах на депрессию.

Большие ожидания связывают с системами дополненной реальности и шлемами HoloLens/Oculus/Vive, обеспечивающими смешанный аудиовизуальный сигнал от коллег в рамках программируемой трехмерной среды.

Кризисы, подобные нынешней ситуации, оставляют много нового и разумного: велосипедистов после забастовок сотрудников метро в Великобритании, офисных работников, которые ходят в кроссовках на работу после транспортного коллапса в Нью-Йорке, развитие национальных систем здравоохранения после эпидемии испанки в Европе.

Большой «развод» стран c Китаем

Наверное, до этого момента многие и не представляли, в чем смысл фразы «Everything is made in China». От пластмассовых игрушек до высокотехнологичных смартфонов и 5G-оборудования — производственная гегемония Китая распространилась на весь мир и миллионы бизнесов во всех странах. Эта невероятная страна с 5000-летней историей экспортирует уже не просто продукты — они готовы строить под ключ любые заводы, стадионы и объекты любой инфраструктуры.

Вирус обнажил те цепочки поставок, которые завязаны на Китай — производственный цех нашей планеты. Парализованная страна поставила на грань выживаемости многие небольшие компании по всей планете. Если вспышка коронавируса не угаснет в ближайшее время, все больше производителей будут выводить производственные мощности из Китая в другие страны. Те перемены, которые откладывались бы до следующей рецессии, начнутся сейчас.

Этот же процесс уничтожит много маленьких контор, тогда как большие и хорошо структурированные компании с финансовыми подушками смогут выдержать экономический шок.

Обострение политических разногласий, национализма и популизма

Уже сейчас мы можем видеть, каким образом политики всех стран реагируют на коронавирус. Традиционно реакция скатывается до уровня популизма, приемлемого в стране. Показателен пример Италии, территория которой была настоящей политической лабораторией со времен Римской империи. В Италии формальные правила часто игнорируются и система не озабочена долгосрочным планированием, но итальянцы всегда были способны отыгрывать на высоте в чрезвычайных ситуациях и импровизировать, чего нельзя сказать об их северных соседях. Это свободолюбивое общество, где информация от близких воспринимается серьезнее, чем из массовых каналов информации. Сегодня итальянский социум встретил такой же свободолюбивый и опасный вирус. Весь мир наблюдает, как система здравоохранения Италии справляется с беспрецедентной нагрузкой, толкающей экономику страны в черную дыру.

Это свободолюбивое общество, где информация от близких воспринимается серьезнее, чем из массовых каналов информации. Сегодня итальянский социум встретил такой же свободолюбивый и опасный вирус.

Остальные страны закрывают границы, объявляют своих противников еще более вражескими врагами и скорее рады ответить на вопрос «Кто виноват?», чем «Что делать?». В США представители демократов и республиканцев совершенно иначе оценивают готовность страны к пандемии, а Китай пытается превратить победу над коронавирусом в триумф автократической системы. При этом, по сути, запоздалый бюрократический ответ и был одной из причин развития эпидемии. Политический популизм будет встречаться с острым индивидуализмом — возрастет давление на децентрализацию образования и процессы обучения.

Системы безопасности и массового наблюдения получат зеленый свет под предлогом отслеживания болезней и носителей коронавируса. Эта мера может быть оправданной во время кризиса, но можно ли будет откатить усиление контроля, когда все нормализуется, или эта тенденция продолжится и станет новой нормой?

Ускорение развития науки и повышение роли медицины

В то время как политики заняты популизмом, ученые создают новые инструменты для анализа и противодействия COVID-19. Люди, которые глубоко понимают текущие проблемы нашего мира, способны их решать, и это прекрасно понимает любая властная структура, оказавшаяся неспособной решить эти проблемы сама.

Поэтому траты на науку и медицину будут увеличиваться. Медицина — одна из немногих высокоинтеллектуальных сфер, которая легко поспорит по важности с IT, и в будущем ее влияние будет только увеличиваться.

Стоит ожидать безусловного повышения социального статуса медицинских специалистов, традиционно представляющих из себя очень способных, умных и гуманных людей, незаслуженно поставленных временем в позицию обслуживающего персонала, на котором простой человек вымещает недовольство системой.

Дешевые удовольствия с доставкой на дом

Вынужденные карантинные меры и ограничение перемещений приведут миллионы людей к скуке, которую быстро уймут очень недорогие, но действенные развлечения: видеоигры, просмотр фильмов и потребление «взрослого контента».

Работницы OnlyFans уже докладывают о рекордном увеличении заработков, а крупные порнобренды с радостью открывают бесплатный доступ к своим премиум-аккаунтам для жителей стран, где уже введен чрезвычайный режим. В Нидерландах раскуплены запасы кофешопов, и такие магазины закрыты до 6 апреля.

В 2003 году во время эпидемии SARS в Китае на карантин закрывались города, но это не могло лишить их жителей жажды развлечений — они продолжали есть, пить и веселиться дома. Многие полюбили и продолжили вести себя так же и после окончания карантина. Больше доставок на дом, меньше походов в магазин. Больше готовки дома, меньше походов в рестораны. Особое удовольствие и опасность представляют онлайн-игры — к аддиктивности и иммерсивности в них большинство новичков совершенно не готовы.

Удовольствие будущего — это не трехкомнатная квартира в Минске и не патрулирование Зыбицкой все выходные в большой компании. Это скорее домик в деревне, в которую доезжает «Е-доставка», есть высокоскоростной интернет, а лишние деньги можно тратить на онлайн-сервисы вроде Netflix, игры в Steam и пиццу по пятницам — когда, конечно, не забудете отключить веб-камеру, через которую AI-система анализирует ваши рабочие KPI.

Если вкратце, гарантировано увеличение вовлеченности в онлайн-покупки и доставку физического и цифрового контента — все, что работало и раньше, но осваивалось нами в фоновом режиме.

Отмена (возможно, навсегда) крупных мероприятий, удар по экономике подработок

Из-за коронавируса под ударом оказались крупные тематические конференции и выставки, традиционно собирающие сотни тысяч посетителей и наполняющие энергией целые мегаполисы. Отмена и перенос таких монстров своих индустрий, как MWC, E3, Женевский автомобильный салон, мебельный iSaloni, — это настоящий A/B-тест эффективности трат на них. Компании массово отказываются от командировок и проводят презентации онлайн. Если для крупных бизнесов это экономия денег, то отдельным разработчикам, дизайнерам и специалистам такие выставки могли дать встречу с важным человеком, привести клиента — были настоящим вопросом выживания. Также крупные мероприятия всегда вовлекают десятки тысяч человек «гиганомики», или экономики подработок.

Небольшие транспортировочные компании, кейтеринг, водители, официанты, рабочие, строители, дизайнеры, уборщики — все они получают деньги за определенное время работы. Они же и наименее защищены от форс-мажоров.

Отработав лишь краткий контракт, они не могут претендовать на соцпакет, как при постоянной занятости. Под угрозой находятся все бизнесы экономики совместного потребления, которые гремели последнее десятилетие. Uber, Airbnb, Lyft — вовлеченные в эти сервисы работники находятся в зоне повышенного риска.

Любые медиабизнесы, связанные с проведением масштабных мероприятий в реальном мире, вынуждены будут приспосабливаться и проводить их «гибридно» — также и в некой цифровой форме. Смешение с виртуальностью — вопрос выживания, потому что в реальные мероприятия многие уже не вернутся.

На смену шеринг-экономике придет старое доброе желание персонально владеть всеми своими активами. Постоянная полная занятость в хорошей компании снова станет статуснее фриланса.

Сокращение объемов туризма и снижение количества авиаперелетов

C закрытием границ, финансовой неопределенностью и невидимым вирусом желание путешествовать временно угасло. Дошло до того, что в таиландском городе начались племенные разборки обезьян, оставшихся без привычной подкормки туристами.

Индустрия авиаперевозок столкнулась с самой массовой остановкой полетов в новейшей истории. Авиакомпании отменяют рейсы каждый день, оставшиеся самолеты взлетают полупустыми. Крупные авиакомпании запрашивают поддержку у государства, тысячи их работников отправляются в неоплачиваемые отпуска. Под вопросом доступ профессионалов к международным тренировочным центрам и даже доставка авиадеталей.

Эксперты считают, что финансовые потери отрасли приведут многие компании к банкротству, а авиаперевозчики испытывают колоссальное финансовое давление.

Увеличение внимания к здоровью и образованию

Осознание незащищенности людей перед болезнью заставит заниматься спортом, правильно питаться и не практиковать рискованное поведение. Сильный иммунитет — прекрасный щит от инфекций. Все советы по правильному питанию становятся еще более актуальными. Здоровье как тренд — не мода, а необходимость.

Увеличение материальной ответственности за свое будущее и обострение конкуренции путем «онлайн-охвата» рабочей силы за пределами мегаполисов потребует от нас необходимости повышать квалификацию на регулярной основе.

Все эти изменения будут далеко не самыми приятными и совершенно вынужденными, больнее всего отразятся на сегменте наименее квалифицированных рабочих. Но они же позволят и самым настойчивым и предприимчивым повысить свой уровень жизни.

Сейчас платные онлайн-платформы временно делают свои программы обучения бесплатными на время карантина. Давление на децентрализацию системы образования и отсоединение ее от государства будет увеличиваться.

Увеличение национальной самосознательности и местных производств

Испытав перебои с поставками из других стран и оказавшись в зависимости от критических компонентов извне, бизнесы и производства будут пересматривать и переоценивать цепочки поставок на случай следующего кризиса.

Кризис — отличное время заменить импортируемые продукты питания и товары первой необходимости на близкие по качеству местные. Время идти на «Комаровку» и находить там действительно вкусный твердый сыр белорусского производства вместо пармезана, как и открывать для себя другие качественные продукты местного производства.

На нашем огромном форуме даже есть специальная тема про них, которой уже 16 лет.

Время для саморефлексии

Для многих время карантина и социального дистанцирования станет временем переосмысления последних лет жизни. Для одних это будет шансом наконец выспаться и продумать новые планы, для других — понять, что они едут на мертвой лошади и пришла пора менять работу.

Некоторые супружеские пары проведут домашний карантин как второй медовый месяц, и можно совершенно уверенно ожидать беби-бум через девять месяцев. Для остальных же время в заточении окажется настоящим кошмаром.

В китайском городе Сиань невозможно записаться в местный загс для регистрации развода: желающих расстаться, не сумевших провести несколько недель карантина вместе, слишком много. Конфликты и разногласия становятся очевидными при таком серьезном увеличении совместно проведенного времени.

Преодолевшие этот стресс-тест смогут с гордостью рассказывать внукам: «Знаете, мы с вашим дедушкой пережили коронавирус».

Применение роботов и дронов

Удаленная работа может оказаться и удобнее, если есть дисциплина. Она даже может увеличивать продуктивность человека, который теперь не тратит время на дорогу в офис, не отвлекается на шум коллег и бессмысленные кофе-паузы. Впрочем, удаленная работа возможна лишь потому, что кто-то где-то проложил руками кабель и собрал ваш ноутбук.

И тут приходит время задуматься о найме работников, которые собирают не руками, — о производственных роботах. В плане их внедрения азиатские страны давно впереди прочих: огромные заводы с современными производственными линиями обслуживает пара десятков высококвалифицированных работников, а всем остальным заправляют роботы. Они не устают, не болеют и не требуют оплачиваемого отпуска, при этом работать могут круглосуточно.

Коронавирус провоцирует эпидемию одиночества

Кроме экономического кризиса, коронавирус провоцирует еще и социальный. Речь идет о коллапсе во взаимодействии тех, кто наиболее уязвим перед изоляцией и одиночеством: пожилых, инвалидов и людей со слабым здоровьем и хроническими болезнями.

И если у государств есть планы по преодолению экономического негатива, то социальные эффекты вообще даже не обсуждаются. А главный удар COVID-19 нанесет по бедным, старым и больным.

Социальная изоляция увеличивает риски буквально по всем параметрам: +50% к вероятности развития слабоумия, +29% — ишемической болезни сердца, +25% — смертности от рака, +32% — инсульта. Психические риски также очень велики. Научные метаисследования находят четкие закономерности между изоляцией человека и депрессией, тревожностью и суицидальными мыслями. В масштабе миллионов на вынужденном карантине последствия могут быть очень плохими.

Люди — социальные животные, а коронавирус угрожает таким связям. Эволюция человека всегда шла бок о бок с чувством безопасности от взаимодействия в группах, поэтому мы проживаем изоляцию как настоящее физическое ЧП.

Люди — социальные животные, а коронавирус угрожает таким связям. Эволюция человека всегда шла бок о бок с чувством безопасности от взаимодействия в группах, поэтому мы проживаем изоляцию как настоящее физическое ЧП. И за миллионы лет социальные связи буквально вплелись в наш мозг, поэтому отсутствие подобной защиты вызывает стрессовое состояние организма.

Каскад простой: одиночество вызывает стресс, длительный стресс повышает уровень гормона кортизола, тот, в свою очередь, запускает воспалительный процесс. Постоянное воспаление наносит ущерб кровеносным сосудам и тканям, буквально нарушается коммуникация внутренних систем и тканей. Увеличивается риск болезней сердца, диабета, ожирения, болезней суставов — и преждевременной смерти.

Поэтому для компенсации нам придется усилить виртуальное общение, чтобы не потерять связь с друзьями и семьей. Видеоконференции и телефонные звонки дают более социальный и живой формат взаимодействия, чем сообщения в мессенджере и электронная почта. Особенно важно это при общении с пожилыми людьми.

К сожалению, наиболее уязвимая часть общества часто и наименее технологически подкована. Так что одним из самых простых способов помочь будет хотя бы стать техподдержкой для своих родителей и бабушек с дедушками и научить их принимать и совершать звонки не только вам, но и своим взрослым друзьям. Это отличный шанс сделать их немного счастливее и «социальнее» и после пандемии.


Экстремальные ситуации, подобные эпидемии коронавируса, позволяют нам увидеть условия и тонкости жизни других людей, которые всегда присутствуют, но трудно воспринимаются. В ближайшие месяцы мы многое узнаем о том, кем мы стали и что представляем из себя как общество. Не все нам понравится, но все можно будет проработать.

Во времена экономики знаний есть какая-то злая ирония: скорость распространения информации и способность быстро разворачивать свою жизнь в любом направлении, узнавать новое и учиться парадоксальным образом делают общество более уязвимым перед эпидемией, реакцию на которую 50 лет назад даже нельзя было представить похожей на нынешнюю.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by