В годы вспышки эпидемии вируса атипичной пневмонии было проще: социальных сетей практически не существовало, а потому сумасшедшие кучковались вокруг третьесортных газет и бульварной прессы, где в большинстве своем рождались и незаметно умирали теории заговора. В век интернета все это оказывается на виду: конспирологи, сумасброды и просто малообразованные множат, репостят, ретвитят и пересылают друг другу тайны, с которых им удалось сорвать завесу. Особо показательна эпидемия коронавируса.
Когда только начали поступать первые сообщения о зараженных новым вирусом, в сети уже можно было встретить ресурсы, которые на полном серьезе писали о миллионах зараженных и сотнях тысяч погибших. Мол, в Китае трупы сжигают пачками, из-за чего растет загрязнение воздуха. В качестве доказательств приводились данные с ресурса Windy.com, где центральная часть Китая погрязла в темно-красных пятнах выбросов NO2. Тем не менее это обычная ситуация для Китая, Индии, Ирана, Турции и некоторых участков России, и связана она в первую очередь с промышленными выбросами, но никак не с загруженностью крематориев. Впрочем, разговор наш будет не об этом.
Более 75% сообщений о новых случаях заражения в социальных сетях Таиланда — это фейковые новости. По крайней мере такой подсчет провел специальный центр по борьбе с ложными новостями министерства цифровой экономики и общества страны.
Некоторые поддельные новости носят откровенно бредовый характер. Например, многие пользователи сети в Таиланде считают, что председатель КНР Си Цзиньпин приказал солдатам безжалостно казнить граждан, которые противодействуют мерам по борьбе с эпидемией. Есть и забавные медицинские советы от шарлатанов. Иногда они советуют всяческие травяные отвары. Но некоторые уверены, что коронавирус передается, если просто посмотреть в глаза инфицированного человека.
Власти в разных странах призывают представителей Facebook бороться с фейковыми новостями. И там призывы услышали — посты (в том числе рекламные) с фиктивными целительными предложениями будут беспощадно удаляться. Под нож пойдут и конспирологические теории. А вот контенту про коронавирус из доверенных источников, наоборот, будут давать приоритет.
Недавно ученые из Массачусетского технологического института провели исследование и выяснили, что фальшивые новости ретвитят на 70% чаще, чем правдивые истории. Правда движется по соцсетям в шесть раз медленнее.
Например, история о брошенных в аэропорту китайских близняшках вызвала настоящую бурю на популярном ресурсе 9GAG. Якобы родители оставили своих зараженных детей, а сами по-быстрому смотались из страны. Никаких подтверждений этому в авторитетных источниках не нашлось.
Коронавирус и вирусология. Хм-м-м… Эти два однокоренных слова не зря упоминаются в связи с одним китайским городом Ухань. Примерно такая цепочка размышлений должна быть в голове конспирологов, которые усмотрели в эпидемии вируса в Китае рукотворное происхождение.
Дело в том, что в Ухани работает Институт вирусологии Китайской академии наук. В 2015 году там открыли первую в стране лабораторию, которая сертифицирована для работы с микроорганизмами четвертого класса патогенности, способными вызывать серьезные заболевания и легко распространяться.
В публикации издания The Washington Times ветеран израильской разведки связал этот институт с разработкой биологического оружия в Китае. И пускай пожилой израильтянин подчеркнул, что нет никаких доказательств утечки вируса и он не хочет спекулировать на этой теме, идея была чересчур хорошей, чтобы от нее отказываться. А потому бомба разлетелась по соцсетям.
Зачем китайцам биологическое оружие? Например, автор одного из видеороликов в TikTok утверждает, что китайское правительство каждые 100 лет распространяет болезни среди животных, чтобы контролировать популяцию своих граждан.
В других видеороликах вспышку эпидемии называют не иначе как настоящей биохимической атакой правительства. Мол, вирус был выпущен якобы «случайно», но на самом деле он задуман для сокращения численности населения в стране.
Но эксперты в капиталистических государствах склонны сомневаться в таких прямолинейных выводах. Большинство стран отказались от изучения биологического оружия. Исследования оказались бесплодными, а образцы — неэффективными. Воздействие коронавируса как биологического оружия можно сравнить разве что с выстрелом в ногу самому себе.
К тому же Уханьская национальная лаборатория биобезопасности — это сертифицированная лаборатория четвертого уровня, разработанная французскими инженерами, с атмосферными шлюзами, защитными скафандрами и жесткими требованиями к многоступенчатой фильтрации воздуха.
Washington Post опросила, наверное, с десяток международных экспертов, которые все как один высказали сомнения в том, что эта лаборатория могла изучать биологическое оружие и стать причиной эпидемии. И, согласно принципу бритвы Оккама, плодить сущности без крайней необходимости не стоит: антисанитария на китайских рынках является куда более опасной, чем вирусологическая лаборатория, оборудованная по последнему слову науки.
«Новый коронавирус 2019 года — это природа, наказывающая человеческий род за сохранение нецивилизованных жизненных устоев. Я, Ши Чжэнли, клянусь своей жизнью, что эпидемия не имеет ничего общего с нашей лабораторией», — так пришлось оправдываться одному из ведущих исследователей Института вирусологии в китайской прессе.
В начале февраля стало известно, что фонд Билла и Мелинды Гейтс выделит до $100 млн на улучшение работы по выявлению, изоляции и лечению пациентов, зараженных новым коронавирусом. Часть денег пойдет на ускорение разработки вакцины и диагностических средств.
Для кого-то это будет очередным жестом доброй воли от одного из крупнейших частных фондов мира, но некоторые сумели перекрутить факты таким образом, что сам Билл Гейтс оказался создателем коронавируса. В частности, пользователи сети делились «неопровержимыми» сообщениями о том, что вирус был создан и запатентован при участии Билла Гейтса. А это, в свою очередь, ведет к выводу, что проводилась генетическая манипуляция с вирусами, чтобы сделать их более опасными, чем они были изначально.
Никакой доказательной базы у этого обвинения не было. Тем не менее «антипрививочники» быстро подхватили его в качестве аргумента против фармкомпаний и разработчиков вакцин. Откуда взялась эта теория?
В 2015 году Институт Пирбрайт в английском Суррее получил патент на разработку ослабленной формы коронавируса, которая потенциально могла бы использоваться в качестве вакцины для лечения респираторных заболеваний. Вирусов (и, соответственно, коронавирусов) великое множество. На разные группы живых организмов они действуют по-разному. Так вот, этот запатентованный коронавирус был предназначен для вакцинации птиц. И это абсолютно стандартный патент вакцины на основе вируса.
«Коронавирус — это целое семейство вирусов, — заявила (возможно, с раздражением) доктор Эрика Бикертон. — У каждого вируса свои характеристики».
Затем в поисковике параноики обнаружили, что Институт Пирбрайта однажды получал грант от фонда Билла и Мелинды Гейтс на изучение антител у домашнего скота. И пазл сложился. Правда, из квадратных деталей с абсолютно ровными гранями.
Печальнее всего, когда подобного рода теории заговора, не подкрепленные никакой фактологией, добираются до обделенных умом политиков, для которых разговорный жанр является основным родом деятельности. Так, например, представитель американской республиканской партии Соломон Юэ у себя в Twitter на аудиторию в сотни тысяч подписчиков рассказал, что вирус был украден и вывезен из Канады в Китай, чтобы убивать там иностранных туристов. И теперь биологическое оружие обернулось против хозяев.
Он опирался на прошлогоднюю историю в Канаде, когда китайский исследователь покинула лабораторию инфекционных заболеваний в сопровождении сотрудников силовых органов. Ее заподозрили в шпионаже. Спустя полгода историю в соцсетях подают под таким соусом: «Супружеская пара вирусологов из Китая похитила биологическое оружие из Канады». История собирает десятки тысяч ретвитов.
Хотя в оригинальных сообщениях ни разу не упоминалось даже слово «коронавирус», канадским правоохранительным органам пришлось выступить с опровержением: связи между эпидемией в Китае и их расследованием не существует.
Задержанная исследовательница работала в канадской лаборатории, где изучаются микроорганизмы четвертого (высшего) уровня патогенности, помогала разрабатывать лечение для вируса Эбола.
О рукотворной природе вируса и его связях с ВИЧ заговорили после того, как группа индийских ученых опубликовала препринт (не отрецензированную другими учеными версию) своего исследования генома уханьского коронавируса. Публикацию разместили на сайте bioRxiv, где можно оставлять свои незаконченные или неотредактированные статьи.
Работа называлась «Поразительное сходство уникальных вставок белка у вирусов 2019-nCoV и ВИЧ». Называлась, потому что вскоре работу убрали. Проанализировав многочисленные очень короткие области белков в коронавирусе, авторы утверждали, что он приобрел их от ВИЧ.
Слова наподобие «поразительный» редко используются в научных публикациях. Но индийцы пошли дальше и начали спекулировать: мол, эти кусочки генетического кода появились в коронавирусе неспроста, их туда «подбросили». Без внимания эта работа остаться не могла, другие ученые стали проверять выводы коллег и обнаружили вот что: да, у уханьского коронавируса есть цепочки, которых нет у других коронавирусов, и они похожи на последовательности, обнаруженные у ВИЧ. Но эти же фрагменты обнаружились в генетическом коде бесчисленного множества других вирусов. Индийцы убрали свою статью и пообещали проанализировать все заново.
Но если связи между коронавирусом и ВИЧ нет, то почему противовирусные от ВИЧ используют для лечения пациентов в связке с препаратами от гриппа? Потому что противовирусных не так уж и много, врачи проверяют, как новый вирус будет реагировать на эффективные лекарства против его собрата. Например, во время вспышки атипичной пневмонии врачи обнаружили, что может быть действенным коктейль из двух анти-ВИЧ-препаратов.
Ближайший родственник уханьского коронавируса — это вирус, выделенный у летучих мышей. Совпадение между их нуклеотидами достигает 96%. Ученые в разных лабораториях по всему миру не нашли свидетельств искусственной рекомбинации или неожиданных вставок, вмешательства. Все указывает на то, что вирус пришел к человеку из природного резервуара.
Эксперты переживают, что эпидемия на самом деле является куда более масштабной, а мы видим лишь вершину айсберга. На основе данных об авиарейсах из Ухани и других китайских городов они составили компьютерную модель распространения вируса. Согласно ей, к настоящему времени случаи заражения должны были быть выявлены в более чем 30 странах. А количество случаев должно было быть куда бо́льшим, чем известно сейчас.
Например, в зоне риска находится Индонезия, но в стране до сих пор не было зарегистрировано ни одного случая заболевания. Эксперты опасаются, что это в связке с долгим бессимптомным периодом инкубации может говорить о ползучей подковерной эпидемии.
А незарегистрированные случаи заболевания в странах со слабыми системами здравоохранения (в Африке или Юго-Восточной Азии) могут привести к быстрой вспышке эпидемии. Особо переживают за Нигерию, у которой тесные деловые отношения с Китаем и тамошними предпринимателями.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by