Заезд на броневике и 42-метровый автопоезд: чем удивил МЗКТ на свой день рождения

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка
UPD
24 июля 2019 в 22:37

— На этом заводе нет ни одного патрона, — заверил перед началом экскурсии по цехам МЗКТ исполняющий обязанности главного инженера Алексей Римашевский. Поверить в это сперва сложно: на заводе вполне открыто говорят, что изрядное количество техники выезжает в цвете хаки — понятно, для каких целей. Но здесь выпускают сугубо шасси, а что навесят на раму — навороченный комплекс ПВО или просто бортовой кузов — дело конечного заказчика: раз заплатил, пусть использует технику по своему усмотрению. Рассказать все это журналистам на МЗКТ решили по важному поводу: на днях заводу исполнилось 65 лет. Возраст не рекордный, но все равно солидный для производителя специфического транспорта.

Евронормы и 400-километровые тесты

Производство, в общем-то, имеет стандартную структуру. Каждый цех занимается чем-то одним, а потом из полученных деталей собирают здоровенные махины. Некоторые в длину больше сорока метров — хоть кикшеринг бери, чтобы от кабины до конца прицепа добраться, а не пешком топать.

Атмосфера на производстве специфическая: по носу бьет запах металла и резины, по ушам — молотки и фрезерные станки. Но Алексей слегка удивился вопросу о вредных условиях труда: мол, никакого вреда, каждый год строгие проверки, оборудование новое (в 2016 году закончилась модернизация стоимостью $110 миллионов). Как результат — не то что нет нарушений, но и комфорт для рабочих только повышается в последние годы.

Алексей Римашевский


Каждый собранный экземпляр техники проверяют перед отправкой заказчику — это касается и военных модификаций, и гражданских. Правда, военным повезло больше: их машины тестируют на протяжении четырехсот километров, а «мирные» версии — приблизительно вдвое меньше. Испытания проходят как на территории завода, так и в реальных условиях — на полигонах за городом.


Кстати, интересный момент: оказывается, военные не подчиняются экологическим нормам Евро, причем это касается людей в форме по всему миру. И пока вы идете в zero waste магазин с экологически чистой торбочкой, какой-нибудь МЗКТ-79221 «плюется» в озоновый слой сотнями литров сгоревшей солярки. А вообще, на гражданские модели уже могут ставить «чистые» двигатели Евро-5 — белые медведи должны быть довольны.

Как оно там внутри

Самая интересная часть пресс-тура — собственно выезд на полигон и покатушки. Исполнилась личная мечта: удалось увидеть игру Spintires (обязательно попробуйте, затянет надолго) вживую. Посреди леса стоят тягачи, легкие броневики, платформы для кранов, шасси под «Буки», «Тополи» и другие машины, у которых только названия безобидные, — всем им предстоит месить грязь на приличной для такого транспорта скорости. Что интересно — для управления подобной техникой нужны самые обычные права категории С: говорят, сложностей при езде никаких, только к габаритам нужно привыкнуть.


МЗКТ-490100 — одна из самых свежих разработок предприятия. Экспортный вариант называется куда благозвучнее: Volat V1 — оказывается, можно обойтись без индексов длиной с телефонный номер. Машину заказало Министерство обороны, соответственно, применение в первую очередь военное. Пространства внутри гораздо больше, чем кажется снаружи: вместе с водителем помещается десять человек. О комфорте говорить неуместно (хотя кондиционер есть, и вполне себе мощный), зато чувствуешь себя в полной безопасности: металл и стекла бронированные.

При езде по бездорожью сразу вспоминаешь культовое видео из салона УАЗ с его колоритными пассажирами. Хотя если серьезно — Volat V1 намного плавнее и мягче, чем ожидаешь от военного джипа. Да, при росте 180 сантиметров рискуешь на кочках тюкаться макушкой в потолок, но в целом — более чем сносно. Тяжелая техника типа корпусного шасси МЗКТ-69225 эмоций даже меньше вызывает, чем шустрый и юркий 490100: ей вообще все равно, что там под колесами, — просто едет вперед по какому угодно покрытию.



А вот на гигантском автопоезде песочного цвета, увы, не покатали. Транспорт выпускают по заказу ОАЭ, и, судя по характеристикам, покупатели просто сказали: «хотим все самое-самое». Двигатель на 812 лошадиных сил, грузоподъемность полуприцепа 76 тонн, а присоединяемый к нему прицеп поднимет еще 60 тонн (полная масса равняется 210 тоннам). И все это разгоняется до 70 км/ч. Автопоезд предназначен для перевозки танков — в частности, тягач МЗКТ может переместить сразу два французских AMX-56 Leclerc.

Во всех машинах, в которые удалось заглянуть, вполне привычные органы управления — рычаг КПП (есть даже модификации с автоматической трансмиссией), педали, руль и так далее. Беспилотных машин как-то не нашлось. Понятно, что искусственный интеллект здесь нужен не для «Алиса, отвези на Зыбицкую». Но если фантазировать: транспорт без водителя пригодится и военным (допустим, снабжение в горячую точку отправить), и гражданским — перевезти какое-нибудь оборудование для геологов через глубокие болота. Появятся автономные машины МЗКТ или нет — ответил главный конструктор Василий Бурьян:

— У нас есть работа по заказу от наших партнеров и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Прим. Onliner). Мы пока еще не занимаемся проведением НИОКР (по беспилотным проектам. — Прим. Onliner), но уже задумываемся над этим.

В общем, это явно только вопрос времени: тренд на беспилотный транспорт для всевозможных отраслей очевиден, и раз на МЗКТ заявляют, что следуют тенденциям рынка, до автономных машин рано или поздно доберутся. А пока завод продолжает отмечать день рождения: в пятницу на Октябрьской площади пройдет выставка техники, в субботу до обеда будет день открытых дверей, а вечером — бесплатный концерт.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!