Итак, главную интригу (ха-ха!) Джона Уика уже все знают: этот неуязвимый и крайне опасный киллер — белорусский сирота, обучавшийся балету и единоборствам. Вышла третья часть безбашенного боевика, а мы в числе первых ее посмотрели. К слову, перед нами один из лучших боевиков последнего времени. Но не потому, что он идеален, а потому, что конкурентов нет. Жанр, похоже, вырождается. Спасет его только «Джон Уик 4».
Помню, первая часть мне зашла, но от второй ничего не ожидал. Да, старт трилогии был дан бодрый, но в целом получили хорошо скроенный по старым лекалам боевик. Киану Ривз к тому времени уже особо ничего не показывал, снимался все реже и реже, да и ленты с его участием стремились куда-то туда, по наклонной Николаса Кейджа.
Однако вторая часть все изменила. «Джон Уик 2» — невероятно крутой боевик! «Максимально кинематографичный по своей сути фильм, который любит делать намеки, задавать вопросы и будоражить фантазию», — писал я два года назад и до сих пор так считаю. Разумеется, к третьей части были завышенные ожидания. Хотелось еще больше сюрреализма и намеков на родство со вселенной «Матрицы». В конце концов, не зря же все эти разговоры о перезапуске саги о Нео и причастности к ней Чада Стахелски, режиссера «Джона Уика».
Хорошая новость в том, что третья часть — это все еще первоклассный боевик. С сочными перестрелками, изобретательными боевыми постановками, бесконечным драйвом и харизмой Киану Ривза.
Сюжет простой, как палка, такой, какой и должен быть у правильного экшена, без рассусоливания, но с постоянным действием. С места в карьер стартуем с игры в прятки. Баба-яга ранен, у него меньше часа, по истечении которого на экс-киллера начнут охоту сотни его бывших коллег. Надо зализать раны и снова пускаться в бега. Вперед, в библиотеку, туда, где будут ждать первые серьезные неприятности.
Для фильма создали кучу привычных мирных локаций, которые авторы ленты щедро и не стесняясь заливают кровью. Столько способов членовредительства, какое показывают в «Джоне Уике», даже святая инквизиция не придумала. Сказать о них хоть что-то конкретное — по сути спойлер. Потому что фактически перед нами калейдоскоп из эпизодов, в которых один человек умерщвляет пачки статистов.
Смертоносную машину по-прежнему олицетворяет молчаливый Киану Ривз со своей неуклюжей медвежьей грацией. У актера хорошо если наберется с десяток фраз на весь фильм. Все потому, что говорит он не ртом, а руками — голыми, с пистолетами, штурмовыми винтовками, кинжалами, катаной, лошадьми и черт знает чем еще. Времени на слова нет, надо действовать! Образ усталого патлатого наемника в костюмчике и галстуке определенно уже стал узнаваемым киносимволом.
Впору водрузить на головы авторов третьей части «Джона Уика» короны и провозгласить их королевами. Но... Эх, никогда не обходится без этих «но». Очень жаль, но на этот раз темная сторона кинофраншизы проявила себя куда более явно, чем два года назад.
«До откровенного трэша „Джон Уик 2“ не опускается, балансируя на грани, но при этом на все 100% оправдывает возрастной рейтинг 18+», — восторгался я в прошлый раз. Увы, очень тяжело было удержаться на этой грани. «Джон Уик 3» отбрасывает все условности и перекармливает зрителя любимым блюдом.
Если раньше эстетика насилия была лишь частью стиля, одной из фишек картины, то теперь превратилась в самоцель. Кажется, авторы сами с собой соревнуются в том, чтобы максимально натуралистично и смакуя показывать отрываемые ногти или входящий в глаз нож. Эпизоды ради эпизодов, не несущие в себе ничего кроме ощущения отвращения.
Постоянно сравнивая впечатления, полученные от просмотра второй и третьей частей, ловил себя на мысли, что «Джон Уик 2» все же изобретательней. Да, как говорилось выше, в новом фильме тоже полно разных локаций и способов уничтожения себе подобных. Но у предшественника они были ярче, необычнее, к тому же на этот раз заметны самоповторы.
Когда что-то начинает мозолить глаз, то и остальные упущения лезут изо всех щелей. Здесь тоже хватает штампов, клюквы, пафосной болтовни и лишних героев вроде персонажа Холли Берри. Но если «Джону Уику 2» все это легко прощалось, то в этот раз Джордани Йовановичу хочется предъявить претензии.
Намеки на связь с фильмами сестер Вачовски так и остались намеками. Впрочем, было бы слишком смело полагать, что ассоциации, возникшие у многих по ходу просмотра предыдущего фильма, обязательно должны были превратиться во что-то более материально-доказательное в третьей части.
Да, структурно «Джон Уик 3» — это все еще динамичный компьютерный экшен. Смена локаций, уровней и миссий, пушечное мясо, бессмертный белорусский сирота, мини-боссы и даже фонтанчики крови из тушек убитых врагов — все будто из компьютерно-консольной игры.
Здесь даже свежие трупы при повороте камеры испаряются, а люди в метро — не более чем болванчики-статисты, которым под ноги падают порезанные жертвы, а их даже не замечают. Чисто параллельная вселенная, виртуальная реальность…
Может, Нео все же выбрал не ту таблетку? А Матрица над ним пошутила и прописала забавную биографию белоруса-киллера Джордани Йовановича, любящего собачек, крошащего сотни недругов и, скорее всего, способного выжить даже после прямого попадания в голову снаряда РПГ.
Впрочем, это все теории, догадки и желание оправдать те жанровые ляпы, которые в полной мере (и даже в гипертрофированном виде) присущи «Джону Уику 3». Лучше без мистификаций и завышенных ожиданий. Потому что в первую очередь это качественное и все еще очень стильное рубилово, местами перегибающее палку.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by