Спецпроект

Каннский кинофестиваль — 2019: главные премьеры и лучшие фильмы

Источник: Андрей Марьянов. Фото: Zhifei Zhou
22 270
14 мая 2019 в 10:00

С 14 по 25 мая пройдет 72-й Каннский кинофестиваль. В этом году состав участников кроме как легендарным назвать нельзя: свои работы во Францию привезли Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Теренс Малик, Ксавье Долан, Педро Альмодовар и многие другие. Каждый из них в свое время уже покорял Лазурный Берег, от чего нынешний конкурс обещает быть особенно ярким.

Самый первый Каннский кинофестиваль должен был пройти в 1939 году. Организовали его в пику Венецианскому киносмотру, потому что Италия в то время уже была под властью Муссолини, который сам влиял на распределение наград. Поэтому когда в 1938-м Гран-при достался «Олимпии» Лени Рифеншталь, разгорелся скандал, фестиваль покинули американская и британская делегации, и в результате Франция решила организовать собственный кинофорум с независимым жюри.

Правда, по понятным причинам первый смотр прошел только в 1946 году, а фильмом открытия стала лента «Берлин» Юлия Райзмана. Интересно, что в 1948 и 1950 годах фестиваль пришлось отменить из-за банального отсутствия денег на его проведение, а в 1968-м во Франции разразился социальный кризис, начались массовые демонстрации, поэтому показы были прекращены, а награды остались не вручены. А вот призы за 1939 год в Каннах все-таки раздали: в 2002-м организаторы решили исправить историческую несправедливость и показали семь картин, среди которых были «Волшебник страны Оз» и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма. Победителем же стал вестерн «Юнион Пасифик» Сесила Блаунта де Милля.

«Золотую пальмовую ветвь», главный приз Канн, начали вручать не сразу, а только с 1955 года. До этого самая престижная награда фестиваля называлась «Гран-при». Сейчас же она вторая по значимости. Пока что ни одному режиссеру не удалось завоевать золото фестиваля трижды: по две награды есть у Фрэнсиса Форда Копполы, Сёхей Имамуры, Эмира Кустурицы, Билле Аугуста, братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн, а также у Михаэля Ханнеке.

Канны — 2019

«Мертвые живые мертвецы» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш


Откроется Каннский фестиваль в этом году фильмом Джима Джармуша «Мертвые живые мертвецы». Тема зомби в кино (и сериалах), кажется, окончательно выдохлась без новых идей, но у режиссера свой путь самурая, тем более что тема нечисти для него не нова: в 2013 году его вампирский фильм «Выживут только любовники» также претендовал на приз в Каннах. К тому же благодаря «Мертвым живым мертвецам» красная дорожка будет просто переполнена звездами: у Джармуша снялись Билл Мюррей, Адам Драйвер, Игги Поп, Том Уэйтс, RZA, Селена Гомес, Стив Бушеми, Дэнни Гловер и многие другие. Уже по трейлеру понятно, что нас ждет комедия. Остается только надеяться, что она будет на одном уровне с «Зомби по имени Шон» или «Добро пожаловать в Зомбиленд».

«Однажды... в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино


У Квентина Тарантино в этот раз сплошные круглые даты. Ровно 25 лет назад он взял «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом «Криминальное чтиво» и 10 лет не устраивал премьер в Каннах (в 2009-м он приезжал с «Бесславными ублюдками»). В его новой ленте «Однажды... в Голливуде» Леонардо ДиКаприо играет не очень удачливого актера, который на фоне успеха одного телевизионного сериала пытается пробиться в киноиндустрию. Того же хочет и его дублер, которого играет Брэд Питт. Действия картины разворачиваются на заре Нового Голливуда со всеми его вечеринками и хиппи и как раз в то время, когда орудовала банда Мэнсона, убившая беременную жену Романа Полански Шэрон Тейт (которую играет Марго Робби).

«Матиас и Максим» («Matthias et Maxime»), реж. Ксавье Долан


К своим 30 годам Ксавье Долан уже сделал головокружительную фестивальную карьеру. Это и не удивительно, учитывая, что премьера его дебютной картины «Я убил свою маму» состоялась как раз в Каннах. Долан уже получал здесь Гран-при (и еще 7 (!) других призов), но вот «Золотая пальмовая ветвь» пока ему не покорилась. Возможно, получится в этот раз с фильмом «Матиас и Максим» (если удастся убедить Алехандро Гонсалеса Иньяриту, который в этом году возглавляет жюри). Лента расскажет о двух друзьях из Квебека, которые снимают короткометражки, веселятся и выясняют отношения.

«Тайная жизнь» («A Hidden Life»), реж. Терренс Малик

Одни из основных претендентов на победу на нынешнем фестивале — Теренс Малик и его «Тайная жизнь». В основе сюжета фильма лежит биография Франца Егерштеттера — австрийца, казненного нацистскими властями за отказ служить в вермахте. Стало быть, в кои-то веки мы сможем увидеть картину Малика со стройным сюжетом, а не размышления о сущем в свободной форме. Режиссер, по старой традиции, вряд ли приедет на фестиваль, но это точно не помешает ему выиграть, если лента действительно окажется хороша (как это было с «Древом жизни»).

«Мектуб, моя любовь: Интермеццо» («Mektoub, My Love: Intermezzo»), реж. Абдельлатиф Кешиш

Абдельлатиф Кешиш чуть было не продал свою «Золотую пальмовую ветвь», которую получил за «Жизнь Адель», чтобы доснять вторую часть своего проекта. К счастью, делать этого не пришлось, и сейчас в Каннах покажут почти четырехчасовой фильм о молодости, любви, жизни — да, в общем-то, обо всем, потому что четкого сюжета у картины нет.

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар


Педро Альмодовар едет в Канны с лентой «Боль и слава», в которой Антонио Бандерас, очевидно, играет самого Альмодовара. По сюжету главный герой — режиссер в творческом, да и жизненном кризисе. Сам себе великий мастер не изменяет, поэтому нас ждут все основные паттерны Альмодовара: женщины, кино... Список может продолжить любой поклонник великого режиссера.

«Молодой Ахмед» («Le Jeune Ahmed»), реж. братья Дарденн


Настоящие мастодонты, двукратные лауреаты Канн, обладатели Гран-при братья Дарденн сняли фильм о том, как подросток Ахмед задумывает убить свою учительницу во имя религии. В главной роли — непрофессиональный актер, школьник Идир Бен Адди. Люк и Жан-Пьер Дарденн всегда держат марку, поэтому нас точно ждет сильная драма на одну из самых актуальных тем современности.

На что еще обратить внимание?

«Семейный отдых» Айры Сакс

Для всех любителей Изабель Юппер. Здесь она играет смертельно больную актрису, чей бывший муж стал геем.

«Малыш Джо» Джессики Хауснер

Фантастика о генно-модифицированных растениях, которые меняют личность людей. В главной роли — Бен Уишоу.

«Отверженные» Ладжа Ли

Нет, не очередная экранизация романа Гюго. На создание картины режиссера вдохновили беспорядки 2005 года в Париже.

«Вас не было дома» Кена Лоуча

Еще один двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» опять снял ленту о простых рабочих с проблемами.

«Свистуны» Корнелиу Порумбою

Криминальный триллер с элементами «сильбо гомеро» — свистящего языка с Канарских островов.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна

Не так давно в Каннах презентовали первые серии финального сезона «Твин Пикса», а сейчас покажут первые эпизоды нового сериала Николаса Виндинга Рефна («Драйв»).


«Lux Æterna» Гаспара Ноэ

Ноэ, как и все мы, отходит от «Экстаза»: в Каннах он представит видеоэссе о ведьмах с Беатрис Даль и Шарлоттой Генсбур.

«Оленья кожа» Кантена Дюпье

Фильм о парне в куртке из оленьей кожи, которая заставляет его убивать людей.

«Бандит, полицейский и дьявол» Ли Вон Тхэ

Полицейский помогает гангстеру, который выжил после нападения серийного убийцы.

«Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано

Картина расскажет о социальных работниках из центра для людей с аутизмом. Этой лентой Каннский кинофестиваль закроется.

Известные фильмы, побеждавшие на Каннском кинофестивале

«Летят журавли» (1958)


Картина Михаила Калатозова пока так и остается единственной русскоязычной лентой, взявшей главную награду Канн. «Великий перелом» завоевывал Гран-при в 1946-м, но разделил его еще с десятью фильмами.

«Летят журавли» — одна из самых новаторских советских киноработ. Например, для съемок одной из ключевых сцен оператор Сергей Урусевский придумал и впервые собрал круговые операторские рельсы, которые впоследствии стали широко использовать операторы по всему миру.

Интересно, что в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», потому что на сленге дословный перевод словосочетания «летят журавли» означает «проститутки воруют».

«Сладкая жизнь» (1960)


Одна из лучших работ маэстро Федерико Феллини. В самой Италии картина была запрещена к показу, но недолго: правительство Фернандо Тамброни, которое ввело прокатный бан, продержалось у власти всего несколько месяцев, и «Дольче виту» вернули в кинотеатры.

Лента запомнилась знаменитой сценой в римском фонтане и, конечно, другом главного героя, фотографом по фамилии Папараццо, который подарил имя одной из самых назойливых профессий современности.

«Шербурские зонтики» (1964)


Фильм-опера Жака Деми с Катрин Денев в главной роли как гимн влюбленным всего мира. Первоначально роль Женевьевы должна была исполнить победительница «Евровидения» Изабель Обре, но она попала в серьезную аварию и не смогла принять участия в съемках.

Денев в начале 1960-х находилась в тени своей старшей сестры Франсуазы и именно благодаря «Шербурским зонтикам» получила всемирную известность. Более того, Катрин была беременна во время съемок, поэтому в одной из сцен ей не пришлось это играть.

«Фотоувеличение» (1967)

Итальянец Микеланджело Антониони снял первый английский фильм, в котором показали обнаженную женщину. Но дело, конечно, не только в этом. «Фотоувеличение», снятое по рассказу Кортасара «Слюни дьявола», оказало очень большое влияние на кинематографистов. Например, завязка картины «Прокол» Брайана де Пальмы по сути повторяет начало ленты Антониони, к тому же еще и делает оммаж в названии («Фотоувеличение» по-английски — Blow up, «Прокол» — Blow out). Отсылки к этому фильму есть даже в картине «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом.

«Таксист» (1976)


Эту ленту изначально собирался снимать как раз де Пальма, но в итоге вместо него в режиссерском кресле оказался Мартин Скорсезе. Золотой фонд кинематографа — сцена, где Де Ниро смотрит в зеркало и разговаривает сам с собой. Причем все это была сплошная импровизация актера, потому что в сценарии было написано только «Трэвис смотрится в зеркало». А фраза «You talkin’ to me?» («Это ты мне сказал?») была поставлена на 10-е место в списке ста самых выдающихся киноцитат Американского института кино.

«Апокалипсис сегодня» (1979)


Один из главных фильмов о Вьетнамской войне, который чуть не свел в могилу исполнителя главной роли Мартина Шина (из-за огромных нагрузок и сложнейших условий работы у него случился сердечный приступ). Для всей съемочной группы и режиссера Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» превратился в настоящий производственный ад: съемки должны были продлиться 6 недель, а растянулись на 16 месяцев, прерывались из-за тайфуна, Марлон Брандо все время грозился уйти и в итоге полностью сымпровизировал свою роль, а монтаж занял целых два года. В результате Коппола представил свою картину на Каннском кинофестивале как «неоконченную работу», но произвел настоящий фурор и увез из Франции главный приз.

«Человек из железа» (1981)


Лента Анджея Вайды, ставшая классикой европейского кино, рассказывает о забастовках в Польше в начале 1980-х. Режиссер даже использовал документальные кадры стачки на гданьской судоверфи, а в роли самих себя в фильме появились основатели движения «Солидарность» Лех Валенса и Анна Валентынович. «Золотой пальмовой ветви» у Вайды могло и не оказаться, потому что работу над картиной он закончил буквально за несколько часов до премьеры на фестивале.

«Папа в командировке» (1985)


Первый фильм Эмира Кустурицы, победивший в Каннах. Работа также заслужила номинацию на «Оскар». В ленте рассказывается о жизни в конце 1940-х — начале 1950-х годов в Югославии. Повествование ведется от лица 6-летнего мальчика по имени Малик, живущего в Сараево. Папы Малика почти всегда нет дома. Сам он говорит, что все время в командировках, в действительности же у него много любовниц в разных концах страны и он по очереди их навещает.

«Криминальное чтиво» (1994)


Культовая картина, которая совершенно не нуждается в представлении. «Оскар» за «Лучший сценарий», «Золотая пальмовая ветвь» и около 40 других наград, но в первую очередь — особое место в истории кинематографа.

«Фаренгейт 9/11» (2004)


Один из немногих неигровых фильмов, получивших «Золотую пальмовую ветвь». В «Фаренгейте» режиссер Майкл Мур выступает с острой критикой в отношении тогдашнего президента Джорджа Буша — младшего, обвиняя его в причастности к событиям 11 сентября 2001 года.

Также «Фаренгейт» — самая кассовая документальная лента в истории. При бюджете в 6 миллионов долларов она собрала 222 миллиона.

«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007)


Фильм Кристиана Мунджиу во многом открыл для всего мира румынский кинематограф. Картина рассказывает о том, как девушка на 4-м месяце 3-й неделе и 2-м дне беременности собирается сделать нелегальный аборт, а происходит все это во времена правления Чаушеску. Правда, акцент ленты довольно быстро смещается на подругу, которая вынуждена работать проституткой, чтобы собрать денег на операцию.

«Древо жизни» (2010)


Главный затворник кинематографа Теренс Малик еще в 1979 году получил в Каннах премию за режиссуру фильма «Дни жатвы». И примерно в то же самое время у него уже появилась задумка «Древа жизни», правда тогда будущая картина называлась просто «Q». Подождав всего почти 30 лет, режиссер все-таки выпустил свое огромное эпическое полотно, в котором попытался дать ответ на вопрос жизни, Вселенной и всего такого. Шон Пенн, Брэд Питт, Джессика Честейн, динозавры — все это покорило жюри в Каннах, и Малик получил «Золотую пальмовую ветвь», даже не приехав во Францию.

«Жизнь Адель» (2013)


Фильм, который в Минске на большом экране показали в рамках «Листопада», в первую очередь, конечно, запомнился огромным количеством эротических (вернее будет сказать, «почти порнографических») лесбийских сцен. Помимо этого картина явила миру и новую звезду французской актерской школы — Леа Сейду.

«Квадрат» (2017)


Не так часто подобные ленты получают награды. Тем не менее по сути комедия «Квадрат» победила в Каннах и получила номинацию на «Оскар».

Интересно, что завязку фильма режиссер Рубен Эстлунд подсмотрел в реальной жизни. Дело в том, что такая история как-то произошла с ним самим.

«Магазинные воришки» (2018)


Победитель прошлого года. Идея картины пришла Хирокадзу Корээда после работы над предыдущей лентой «Сын в отца», где прозвучал вопрос «Что есть настоящая семья?». Ответ на него предлагают найти самим зрителям.


VOKA приглашает посмотреть культовое кино в любом месте и с любого устройства. На сервисе уже собрано более 20 000 фильмов и сериалов.

Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

/ Теги: promo