Вчера в Шереметьево при аварийной посадке разбился Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота». В самолет попала молния, экипаж решил вернуться в аэропорт; лайнер ударился о полосу, в хвостовой части начался пожар. Несмотря на быструю эвакуацию — она заняла 55 секунд при регламентированных 90 — погиб 41 человек (включая одного бортпроводника) из 78 людей на борту. Это вторая катастрофа SSJ 100 с человеческими жертвами за восемь лет эксплуатации судна. Onliner собрал информацию о российском самолете с непростой судьбой и смутным будущим.
SSJ 100 должен был стать первым российским лайнером нового поколения. К 2000 году стало ясно, что советская техника безбожно устарела, а крупные перевозчики эксплуатируют зарубежные лайнеры. Россию такое положение не устраивало: все-таки у страны была давняя история авиастроения, и тогдашние самолеты шли на равных с западными концернами. Так появилась идея возродить гражданскую авиационную промышленность, и пилотным проектом выбрали ближнемагистральный самолет вместимостью порядка ста человек. Разработку поручили компании «Гражданские самолеты Сухого».
К проекту быстро присоединились специалисты Boeing: они помогали россиянам практически со всем — инженерия, маркетинг, непосредственная разработка, сертификация, программа подготовки пилотов. Двигателем для SSJ 100 занялась французская Snecma. В результате появился Powerjet SaM146, с которым потом возникнет масса проблем. Устанавливается этот двигатель только на российский самолет. Лайнер делали, по сути, всем миром: в начале производства доля зарубежных компонентов достигала 80%, но постепенно Россия снизила показатель до 50%. Стоимость программы SSJ 100 составила около трех миллиардов долларов.
Самолет получился действительно современным: система fly-by-wire (команды с органов управления передаются через электронику, рули не связаны физически с приводами), хорошая экономичность двигателей. А еще низкая цена, что должно было привлечь иностранных перевозчиков. Самолет получался приблизительно на 15% дешевле аналогов — один экземпляр в 2012 году стоил порядка $35 миллионов. Это при том, что изначально планировалась цена на уровне $31 миллиона. Некоторые авиакомпании поверили в SSJ 100.
На самолет клюнули мексиканская InterJet и ирландская CityJet, которая на этих самолетах стала выполнять рейсы для Brussels Airlines. Крупнейший же заказ поступил от «Аэрофлота»: сейчас в парке российской авиакомпании пятьдесят таких лайнеров. К 2011 году самолет начали поставлять покупателям.
Годом позже происходит первое крушение. SSJ 100 выполнял демонстрационный полет в Индонезии, на борту было 45 человек. Самолет врезался в гору. Согласно официальному заключению, к катастрофе привел ряд факторов: пилоты слабо знали рельеф местности и игнорировали предупреждения электроники о близости земли, экипаж также отвлекался на посторонние разговоры, а диспетчеры Индонезии уделили недостаточно внимания борту. Катастрофы на старте эксплуатации нового судна временами случаются и у гигантов индустрии: к примеру, в 1988 году новейший Airbus A320 разбили во Франции на демонстрационном полете (погибло три человека), но на успехе A320 это существенно не сказалось.
SSJ 100 подвела организация обслуживания и поставок комплектующих: лайнеры слишком долго простаивают в ожидании деталей, а на земле самолет денег не приносит. Более того, обнаружилась серьезная проблема с хвалеными французскими двигателями. Вместо обещанного ресурса в восемь тысяч часов налета SaM146 требовал капремонта уже к 2—4 тысячам часов. Причина — появление трещин в камерах сгорания, что делало эксплуатацию потенциально опасной. «Ведомости» приводят слова топ-менеджера одной из авиакомпаний, которая использует SSJ 100. Собеседник утверждает, что проблема касается только этих двигателей, хотя производитель далеко не новичок в создании силовых установок для лайнеров. При этом ремонт занимает два месяца и обходится в $2—5 миллионов. Французы признают конструктивный недостаток и поставляют подменные двигатели, но их не хватает.
Помимо двигателей, возникали другие проблемы: в 2016 году выяснилось, что у некоторых лайнеров есть дефект стабилизатора. InterJet пришлось приостановить эксплуатацию до устранения неполадок. Надежность самолета беспокоила даже пилотов: один из летчиков InterJet рассказал ресурсу Aviationanalyst, что, когда авиакомпания сообщала о технических проблемах, российский производитель списывал все на неправильную эксплуатацию. Этот летчик перешел от греха подальше в Aeromexico.
Масштаб проблемы с нехваткой комплектующих серьезный: InterJet разобрала несколько SSJ 100, чтобы использовать детали для ремонта других лайнеров. Из-за больших сложностей с поставкой деталей самолет сильно проигрывает по налету. В среднем SSJ 100 проводит в воздухе 3,3 часа каждый день. Показатель самолетов Boeing и Airbus — около десяти часов в сутки.
Зарубежные эксплуатанты SSJ 100, мягко говоря, оказались недовольны российским самолетом и начали от него избавляться. Brussels Airlines, рейсы для которой выполняла CityJet, не выдержала первой: в прошлом году бельгийцы решили перейти на Bombardier CRJ900/1000. Interjet тоже не исключает отказ от SSJ 100.
Несмотря на трудности с поставками комплектующих, производитель собирается выпустить новую версию самолета — SSJ 75. Это импортозамещенный вариант SSJ 100, для которого планируется использовать новый российский двигатель ПД-8 вместо проблемного SaM146. Лайнер должны сделать к 2024 году. Также в России проходит испытания еще один передовой самолет — МС-21. Сертификацию должны завершить в следующем году.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!