Новая надежда. Обзор Metro: Exodus — главного блокбастера зимы

Автор: Станислав Иванейко
24 февраля 2019 в 8:00

Серии Metro к третьей части стало тесно в тоннелях и на разбитых станциях. Игра, которая раньше воспринималась как «S.T.A.L.K.E.R. под землей», при выходе на поверхность получила еще больше сходств с культовым шутером, но на самом деле она не столько об исследовании мира, сколько о постоянном движении. 4A Games смогла сделать масштабный, длинный, разнообразный и по-голливудски лощеный проект, который намного крупнее Metro 2033 и Metro: Last Light вместе взятых.

Кратко о вселенной «Метро 203х», если вдруг вы совсем не знаете, чему посвящена довольно популярная трилогия Дмитрия Глуховского. После масштабной ядерной бомбардировки мир в привычном понимании перестал существовать. Повезло (если так можно выразиться) тем, кто в момент атаки был в московском метро: эти люди спаслись и стали адаптироваться к новым условиям на станциях и перегонах.

2019 г, шутер, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русская озвучка
2019 г, экшен, шутер, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русская озвучка

Общая беда быстро отошла на второй план: выжившие стали объединяться в группы по интересам и идеологии (сторонники коммунизма, нацизма и так далее), а разница во взглядах привела к вражде между ними. Мало этого, радиация породила мутантов, которые периодически нападают на людей. В таких условиях живет Артем — он хоть ребенком и застал жизнь до апокалипсиса, но практически ничего о ней не помнит.

Пора наружу

Герой с идеей фикс, что за пределами Москвы тоже должны быть выжившие, все-таки оказался прав. Он вместе с группой соратников, включая жену и тестя, угоняет поезд и рвет за МКАД в поисках людей. Ходят разговоры, что где-то сохранилось правительство, да и жизнь на поверхности не такая уж опасная в плане радиации, как считалось ранее. К тому же со времен холодной войны в России осталось множество бункеров, и если люди смогли выжить в столице, то населению должно было повезти и в других точках. Примерно с такими мыслями герои чокаются стопками с какой-то мутной жижей в поезде «Аврора» и решают устроить заезд по России.

Metro: Exodus разочарует тех, кто в очередной раз ожидал камерный шутер в тесных пространствах. Но, во-первых, мы и так это уже дважды видели, а во-вторых, с выходом под солнце игра предлагает столько всего, что о метро практически и не вспоминаешь. По структуре перед нами классический «road movie»: герои все время в пути, поезд останавливается только по прибытии к нужной точке, и то нас постоянно подгоняют ехать дальше (это можно смело игнорировать, если хочется побродить по локации).

«Аврору» превратили в полноценный штаб типа корабля «Нормандия» из Mass Effect. Пока поезд стучит колесами, мы в свое удовольствие разминаем ноги по вагону и социализируемся: обсуждаем планы с командиром, треплемся за самокруткой из газетки с бойцом о непростой жизни, культурно сидим под бренчание побитой гитары с ржавыми струнами. А когда все это надоест, телепортируемся к ближайшей локации.

«Буханка», что неудивительно, пережила апокалипсис. Хоть половина кузова и сгнила, но герой открывает дверь исключительно ключом

По «Авроре» блуждать хоть и интересно, но 4A Games зря оставила героя молчуном. Из-за этого длинные диалоги с персонажами не получаются, да и хотелось бы разных реплик для ответа. Люди что-то живо обсуждают, спрашивают героя, а Артем молчит просто. Особенно комично это выглядит в моментах, когда с нами поддерживают связь удаленно:

(Шипение и щелканье рации.) Артем! Ты живой? Мы не могли с тобой связаться, что случилось?

(Молчание героя.)

— Фух, слава богу, ты жив! Мы так за тебя переживали!

Кстати, хоть у нас теперь целый вагон бойцов, изрядную долю заданий мы выполняем в одиночестве или с одним помощником. Остальные якобы не продавливают полки в поезде, а охраняют «Аврору», ходят на разведку и так далее. Но самая сложная и опасная работа, конечно, всегда достается Артему.

Метнись туда и сделай то

По механике игра выглядит следующим образом. «Аврора» прибывает в большую или не очень локацию. Появляется глобальная задача что-то здесь сделать и ехать дальше. С этого момента у нас раздолье. Можно гулять по ущельям, заброшенным домикам, лазить на вышки и что там еще есть в поле зрения. Но, помимо тотального собирательства и выполнения пары-тройки квестов, делать тут практически нечего.

С одной стороны, разбросанный по локациям хлам реально нужен. В игре развитая система крафта, и при постоянном дефиците патронов приходится все время собирать ресурсы для их создания. С другой, обычно нам перепадают лишь жалкие крохи, что вынуждает обшаривать каждую комнатку. А там наверняка сидит мутант, на которого уйдут патроны, что мы собрали в том же здании, но этажом ниже. Убили его — идем в следующее помещение, чтобы снова пополнить припасы и, если повезет, найти какой-нибудь артефакт. Второстепенные квесты тоже зачастую сводятся к необходимости найти какую-то вещицу.

Все накопленное мы раскладываем на верстаке и творим: можно набить карманы патронами, аптечками, коктейлями Молотова и взрывчаткой, а на пушки навесить лазерный указатель, прицел ночного видения, поставить магазин большей вместимости и другие штуковины. Самое главное — первым делом всегда проводите чистку оружия. Если его совсем запустить (или пару раз искупнуться в болоте), пушка начнет заклинивать через каждые два-три выстрела — тогда ни о какой перестрелке речи быть не может.

Metro: Exodus не перестает удивлять локациями и умелым чередованием заданий. Огромная территория на Волге с большими и мелкими прудами, по которым мы передвигаемся на лодке, отбиваясь от мутантов-крабов и рыб веслом; выжженная пустыня в Каспии, от одного взгляда на которую хочется глотнуть холодной воды; замерзший и жутковатый Новосибирск — локации сменяются ровно в тот момент, когда еще чуть-чуть и уже надоело бы видеть эту обстановку.

Всего в меру

Это же можно сказать о жонглировании экшена и спокойных моментов. Вдоволь настрелялись — следующим заданием будет неторопливое изучение бункера в поисках документов. Темно, вокруг какие-то шорохи, посветил вдаль фонариком — и паук размером с Daewoo Matiz, злобно шипя, скрылся за углом. Нам как раз туда, но в запасе лишь два патрона для дробовика, и уверенности ситуация не вселяет. Пусть 4A Games и не сделала настоящий хоррор, но ощущение опасности и дискомфорта в игре присутствует постоянно — что на открытых пространствах, что в помещениях. А после такого бункера вновь будет эпизод с плотными и быстрыми перестрелками.

За время путешествия мы встретим немало выживших: где-то это одиночки, где-то религиозные фанатики, где-то откровенные бандиты. Что удивительно, Metro: Exodus дает логичные обоснования образа жизни почти каждой группировки. Допустим, противники электричества вполне убедительно объясняют свою позицию (как ни крути, к катастрофе привел технический прогресс), а отдельные люди соглашаются, что хоть это и зло, но фонарик — классная вещь.

Боевую систему серьезно доработали. Стелс теперь не такой навязчивый, как раньше: в основном скрытное прохождение нужно для того, чтобы просто сберечь патроны, которые заканчиваются очень уж быстро (враги весьма живучие). Стрельба как таковая в Metro: Exodus стала более приятной: оружие детально прорисовано, плавная анимация перезарядки, вполне убедительные муки врагов при ранениях, а уж как эффектно дробовик отбрасывает мутантов — загляденье.

К слову, по сравнению с прошлыми частями Metro: Exodus сильно прибавила в постановке сцен. Голливудщина так и прет в кат-сценах: погоня на поездах с прыжками между ними, жесткий ближний бой с выпрыгнувшим мутантом, побег из полного мерзких пауков бункера — выглядит все примерно на уровне постановочных моментов из Call of Duty.

Даже на обычной PlayStation 4 Slim картинка на удивление хорошая: красивые эффекты, зрелищный песчаный шторм, отличное освещение (а с новыми видеокартами NVIDIA РС-игроки еще и трассировку лучей получат), текстуры вполне себе четкие, густой и объемный дымок после выстрелов. Но на той же PlayStation 4 шутер заметно подтормаживает в напряженных моментах — особенно когда идет перестрелка в бурю или при обилии пара от поезда. Еще есть неприятные технические баги: то противник в воздухе зависнет, то тело убитого врага беспорядочно дергаться начнет и проваливаться в текстуры.

Этот вояка заснят не в прыжке: он просто застрял в воздухе

К третьей части Metro выбралась на новый уровень по размаху, постановке и проработке мира. С выходом на поверхность игра только выиграла: внушительные и разнообразные локации, сюжет о большом приключении и поиске лучшей жизни, развитая система крафта и зрелищные кат-сцены. 4A Games пока что идет только вверх: если Metro: Last Light была более качественным повторением Metro 2033, то Exodus — фантастический скачок по сравнению с прежней частью.

Редакция благодарит магазин «Геймпарк» за предоставленную для обзора игру

9
Оценка Onliner
Смелый шаг в сторону дорожного приключения по сравнению с коридорными предшественницами оправдал себя. Metro: Exodus сохранила узнаваемые черты оригинальных игр, но при этом стала глубже, крупнее и увлекательнее. Провести несколько плотных выходных за шутером однозначно стоит.
Нравится
Атмосфера
Разнообразные локации
Интересная стрельба
Большая продолжительность
Кат-сцены
Не нравится
Молчаливый герой
Мир пустоват

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

/ Теги: Action