Олды тут? Вспоминаем номера «аськи», «квипа», «миранды», их взлет и падение

Автор: Виталий Олехнович
06 января 2019 в 8:00

402852360. Этот номер словно выбит где-то на подкорке мозга и даже спустя десяток лет забвения вспоминается с ходу в разы быстрее, чем собственная дата рождения. Этот номер осел в памяти как первая строчка стихотворения, разучиваемая нами в школьные годы. Этот номер — UIN — идентификатор пользователя, который использовался (да и сейчас еще применяется) для входа в «аську». О взлете, расцвете и падении первого массового мессенджера ICQ и будет наш рассказ.

С неделю назад мессенджер ICQ перестал поддерживать старые версии официального приложения, а также неофициальные клиенты. Mail.Ru Group, которой сейчас принадлежит мессенджер, мотивировала это тем, что старый протокол уже давно не поддерживает много «новых хороших функций»: звонков, аудиосообщений, стикеров и групповых чатов.

До мая 2019 года UIN все еще будет поддерживаться, но со вступлением в силу российских правил идентификации пользователей по номеру телефона от ICQ, по сути, не останется ничего, что связывало бы ее с прошлым. Козырные «пятизнаки» и «шестизнаки» заменят номерами телефона, и гроб с анонимностью окончательно заколотят.

Как все начиналось

В 1996 году новаторской Windows 95 исполнился один год, Сергей Брин и Ларри Пейдж еще только работали над созданием крупнейшего поисковика в мире, юные геймеры на Game Boy рубились в Pokémon Red and Blue, шахматный суперкомпьютер Deep Blue проигрывал Гарри Каспарову, Джон Кармак породил Quake, а во многих странах на планете интернета и мобильных телефонов еще попросту не существовало.

В ноябре 1996 года, потратив два месяца на разработку, израильская компания Mirabilis выпустила первую программу для обмена мгновенными сообщениями — ICQ. Это не аббревиатура, а акроним — слоган мессенджера I seek you («Я ищу тебя»). Mirabilis летом 1996 года основали четверо израильтян: Яир Голдфингер, Арик Варди, Сефи Визигер и Амнон Амир. Все они познакомились во время работы в одной технологической компании и объединились вокруг прорывной на тот момент идеи. Всем им было около 20 лет. Четвертый основатель компании покинул ее уже на второй месяц, чтобы пойти в университет. Финансировал разработку Йосси Варди, отец одного из основателей, который вложил в проект пару сотен тысяч долларов.

Бизнес-ангел для ICQ

«Если бы Mirabilis была музыкальной группой, то Сефи Визигер был бы их солистом и автором песен,писал американский Forbes про команду основателей ICQ в 1999 году. — Голдфингер совершенствует базу данных, Варди пишет код, а Визигер занимается причудливым дизайном интерфейса ICQ». Именно Визигер придумал иконку ICQ и ее метаморфозы в зависимости от статуса пользователя: занят он или не в сети.

«Иконки, которые он изобрел, или что-то похожее на них станут общепринятым визуальным словарем в следующие 10 лет. Думайте о них как о дорожных знаках киберпространства. Визигер — гений, который их придумал», — а так о сооснователе ICQ высказывался 20 лет назад Джерри Михальски, бывший тогда президентом крупной технологической консалтинговой компании в Сан-Франциско.

Одна из первых версий ICQ

Тройка из Mirabilis обосновалась в трехкомнатной квартире в городе Сан-Хосе в Калифорнии, где доступ в интернет был дешевле. «Мы были в фазе подводной лодки,рассказывал Голдфингер в 2003 году в интервью сайту israel21c. — Мы не смотрели ТВ или фильмов на протяжении полугода, мы не ходили по ресторанам, мы просто все время работали, развивая и поддерживая сервис, делая продукт лучше».

Голдфингер

Преимуществом ICQ было то, что программу распространяли абсолютно бесплатно. Сперва мессенджером пользовались примерно 40 друзей основателей, но к маю 1997 года пообщаться в онлайне выходили уже 850 тыс. пользователей. К апрелю следующего года цифра выросла до 9 млн человек, из которых 2,5 млн пользовались программой каждый день. И каждый день программу скачивали еще тысячи людей. При этом без какого-либо маркетинга: работало сарафанное радио.

Как заработать на убытках сотни миллионов

В июне 1998 года американская корпорация AOL предложила выкупить ICQ за $407 млн. Парни раздумывали недолго: мессенджер не генерировал никакой прибыли, тогда как им уже пользовались 12 млн человек. Примечательно, что спустя 20 лет в новом полностью компьютеризированном мире мобильных технологий цифры вновь опустились до этого значения.

ICQ конца девяностых была олицетворением той интернет-эпохи. 20-летние ребята создали продукт, который не приносил дохода, у которого не было бизнес-плана и даже идеи того, как все монетизировать. Но за два года основатели ICQ превратились в мультимиллионеров, чем породили «эффект Mirabilis» среди молодых израильских айтишников.

Правда, перевод на их счета десятков миллионов долларов не сильно сказался на их образе жизни. Как рассказывал Голдфингер спустя пять лет после сделки, у него осталась та же машина, он жил в той же квартире, носил те же джинсы и майки. Разве что их стало чуть больше: «Я никогда не делал ничего дикого с этими деньгами. Никто из нас не делал».

AOL не просто купила продукт, а приобрела всю компанию. Свежеиспеченные мультимиллионеры по контракту должны были еще на протяжении двух лет работать над продуктом, но уже в составе корпорации. По истечении этого срока они разбрелись по собственным проектам, которые, впрочем, не смогли снискать такой же мировой популярности, как ICQ.

Голдфингер, например, принялся финансировать различные нишевые израильские стартапы:

«Не имеет значения, больше они или меньше, чем Mirabilis. Я делаю то, что мне нравится. Кому-то нравится водить модные авто, путешествовать по миру или писать книги. Мне нравится создавать софт и программы.

Я смотрю на программистов как на художников. Они не рисуют, но создают нечто новое из ничего. Я считаю свою работу искусством. Большинство художников занимаются этим не ради денег. Им все равно, пока они могут творить. Со мной то же самое: я наслаждаюсь этим, люблю это. Я счастливчик, так как зарабатываю на своем хобби.

Деньги дают тебе возможность выбирать, чем ты хочешь заниматься, без оглядки на то, как у тебя сложатся дела к концу месяца».

Основатели со временем покинули свое детище, но это никак не сказалось на динамике роста ICQ. К весне 2001 года меcсенджер насчитывал более 100 млн зарегистрированных пользователей. Он стал самым популярным средством общения в сети. Прикиньте сами, если по разным оценкам специалистов в 2001 году выход в интернет имели всего 550 млн человек. Уже к 2005 году столько же аккаунтов было зарегистрировано в ICQ.

Падение уробороса

Сторонние клиенты для протокола обмена сообщениями, на котором работал ICQ, стали появляться достаточно рано. Уже в 2000 году Роланд Рабьен представил минималистичный клон ICQ, который носил название Miranda ICQ и весил всего 100 КБ. Никакой истории сообщений или поддержки плагинов — лишь исключительно аскетичный клиент для обмена сообщениями.

Основные разработчики Miranda постоянно менялись, иногда они попросту загадочно навсегда исчезали из интернета, а их знамя подхватывали другие неравнодушные и рукастые люди. Клиент обрастал подключаемыми плагинами, поддержкой других протоколов обмена сообщениями, но сохранял самое главное — отсутствие встроенной рекламы, с помощью которой топы AOL зарабатывали на пользователях ICQ. Никто тогда еще не придумал, что стикеры или смайлы можно продавать пакетами за деньги.

Прокачанная Miranda в модном черном скине

В 2005 году на свет появился QIP 2005 (Quiet Internet Pager — бесшумный интернет-пейджер). Это, наверное, был самый популярный сторонний клиент для протокола OSCAR (на котором работала ICQ) в странах СНГ. В отличие от Miranda, которую, как голую барышню, следовало «приодевать» плагинами, QIP поставлялся с довольно широким базовым функционалом.

В этой программе был встроенный антиспам-фильтр: пользователь мог написать вопрос и ответ, который должен был ввести желающий пообщаться с ним контакт, не входящий в адресную книгу. Пользователь мог выставить себе свыше десятка статусов — от «Невидим для всех» до «Кушаю» или «Депрессия».

С режимами невидимости можно было играться довольно гибко, настраивая список контактов, которые могли получать ценную информацию о вашем присутствии в онлайне.

Откровенно говоря, смайлики-колобки в QIP были куда круче аналогов из официального клиента ICQ. Да и в принципе количество настроек у программы было побольше, чем у официальной версии мессенджера.

Да и такая полезная функция, как удаление себя из контакт-листа другого пользователя, сегодня кажется чем-то неординарным!

Со временем разработчик QIP добавлял новые возможности, перерабатывал клиент, выпуская QIP PDA для Symbian-телефонов, QIP Infium, QIP 2012, в клиенте появилась поддержка Jabber, «Mail.Ru Агента», IRC и некоторых протоколов соцсетей.

Во многом благодаря количеству настроек, свистелок и перделок QIP 2005 и снискал такую популярность, затмив собой ICQ. И дело не всегда было в рекламе, просто российский аналог был куда удобнее.

И это заметно подбешивало воротил у руля ICQ: они содержат базу данных, поддерживают протокол, предоставляют серверы для поддержки работоспособности ICQ, а заработать на заметной части своих пользователей не могут. Именно поэтому под конец нулевых AOL стала все чаще проводить изменения в протоколе OSCAR. В итоге альтернативные мессенджеры могли отваливаться от сети на сутки, а иногда и дольше. ICQ, по сути, воевала против своих же пользователей.

Так, в июле 2008 года изменения на серверах ICQ привели к остановке работы многих неофициальных клиентов. Контактам, которые пользовались этими клиентами, пришло официальное оповещение от ICQ Systems. Такая ситуация повторилась еще несколько раз в 2008 и 2009 годах.

На фоне борьбы с ветряными мельницами популярность ICQ падала — в основном из-за сильной конкуренции со стороны социальных сетей. Как Facebook, так и «ВКонтакте» во многом сделали популярным настоящее общение. Как бы странно это ни звучало, но сейчас объясним. ICQ всегда был анонимным мессенджером. Да, там присутствовали своего рода анкеты, по которым можно было даже искать пользователей по всему миру, но редко кто вписывал туда свои настоящие данные. Все прятались за никнеймами, и половину своего контакт-листа можно было и по имени не знать — просто какие-то знакомые из «жежешечки», с анонимных форумов. Аккаунт ICQ не привязывался к почте (изначально), а единственным идентификатором служил длинный номер UIN.

Facebook же, а затем и «ВКонтакте» вывели общение из тени на свет божий — мы стали переписываться и флиртовать под реальными именами и фамилиями.

В апреле 2010 года «аська» была продана Mail.Ru Group. Россия и страны СНГ к тому времени оставались едва ли не единственным регионом, где падение аудитории было не столь значительным. Однако, например, только с декабря 2009 года по декабрь 2010-го ежемесячная аудитория ICQ сократилась на 17,6 млн и составила 33,5 млн человек. Катастрофические цифры.

К тому же ICQ умудрилась проморгать бум мобильных платформ. Да, клиенты на Java для мобильных телефонов существовали давно, но не сказать, что они были повсеместными. ICQ воспринималась как десктопная история, а большинство клиентов для мобильников были именно что не всегда удобной калькой с настольной версии клиентов. Да и растущая популярность Skype, предлагавшего бесплатные звонки, нельзя было игнорировать. На десктопе он сильно подпортил кровушку «аське», особенно в сегменте бизнес-пользователей.


Нынче ICQ — это уже совсем другая история. История продукта, который пытается оправиться от падения с небес на землю, который пытается молодиться, обрастая масками, групповыми звонками и стикерами, который получает сырые обновления, колы и двойки в Google Play. Тем не менее приятно, что самый первый мессенджер и спустя 20 лет остается в строю, пускай для многих он уже умер окончательно.

А каким мессенджером сегодня пользуетесь вы в качестве основного?
11531 человек уже сделал свой выбор!
мультимедийная для ПК, мембранная, пластик, интерфейс подключения - PS/2, USB-хаб, цвет серебристый
Снят с продажи
стандартная для ПК, мембранная, пластик, интерфейс подключения - PS/2, цвет белый
Снят с продажи

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by