«Третья волна» в США. Как учитель за неделю воспитал из учеников нацистов

Автор: Константин Сидорович. Фото: The Chronicle, Paloaltoonline.com, Wikipedia
05 января 2019 в 8:00

Мы твердо уверены, что никогда не станем жертвами манипуляций других людей. И немедленно ведемся на скидки в магазинах. Мы убеждены, что ничто не сможет поколебать наши убеждения. И каждый день смотрим телевизор. Сегодня расскажем о реальном психологическом эксперименте, который подтвердил всем известную неприятную истину: на самом деле люди — поразительно внушаемые существа.

Содержание

Десять лет назад вышел замечательный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна». Кино о том, как школьный учитель легко и непринужденно сделал из гимназии маленькое нацистское государство. В основу ленты лег реальный психологический эксперимент, который, правда, проходил не в Германии, а в куда более демократичных США. О нем и пойдет речь — без киношных добавок, выдумок и приукрашиваний.

Всем сидеть!

В 1967 году Рон Джонс работал обычным учителем истории в обычной гимназии. В то время, еще до взрывного роста IT, Пало-Альто был столь же обычным городком, известным разве что по расположившемуся неподалеку Стэнфордскому университету.

Тот самый Рон Джонс как раз во времена эксперимента

В апреле десятиклассники проходили историю Второй мировой войны. На одном из уроков ученики возмутились. Мол, как могли немцы спокойно мириться с массовым истреблением людей, жуткими концентрационными лагерями и прочими кошмарами нацистской Германии? Неужели народ массово не мог восстать против очевидного безумия и навести порядок на своей же земле.

По словам Джонса, он не знал, что ответить на эти вопросы. Вместо прямых ответов он решил провести психологический эксперимент над учениками одного из классов. Изначально задумывалось, что опыт продлится ровно неделю. Благо учитель мог себе позволить такую вольность, так как ученики опережали учебную программу как раз на ту самую неделю.

Эксперимент начался с дисциплины. В понедельник Рон долго и увлекательно рассказывал о прелестях дисциплины. Она и спортсменам помогает, и позволяет добиваться успеха, и делает вас лучше, и тренирует силу воли. В общем, это такой несложный способ стать лучше других.

Класс воодушевился. В течение урока Джонс тренировал учеников по команде «смирно» принимать правильную позу за партой: ступни расположены параллельно друг другу и плотно прижаты к полу, лодыжки сомкнуты, колени согнуты под углом 90 градусов, руки скрещены за спиной, позвоночник выпрямлен, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Удивительно, но такая игра школьникам пришлась по нраву. Спустя 20 минут тренировок они уже могли беззвучно занимать свои места в «правильной» позе по команде «смирно».

«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»

Рон сам не мог поверить, что ему так быстро удалось «надрессировать» учеников. Ради интереса он усложнил «игру» и ввел новые правила. Теперь по команде «смирно» нужно было не только тихонько и в определенной позе занять свое место, но также обязательно положить на стол карандаш с бумагой, стоять рядом с партой, отвечая на вопрос или задавая его, а также любое обращение к учителю начинать со слов «мистер Джонс».

Каждый должен был пройти своеобразный зачет. Отвечаешь медленно и неуверенно? Повторяй до тех пор, пока не выработаешь автоматизм, точность и живость. За старание получай похвалу. Что-то не выходит? Повторяй до тех пор, пока не научишься. Авторитарная методика обучения принесла удивительные плоды в первый же день. Активность класса резко повысилась, участвовать в обсуждении принялись даже те, кто раньше молча высиживал уроки от звонка до звонка.

Салют «Третьей волны»

На следующий день Рон всерьез задумался о том, чтобы прекратить эксперимент здесь и сейчас. Поводом для таких мыслей стало начало урока во вторник. Когда учитель зашел в класс, все ученики сидели в «правильной» позе, почти никто не улыбался, зато многие были предельно сосредоточены. В классе вместо обычного суетливого шума стояла полная тишина.

Рон Джонс

И все же Джонс решил продолжить. На этот раз он посвятил урок понятию общности. Последовал короткий, но эмоциональный рассказ о том, как сообща люди помогают друг другу не остаться в одиночестве. Затем преподаватель предложил испытать силу общности и придумал девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Сначала он заставил громко произнести лозунг двух учеников, потом к ним присоединилась еще пара и так далее.

«Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давало ощущение принадлежности к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием целый урок. Мы повторяли девиз раскатистым хором или произносили его то тише, то громче. Мы всегда говорили все вместе, при этом не забывая и о том, как надо правильно сидеть, стоять и говорить», — вспоминал позднее Рон.

Кадр из спектакля, посвященного истории «Третьей волны»

А в конце урока он придумал приветствие — салют «Третьей волны». Ученики класса должны были приветствовать друг друга, изогнув правую руку и сложив кисть лодочкой. Почему «волна»? Потому что кисть руки напомнила Джонсу гребень набегающей волны. А «третья» — потому что у моряков третьей называется самая большая волна. В общем, и название, и приветствие были придуманы за мгновение и спонтанно.

В последующие дни ученики этого класса приветствовали друг друга «третьей волной» в коридорах и спортзале, в библиотеке и на улице. Странные жесты заметили другие школьники. Сначала они заинтересовались, а потом некоторые стали повторять за участниками эксперимента Рона.

Стукачи, родители, директор

Самое интересное началось в среду. В этот день преподаватель принес на урок членские билеты и придумал задания для каждого из ребят. Кому-то доверил докладывать ему о тех школьниках, что не подчиняются правилам. Другим поручил вербовать новых членов «Третьей волны», обучать их распорядку и приветствию. Третьим надо было придумать флаг для движения. Четвертым пришлось вести поименную запись новых участников.

«Мой страх был в основном вызван широким распространением доносительства»

На педсовет заявился директор школы. Но не для того, чтобы прояснить ситуацию. Он просто отдал Рону салют «Третьей волны». А к концу дня движение разрослось с 30 человек до 200. Каждому был обещан членский билет и какое-нибудь важное задание. У Джонса даже появился личный телохранитель. Роберт был крупным и не самым смекалистым парнем, зато теперь, при соблюдении одинаковых для всех правил, он почувствовал себя уверенным и способным хоть на какие-то поступки. Рослый мальчик стал везде сопровождать обожаемого педагога, открывать перед ним двери и «сторожить» у входа в учительскую.

«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте», — писал впоследствии Рон.

В этот же день проявилось первое явное неповиновение. Три умницы-отличницы были недовольны тем, что отныне не могут выделиться за счет своих знаний. Они, конечно, делали то, что и другие учащиеся, но без энтузиазма. А потом пожаловались родителям. Вечером последовал встревоженный звонок от одного из них. Однако Джонс заверил, что класс просто изучает немецкий тип личности. На том разбирательства и закончились.

Секретная программа правительства

В четверг Рон пришел в школу в подавленном состоянии. Он не знал, что делать дальше. Продолжаться эксперимент не мог, потому что зашел слишком далеко. Ученики стали прогуливать другие уроки, чтобы поработать на благо «Третьей волны». Более того, Джонс был в ужасе от того, что с удовольствием вживается в роль диктатора и оправдывает ее добрыми намерениями. Но и прекращать эксперимент было опасно. Поди объяви все игрой. Что тогда станет с детьми, которые, подобно Роберту, наверняка почувствуют себя униженными? Ведь перед всей школой они показали свою приверженность радикальным взглядам.

Когда преподаватель переступил порог класса, то увидел, что там собралось не меньше 80 школьников. Все сидели тихо и смирно, ожидая откровений от «гуру». Тогда Рон придумал такую штуку. Он заявил, что на самом деле «Третья волна» — это секретная правительственная программа, в рамках которой учителям необходимо найти самых достойных ребят. Из них будут формировать молодежные отряды, призванные изменить страну, сделать ее народ лучше.

Кадр из спектакля, посвященного истории «Третьей волны»
«Это была нелепая игра. Я продолжал говорить, боясь, что если остановлюсь, то кто-нибудь засмеется или задаст вопрос и весь великий план рухнет»

Джонс назначил четырех конвоиров и приказал им вывести из класса трех девочек, которые жаловались родителям на эксперимент. Ученицам было запрещено завтра являться в класс, так как в этот день кандидат на пост президента США по телевизору официально объявит о формировании «Третьей волны». Рон поинтересовался, все ли из его «подданных» готовы вступить в новое молодежное движение в рамках страны. Никто не засмеялся и не подумал отказаться. Ребята стали всерьез обсуждать, стоит ли им надевать белые рубашки.

Вас всех одурачили

К назначенному времени в пятницу в актовый зал набилось около 200 человек. Все сидели тихо и смирно, покорно глядя на установленный перед ними телевизор. Парочка приглашенных друзей Джонса демонстративно что-то записывала в блокноты и вообще старательно делала вид репортерской работы.

«„Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены“. С этими словами я отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось 200 рук. Тогда я произнес девиз „Сила в дисциплине“. Его повторил многоголосый хор. Мы произносили девиз снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче», — вспоминал позднее Рон.

Затем учитель погасил свет и включил телевизор. Никакого кандидата, разумеется, там не было. Семь минут две сотни детей сидели и напряженно вглядывались в телевизионный шум. Именно столько времени им потребовалось, чтобы понять, что их одурачили. Затем Джонс выключил телевизор и запустил проектор с пленкой, на которой были записаны фрагменты нацистской хроники.

«Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием „Третья волна“. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали», — произнес педагог.

Последовали долгие объяснения и оправдания. Рон все рассказал об идее эксперимента, о своих мыслях и страхе. «Телохранитель» Роберт заплакал, а остальные молча потянулись к выходу из актового зала. Так закончилась пятидневная история «Третьей волны».


Спустя два года после эксперимента Джонса уволили из школы. Впоследствии он долго изучал людей с психическими расстройствами. Невольные участники опыта по понятным причинам долгое время не распространялись о нем. Лишь в конце 1970-х Рон выпустил книгу, одну из глав которой посвятил описанию «Третьей волны».

Рон Джонс в наше время

Сегодня экс-педагогу 77 лет, он до сих пор много пишет, а также участвует в постановке сцен и проработке сценариев к фильмам.

парта (1 стул в комплекте), для детей 3–12 лет, 47.4×66.4 см, материал: МДФ, материал стула: металл + пластик, регулировка высоты, регулировка наклона
Снят с продажи
парта, для детей 5–15 лет, 117×55 см, материал: ЛДСП, регулировка высоты, регулировка наклона
Снят с продажи

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by