Читательница Onliner.by Евгения любит путешествовать. Девушка уже присылала нам потрясающей красоты фотосюжет о Тенерифе. На этот раз смелую белоруску занесло на Аляску. Предлагаем вам заметки Евгении об этом суровом крае, который меньше всего похож на Америку.
Уже само слово «Аляска» звучит мягко и со вкусом. Ассоциативно кажется: на этих далеких заокеанских землях очень часто происходят чудеса. Полярное сияние, медведи во дворах домов; лоси, бесшумно крадущиеся вдоль дорог; волны величественных гор и полосы кристально чистых озер; ярко-голубые ледники (лед которых, к слову, абсолютно прозрачен)... Время здесь остановилось в далеких 80-х, но прогресс глубоко укоренился во всех сферах жизни местных жителей. Сегодня можно с уверенностью сказать: это место, где сочетаются современный комфорт и старый добрый домашний уют. Как же аляскинцам это удалось?
Все, кто смотрел фильм Шона Пенна «В диких условиях», помнят историю Кристофера Маккэндлесса — молодого американца, который отказался от материальных благ и отправился в одиночное путешествие на Аляску.
Воспитанный умница из обеспеченной среды уже в колледже презирал присущую американцам меркантильность, снобизм молодежи его круга. После окончания учебы Кристофер жертвует свои деньги на благотворительность и под именем Александра отправляется в путь. Через Южную Дакоту, Аризону и Колорадо он добрался до Аляски — далекой и снежной земли, о которой так мечтал. Это было осознанное решение Криса — жить близ национального парка Денали, выживать именно здесь — в суровых, сложных условиях. Аляска подарила молодому человеку 4 месяца жизни, и в августе 1992 года он умер там же от истощения, по ошибке отравившись семенами ядовитого растения... Крис обосновался в брошенном автобусе 1946 года выпуска.
На фото вы видите вещи Криса, до сих пор лежащие внутри автобуса, записи из дневника, неотправленные письма. После выхода фильма люди разошлись во мнениях: кто-то наделил его геройскими качествами, кто-то злорадствовал, утверждая, что юноша сам виноват в своей смерти.
В конечном итоге мы все выбираем сами, где нам жить, кем быть, к чему стремиться. И если кто-то другой не соответствует нашим ожиданиям, мы не имеем никакого права его судить… Что же так привлекало американца в Аляске? О том, какие истории и места она хранит, нам не терпится рассказать.
— А кто знает, как обернется! Может, вам настолько понравится, что останетесь здесь жить. Я не заметил, как 23 года прошло, а я все еще тут, — рассказывал нам водитель такси, пока мы ехали из аэропорта Анкориджа в место первой ночевки.
Аккуратные улицы, ни души вокруг, лишь проносящиеся изредка машины — в 19 часов город выглядел уж очень умиротворенно. С первого раза и не скажешь, что Анкоридж — один из самых крупных портовых городов Аляски (вместе со столицей штата Джуно и городом Фэрбэнксом). На всю главную улицу — лишь пара сувенирных магазинчиков, сплошные парковки и кафе. «Семейная пиццерия», «Ресторан с историей», «Кафе в домашних традициях» — пестрели вовсю вывески заведений. Потрепанные временем цветные ставни на окнах, старые пыльные пикапы у порога, мужчины во фланелевых рубашках с добротными кружками кофе в руках — чувствовалось, что, обедая здесь, ощутишь себя как дома. Так и случилось. Уже в эти первые моменты окружающая обстановка очень смутно о чем-то напоминала.
Впрочем, в этот раз города из нашего плана были исключены, поэтому на следующее утро мы покинули Анкоридж и двинулись на север Аляски. Не терпелось узнать, как же здесь все на самом деле! В чем суровость штата, жесткость, колорит…
Немного о дорогах в штате. В большинстве случаев это трехполосное шоссе с максимальным ограничением скорости в 65 миль в час (105 километров в час). Но с одной занятной особенностью. В одном из направлений — две полосы, а во встречном — одна. Через несколько километров разметка меняется местами: две полосы переходят в одну, и наоборот (при этом ширина дороги не меняется). Все большегрузы должны держаться правее. Таким образом, отпадает желание делать обгон по встречной полосе, зная, что через пару километров можно будет опередить грузовик, выехав на левую полосу. Сокращается число аварий с выездом на встречную полосу, а также не нужно строить четырехполосные дороги, что значительно сокращает затраты.
Асфальт вдоль обочины и вдоль разделительной линии полос оборудован специальными выемками — касаясь колесами этих мест, машина начинает здорово трястись. Это сделано для внезапно уснувших за рулем, сон после такой тряски как рукой снимет.
Путь лежал через длинный горный маршрут под названием Hatcher Pass. По дороге можно и нужно останавливаться бессчетное количество раз на оборудованных бесплатных парковках и лучших местах обзора природы. Чтобы путешественник не упустил зрелищные виды, на дорогах размещены знаки «Живописные места».
Нас поразила тишина и безлюдность этой части Аляски. Из путешественников здесь можно встретить лишь пары пожилого возраста, редко — семьи с детьми.
Местные без страха поднимаются на относительно высокие вершины, а начинающие хайкеры осваивают новые живописные тропы. На нашем пути в горы мы повстречали мужчину с маленькой девочкой, которая сидела в специальном кресле на спине отца. Они поднялись на высшую точку массива вместе со своей собакой. Пес, будто охранник, постоянно кружил вокруг папы и дочки, подозрительно косился на чужаков, заботливо поглядывал на девочку. Ведь когда любишь, нужно и охранять, и заботиться — чтобы никто не отнял.
Национальный парк «Денали» — изюминка Аляски. Дикая, слабо изведанная земля, где хозяева — не люди, а звери. Въезд на машине в заповедник запрещен: вглубь можно проехать лишь первые 17 миль. Далее следует оставить автомобиль на парковке и пересесть на автобус. Есть два типа шаттлов — стандартный и туристический. Нет смысла переплачивать за тур: Денали — это место молчаливого созидания, а речи экскурсовода могут только отвлекать. К тому же водители рейсовых автобусов знают массу интересных историй из своей работы и с удовольствием поделятся ими с гостями во время длинного пути. ⠀
Дорога туда и обратно занимает 8 часов. Условия такие: видишь животное — кричи на весь шаттл: водитель остановится, и все смогут сделать фото, выйти на улицу. ⠀
Мы добрались до лучшего панорамного вида на гору Денали (старое название — гора МакКинли). Абсолютная высота — 6190 метров. Это самая высокая точка всей Северной Америки. Погода выдалась прохладной (–1 градус), но солнечной. Что для Аляски в сентябре, по словам местных, большая редкость.
В заповеднике есть питомник ездовых собак под названием Sled Dog Kennel. Навестить животных можно только дважды в день. Ездовых собак (хаски, маламут, самоед) используют как тягловую силу для буксировки лодок, для перевозки грузов и людей. Животные живут в питомнике до 9 лет, а потом уходят «на пенсию» в приемные семьи... Собаки очень приветливые, ласковые, бойкие. Охотно подставляют свои пушистые бока для поглаживаний. По правилам гладить их нельзя, но удержаться, конечно же, невозможно.
В 2 часа ночи мы тихо закрыли за собой входную дверь и отправились в темноту леса, чтобы застать полярное сияние. Было холодно, около –5 градусов, что неудивительно, ведь город Фэрбэнкс расположен намного севернее Анкориджа. Небо было чистым и звездным, прогноз говорил, что именно в этот день велики шансы увидеть северное сияние. Увы, той ночью мы его так и не увидели, зато застали позже.
Покинув дом, уже в дороге я отчетливо поняла, что атмосфера Аляски напоминает об эпохе 1980-х! Да, время остановилось именно в этих далеких и ярких годах. Несмотря на очень развитую инфраструктуру даже в самых крошечных поселениях, жителям Аляски удалось сохранить ту самую олдскульную атмосферу и свободный дух того времени.
Об этом говорят пыльные, но такие уютные заправочные кафе с красной обивкой на диванах; нескончаемый кофе из кофейника, который официантки средних лет со скоростью света разливают посетителям в старые добротные кружки; клетчатые фланелевые рубашки на водителях траков; пыльные пикапы, из окна которых обязательно выглядывает лабрадор или ретривер... Даже главная радиостанция Анкориджа и то бесперебойно крутит лучшие хиты 1980-х.
Невероятно, как в 21-м веке можно сохранять многое из старого, доброго, уютного и при этом быть открытым всему новому и прогрессивному. ⠀
Аляска практически безлюдна. Из путешественников 90% это люди пожилого возраста. Тишина дорог, лесных троп, озер. Это и потрясает, и радует.
Лежбища морских львов, медведи в дебрях лесов, важные псы в машинах хозяев, орлы-хищники, затаившиеся в ветвях деревьев, стаи лосей на дорогах, белки, бурундуки и кролики на каждом шагу... Жители Аляски научились наблюдать за животным диким миром безмолвно, не шелохнувшись, чтобы не потревожить его лишний раз. Еще местные здорово научились о нем заботиться.
Люди поднимают дороги, строя под ними специальные арки: так лоси и олени смогут перебегать эти зоны снизу, не создавая аварийных ситуаций. Вдоль трасс на сотни метров протянуты плотные пластиковые заслоны, чтобы белки и бурундуки реже попадали под машины, не имея возможности через эту ленту перепрыгнуть. В резервациях работают ветеринары и волонтеры, лечат раненых, истощенных животных.
Чтобы увидеть огромный ледник и китов, мы отправились в 7-часовой заплыв на пароме.
Киты и косатки — загадочные животные. Они плавают на большой глубине и не имеют жабр. Они невероятно массивные, но ассоциируются с чем-то добрым, трогательным. Когда кит погружается в воду, его дыхательные пути закрываются, чтобы не допустить попадания влаги. На поверхность они всплывают раз в 10 минут. Но если нужно, могут находиться в глубинах до 45 минут. Когда кит оказывается снаружи, он сразу же освобождает легкие от использованного воздуха. Поэтому получается такой шумный фонтан. Когда животное выпускает в воздух струю, резко выпрыгивает из глубин и ныряет обратно хвостом вверх, не проходит и трех секунд. В такие моменты задаешь себе вопрос: что еще в природе может быть прекраснее?
Рейнджеры национального парка «Кенай-Фьордс» (что в южной части Аляски) проводят уроки со школьниками на свежем воздухе у небольшого ледника Exit. Этот парк был открыт в 1980-х с целью защиты арктических территорий от негативного влияния человека.
Вы знаете, что много лет назад Аляска принадлежала России. Ее продажа породила много загадок и информационного шума. Писали, что Россия отдала ее Америке бесплатно, кто-то утверждал, что эта земля была продана за огромные деньги, которые в итоге до России на британских судах так и не доплыли… Тем не менее, «русскость» живет здесь и по сей день. Об этом говорят поселения староверов, многочисленные русские названия городов, деревень, рек и озер, дома с дворами в исконно русских традициях, русские православные школы и церкви, русскоговорящие люди, которые в большинстве своем так ни разу и не были в России.
Заезжаешь в города (на вид — деревни) Аляски и видишь все такое знакомое… На фото города Николаевск и Нинильчик. Аккуратные газоны, цветы у домов, чистые дворики и улицы. Здесь уют и чистота не заканчиваются за дверями дома. Видно, что люди любят те места, в которых живут.
На пути мы встретили недостроенные церкви с куполами на земле; стояла звенящая тишина, небольшое чувство тревоги витало в воздухе, а пары внимательных глаз следили за движением нашей машины из маленьких окон. Пару раз заканчивался асфальт. Поросшие бурьяном и забросанные старыми вещами дворы заметно отличаются от остальных частей штата…
Но Аляска бережно хранит свои корни. Пускай на русском здесь говорят лишь единицы, но этот язык живет, прорастая из поколения в поколение. И в этом материале ни в коем случае не хочется призывать делить увиденное на плохое и хорошее. Будто где чисто и красиво — это Америка и это априори правильно. А здесь — бурьян, дома шиворот-навыворот, а люди замкнутые… Можно ли считать это неправильным? Нужно ли искоренять качества в людях, менталитет которых по-своему уникален? Сравнивать две страны с разной историей, особенным менталитетом, укоренившимися традициями — вот что в корне неверно.
Удивительно, что многие дети американцев в штате изучают русский язык, интересуются русской культурой. Ведь чем больше ты узнаешь другие народы, тем сильнее это развивает. Ты учишься принимать других такими, какие они есть, не мыслить стереотипно и предвзято.
По-своему уникальная земля с легендарными природными красотами, которая не оставит человека равнодушным… Это Аляска — такая, какая она есть.
Фотоаппараты в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by