Способный бизнесмен или аморальный богатей? История человека, поднявшего цену на лекарство на 5555%

Автор: Станислав Иванейко. Фото: secondcity.com
16 сентября 2018 в 8:00

На этой неделе глава фармацевтической компании Nostrum Laboratories в интервью Financial Times на голубом глазу рассказывал, что повышение цены лекарства на 400% — это абсолютно нормально и что никакой проблемы здесь нет: зарабатывать-то всем нужно. Заодно он вспомнил человека, который оказался в центре скандала из-за таких же действий. Речь о Мартине Шкрели — миллионере, который сейчас отбывает семилетний тюремный срок. Талантливый финансист насмехался над судьями, оскорблял политиков и совершенно не беспокоился о морали. Onliner.by рассказывает историю «самого ненавистного человека Америки», как его прозвала пресса.

Шахматист и трейдер

Своей необычной фамилией Мартин обязан родителям, которые сами были из Албании (Шкрели — один из регионов страны) и Хорватии, но в Нью-Йорк перебрались из Черногории. Сведений о его детстве мало. Известно, что мать и отец перебивались подсобными работами — семья явно жила небогато. Трудно предположить, как сложилась бы судьба парня, если бы не сосед по дому Марти.

Мужчина привил ребенку тягу к шахматам — за партиями он рассказывал мальчику о финансах, принципах трейдинга, торговле ценными бумагами. Мартин, несмотря на возраст, быстро схватывал законы Уолл-стрит. В дальнейшем бизнесмен рассказывал, что уже с 11—12 лет понял: он сможет создать компанию размером с фармацевтические Lilly (более 40 тыс. сотрудников) и Merck (почти 70 тыс. сотрудников). Пока друзья парня были поглощены бейсболом, Мартин покупал акции. В 12 лет он приобрел ценные бумаги Compaq, в 15 — Amazon.

Изображение: vibzn.com

Есть два возможных объяснения, почему Шкрели в дальнейшем заинтересуется именно фармацевтикой. Первое — тот самый Марти, судя по всему, сам был связан с биотехнологиями и объяснял покупку акций на примере компаний из этой сферы. Вторая вероятная причина — его младшая сестра (также у Мартина есть старшие сестра и брат) страдает неким редким заболеванием, и парень надеялся однажды помочь ей.

Скучная школа

Подросток поступил в высшую школу Хантерского колледжа, но в лучших традициях будущих миллионеров не закончил ее: учеба показалась скучной, и в 16 лет он бросил заведение. Тем не менее в 2015 году Шкрели перечислил школе миллион долларов. Пожертвование стало крупнейшим для государственного учебного заведения Нью-Йорка за всю историю. Однако к тому времени Мартин в глазах общественности стал не фантастически умным человеком, как его называли знакомые, а беспринципным богачом без капли морали. Его возненавидели настолько, что выпускники Хантерского колледжа требовали администрацию отказаться от «кровавых» денег. Все дело в методах ведения бизнеса, которые и привели сына небогатых эмигрантов на Уолл-стрит.

17-летний Мартин сумел пробиться в крупный хедж-фонд «Крамер, Берковиц и компания». Почти сразу молодой брокер привлек внимание властей. Каким-то чудом в 2000 году он убедил руководство инвестировать в компанию Regeneron Pharmaceuticals, которая занималась разработкой препарата для борьбы с лишним весом. Вскоре акции «выстрелили». Это принесло фонду хорошую прибыль, но у Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) появились вопросы. Они заподозрили фонд и самого Шкрели в махинациях, однако доказать ничего не смогли. До сих пор непонятно, что тогда сделал Мартин — на самом деле обвел регулятора вокруг пальца или же проявил впечатляющие аналитические навыки, вложив средства в правильную фирму.

Вместе с работой в фирме «Крамер, Берковиц и компания» бизнесмен учился в нью-йоркском Барух-Колледже. В отличие от школы, это заведение он все-таки окончил в 2004 году. Затем Шкрели несколько лет провел в других фондах, после чего к 2009 году созрел до собственного дела — MSMB Capital Management. Компания решила фокусироваться на торговле бумагами компаний, которые работали в сфере биотехнологий. К тому времени у Мартина уже был достаточный опыт и знание рынка. Дела пошли неплохо, но спустя два года случился жесткий прокол.

Изображение: fortune.com

Первая проблема

Фонд инвестировал в компанию Orexigen Therapeutics, которая вот-вот должна была вывести на рынок новое лекарство — тоже для борьбы с ожирением. Но Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) уже на следующий день после покупки акций отказалось одобрять препарат. Регулятор потребовал проведения долгосрочных испытаний, чтобы убедиться в безопасности: были подозрения, что лекарство повышает риск сердечных приступов. FDA строго относится к вопросам одобрения медпрепаратов: к тому моменту последний раз управление одобрило лекарство против лишнего веса только в 1999 году.

Orexigen Therapeutics предстояло долгое тестирование продукта, о скором выводе на рынок не могло быть речи. Акции вмиг рухнули на 72%. Фонд Шкрели потерял $7 млн.

Шкрели делал хорошую мину при плохой игре, MSMB Capital Management держалась на плаву, несмотря на ряд других неудачных инвестиций. В 2012 году бизнесмена даже включили в список Forbes 30 under 30 — тот самый, который считается фактически символом успеха и хорошего будущего. Но даже столь авторитетный ресурс иногда сильно ошибается в прогнозах.

Параллельно Мартин открывает компанию с «лекарственным» названием Retrophin. Здесь должна была вестись разработка препаратов для лечения редких заболеваний. В фирму инвестировал как MSMB Capital Management, так и другие фонды. Здесь Шкрели впервые применил метод, за который и получил всеобщее порицание. Предприниматель купил права на лекарство от наследственного заболевания — цистинурии, которая затрагивает работу кишечника и почек.

Изображение: time.com

Встречается оно редко, а потому на рынке практически не существует аналогичных препаратов. Этим воспользовался Шкрели, подняв стоимость таблетки в две тысячи раз. У больных цистинурией выхода не осталось — пришлось покупать лекарство по новой стоимости. Хоть Мартин и сумел на тот раз избежать общественного скандала, но ему все равно не повезло. Совет директоров Retrophin начал подозревать бизнесмена в махинациях: он продавал акции компании для погашения своих прошлых неудач. Шкрели вынудили покинуть собственную компанию в 2014 году, как в свое время было с Джобсом.

Повторение трюка

Бизнесмен был полон решимости отыграться за Retrophin. Уже в начале следующего года он открывает Turing Pharmaceuticals. Компания сразу покупает за $55 млн права на лекарство для борьбы с токсоплазмозом. Заболевание возникает у людей со слабым иммунитетом, в первую очередь это младенцы и люди с диагнозом ВИЧ. Как в случае с препаратом для цистинурии, медикамент практически незаменим. В сентябре 2015 года Шкрели поднимает стоимость препарата с $13,5 до $750 при себестоимости примерно в $1.

Ситуация возмутила врачей, политиков, потребителей лекарства и общественность в целом. Мартин дал объяснения, но лучше бы он ничего не комментировал. Шкрели с улыбкой заявлял, что многие пациенты в любом случае получают препарат бесплатно, что увеличение цены позволит улучшить лекарство и что ничего противозаконного он, в общем-то, не сделал. Также предприниматель заметил, что его задача — повышение прибыли компании, и справляется он с ней хорошо. Шкрели сравнил себя с баскетболистом, который забрасывает слишком много мячей, и это кому-то не нравится.

Изображение: popsugar.com

Если смотреть на ситуацию шире, то Turing Pharmaceuticals обнажила проблему, о которой знали все, но толком не обсуждали ее: фармацевтические компании делают что хотят, и воздействовать на них невозможно. Отчасти в этом виновата система вывода новых лекарств на рынок. Компаниям нужно пробиться через множество бюрократических барьеров, на что тратятся крупные суммы. Из-за этого растет цена препарата для конечного покупателя.

После града критики Шкрели, казалось, отступил, объявив о снижении стоимости препарата. Но этого так и не произошло. Бизнесмен словно провоцировал людей на новые скандалы: то купит единственную пластинку группы Wu-Tang Clan за $2 млн, то набросится с неадекватной критикой на журналистов или политиков. Однако времени у него оставалось мало. Под конец того же года, спустя всего несколько месяцев после поднятия стоимости препарата, бизнесмена арестовало ФБР. Причина — подозрение в махинациях с акциями еще при работе в Retrophin. Компания все же подала на него в суд и потребовала $65 млн, однако Шкрели отмахивался от обвинений. Предприниматель явно не ожидал, чем для него все закончится.

Следователи раскопали много тайн бизнесмена. Они выяснили, что ценные бумаги компании ушли на погашение долга MSMB Capital Management из-за неудачных инвестиций. Предприниматель смог выйти под залог в $5 млн и уверял, что его оправдают. Манеру общения он нисколько не изменил, продолжив троллить и оскорблять оппонентов. Шкрели грозило до 20 лет тюрьмы. На первых слушаниях в Конгрессе он смеялся и отказывался отвечать на вопросы (знаменитая пятая поправка Конституции: подсудимый не обязан свидетельствовать против себя), даже если они не касались дела. Затем риторика изменилась — в последнем слове он просил не обходиться с ним излишне строго.


В марте этого года Мартин Шкрели получил семь лет тюрьмы и штраф примерно в $7 млн с конфискацией имущества, включая тот самый альбом Wu-Tang Clan. Думается, в 2025 году мы еще услышим о предпринимателе, когда он выйдет на свободу.

Силовые тренажеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by