Бывший «старкрафтер» о корейцах, которые с 12 лет тренируются, чтобы стать звездами киберспорта

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Na'Vi, NPR
28 427
26 июля 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Onliner.by пообщался с бывшим «старкрафтером», а ныне комментатором и активным стримером на Twitch'e — украинцем под ником HappyZerg. Он рассказал о месячной стажировке в колыбели киберспорта — Южной Корее, вражде между поклонниками разных игр и о том, что в стримеры сейчас непросто попасть случайному человеку с улицы.

Для Святослава Власюка киберспорт начался с первого Starcraft, во времена, когда домашний интернет существовал только в виде dial-up и о каких-то стримах никто и слыхом не слыхивал. Тогда эта игра, как киберспортивная дисциплина, была на пике своей славы. Особенно в Южной Корее. Игроки в то время наблюдали за профи не на YouTube, а с помощью игрового клиента и реплеев, передаваемых с сайта на сайт и из рук в руки.

— Втягиваясь во все это движение, я понял, что мне интересно и самому помогать комьюнити, «заливать» реплеи, искать интересные матчи известных игроков. Анализ матчей помог мне вырасти и как игроку, разобраться в топовых тактиках.

Корейцев в те времена все обожествляли. Об их профессионалах ходило много разговоров в геймерской тусовке. Славе удалось попасть на корейский сервер. Пинг был огромный, но не смертельный. Там же он сдружился с полупрофессиональными кланами, гильдиями, познакомился с некоторыми корейскими про-геймерами.


— Конечно, никакого тесного общения не было. Но когда кореец из топовой лиги выделяет твой ник из массы и здоровается... Ничего приятнее быть не могло.

Эти гильдии позволяли наблюдать за игрой своих топовых участников. Можно было подсмотреть их билды, стиль игры, полезные игровые «фишки».

— Кланвары были целым событием. Команды по четыре человека в случайных парах сходились в битвах. Ничья? Выпускайте своего аса, лучшего игрока на решающую битву, которая и покажет, какой клан лучше.

Проведя лето в своеобразном виртуальном Starcraft-лагере, Святослав начал показывать неплохие результаты на различных турнирах. Впоследствии попал на украинский национальный отбор на World Cyber Games, где переиграл нескольких игроков из команды ROX. Те в свою очередь пригласили его выступать под своими цветами, как настоящего киберспортсмена.

— А потом вышел второй Starcraft. Честно говоря, мне было обидно. Ведь я только добрался до такого уровня в первом «старике», когда есть все перспективы выигрывать. И тут такая подстава от разработчиков.


Украинскую команду сменила немецкая с диковинным для СНГ спонсором:

— Он снабжал команду девайсами. Порой весьма странными. Чего стоит клавиатура с вентилятором, который обдувал пальцы, чтобы они не потели. Этакий киберспортивный SWAG.

Когда позже HappyZerg начал выступать в цветах хорошо известной Natus Vincere, начальство решило отправить его на месяц в Корею, где молодому игроку можно было набраться опыта. Ведь Starcraft в тех краях был практически национальным видом спорта. Для многих ребят, связанных с онлайн-играми, это было мечтой: пообщаться с Лимом «Boxer» Ё Хваном, поздороваться за руку с легендами первого и второго Starcraft.

— Еще несколько лет назад там существовали специальные заведения, куда на продолжительный срок могли заехать иностранцы и поиграть против профессионалов этой страны. Там можно было не только сразиться с лучшими, но и зарекомендовать себя, договориться с топовым корейскими командами.

Слава утверждает, что по поводу корейского киберспорта ходит много мифов. Будто бы побывав там однажды, можно пропитаться мудростью местных гуру, что буквально через пару дней повысит твой уровень игры и ты будешь всех просто уничтожать.

— На самом деле эффект от подобных тренировок весьма медленный. Как показывала практика, не всегда такие поездки шли на пользу. Игрок подстраивался под корейский стиль, но на родине мог играть хуже. У них свое мета, свои билды. Да и психологическое давление сказывается: ты же был в Корее, «бодался» с чемпионами, а потом приезжаешь в Европу и «сливаешь» совершенно рандомному парню. Все, с кем я общался, отмечали такие моменты. Собственно, убедился я в этом и на своем опыте.


Корея демонстрировала, как может выглядеть настоящий киберспорт, до которого в СНГ еще было ой как далеко. HappyZerg считает, что в первую очередь успех этих ребят обусловлен менталитетом и инфраструктурой. Геймеры во всех отношениях продвинутой страны дисциплинированно относятся к тренировкам. Даже если чемпион считает себя «круче всех», он не станет задирать нос и почивать на лаврах. Он будет продолжать тренироваться, потому как конкуренты всегда работают над тем, чтобы догнать тебя.

— А у нас скорее наоборот: я круче всех, остальные — не очень. Зачем потеть на тренировках? В то время как корейцы готовы признавать свои ошибки, слабые места и сосредоточенно, до автоматизма отрабатывать действия на тренировках.

Почему в Корее так много 14-летних про-геймеров? Ребята с 12 лет, а то и раньше видят, во что это все может вылиться, видят, к чему можно стремиться: профессиональные лиги с лучшими игроками, контракты, фанбазы из сотен тысяч человек. Там даже есть дома для любителей, которые хотят дорасти до чего-то большего. Платишь $150, тебя кормят, предоставляют спальное место и компьютер, с тобой занимается тренер. Дом, в котором взращивают молодые таланты. У нас ничего такого и в помине не было. Никто не воспринимал киберспорт всерьез.

Со временем дела на профессиональной сцене Starcraft II шли все хуже. Ощущалось, что киберспортивное будущее игры близко к закату. Все чаще приходилось задумываться о том, что же будет дальше с этой дисциплиной. Святослав ушел из Na'Vi. Эта организация впоследствии отказалась от участия в турнирах по Starcraft II. Решил попробовать командные Dota 2 и Heroes of the Storm, а затем решил остановиться на комментировании последней.


— Игра только появилась. Чувства надежности не было никакого. Зайдет или не зайдет? Совсем непонятно. В эту неопределенность приходилось окунаться с головой.

Намного понятнее сейчас дела обстоят с Overwatch. Я стримил несколько турниров по ней, послушал отзывы зрителей. Как мне кажется, в СНГ эта игра не будет сильно популярной и уж точно в ближайшее время не догонит Counter-Strike. Хотя англоязычные стримы по OW взлетают быстро и набирают стабильно большую аудиторию в несколько тысяч игроков. Проблема в том, что игра платная, что сразу же урезает ее аудиторию на нашем постсоветском пространстве.

Платность игры в некотором роде влияет на ее популярность в качестве киберспортивной дисциплины. Это же касается и подзабытой серии Starcraft, считает Святослав.

— Далеко не факт, что игра окупилась бы платными украшательствами, не влияющими на геймплей. Однако в нее играли бы дети. Она ведь умная, не просто беготня, стрельба. Здесь надо продумывать, считать, развивать какое-то стратегическое мышление. Таких игр сейчас выпускают очень мало.

Конечно, нельзя все современные игры поголовно называть простыми. Тот же HotS ругают за казуальность. Но это не игра простая, это правила простые. В том же футболе все просто: ударил по мячу, забил гол, счет 1:0. Во дворе ты можешь быть голеадором, но не сможешь противостоять любителям. Аналогично и с играми, которые на первый взгляд кажутся казуальными.

В этом плане сложно понять ненавистников игр, чем любят грешить у нас в СНГ: геймеры делятся на лагеря и стараются принизить тех, кто играет «не в ту игру». Везде есть плюсы и минусы, везде можно отыскать то, что зацепит. Ведь все сугубо субъективно, как со вкусами в музыке.


«Раньше играл в мегаинтеллектуальный Starcraft, а теперь в безмозглые MOBA». Да, в «старике» много подготовки к матчу проходит до игры: помечаешь в блокноте стратегии, тайминги и отрабатываешь их в бою с компьютером. Кто хочет побеждать, тот будет так работать. Другое дело, что и новичку без такой подготовки не обойтись.

В MOBA все немного по-другому. Если и отрабатывают, то какие-то комбинации. Важнее понимание общей ситуации на карте в данный момент и правильная реакция на нее. Конечно, это не значит, что команды играют наобум. Стратегий уйма, просто обывателю они недоступны на начальном уровне.

Слава замечает, что на взрослеющем рынке киберспорта повышаются требования и к комментаторам. Они уже не сидят ровно на пятой точке, наработав аудиторию на старте, а трудятся над собой, своим голосом, качеством трансляции.

— Уже кастеры и аналитики ходят с тетрадками, выписывают статистику, пристально следят за игроками, их матчами и личной жизнью. Уклон идет в сторону профессиональных спортивных трансляций, которые все привыкли смотреть по телевизору.

Даже если взять стандартные трансляции, то можно заметить, что они тоже стали профессиональнее. На Twitch приходит не просто человек с улицы, приходит команда, которая занимается этим человеком. Та же известная всем Карина. За ней стоит хорошая команда, которая работала над пиаром и раскруткой, над образом и подачей. Если еще год назад новички начинали с плохого оборудования, то сейчас приходят подготовленные ребята с годными микрофонами, компьютерами, призами для розыгрышей.

Геймпады в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by