«Лошарик», судно-перевертыш и «Петр Великий». Топ «самых-самых» кораблей

Автор: Ян Альшевский. Фото: carrolltrustcase.com, wikimedia.com, blogspot.com, taringa.net, dailymail.co.uk, interpolit.ru, militaryrussia.ru, bastion-karpenko.narod.ru, amusingplanet.com
16 мая 2016 в 8:00

Человеку никогда не было достаточно места там, где он родился. Мы отправлялись в дальние дали пешком, верхом, вплавь — как угодно — завоевывать (в прямом и переносном смысле) новые пространства. Не будем затрагивать историю кораблестроения и вообще возникновения подобных средств передвижения, а просто обратим внимание на несколько «самых-самых» кораблей — подводных, надводных и «вездеходных».

Самый старый среди действующих

Сразу стоит оговориться — в каком-нибудь музее наверняка есть экспонаты, способные совершить как минимум одно недолгое путешествие. Но нас интересуют те, которые действительно остаются на плаву и могут показать себя во всей красе.


Одним из самых известных является, вероятно, USS Constitution, названный так Джорджем Вашингтоном и спущенный на воду в 1797 году. Он активно работал до 1881-го, в начале 30-х годов прошлого века совершил трехлетнее путешествие. Под своими парусами он выходил в море в 1997 и 2012 годах, а в настоящее время находится на реставрации. Вероятность того, что парусник спокойно продержится до своего 300-летия, более чем высока. Кстати, его можно увидеть в Fallout 4.

Тем не менее звание старейшего из действующих принадлежит HMS Victory, спущенному на воду в 1765 году. Он пробыл на службе «всего» 13 лет, что не идет ни в какое сравнение с достижением Constitution (84 года), однако английская «Победа» сейчас все же в лучшем состоянии. В свое время постройка корабля обошлась в более чем 63 тыс. фунтов стерлингов ($11,3 млн с учетом инфляции). Недорого, если принимать в расчет нынешние расценки в пару миллиардов долларов за военное судно.



Вооружение HMS Victory выглядело впечатляюще: он проектировался для установки 104 орудий, а экипаж насчитывал 850 человек. Это ничто в сравнении с USS Nimitz, например, но представить такую толпу народа на деревянном судне непросто.

Кстати, ради постройки корабля было срублено более 6 тыс. деревьев, общая площадь парусов составляла 5440 квадратных метров, а скорость — до 11 узлов (около 20 км/ч).


Также упомянем BAP Almirante Grau (CLM-81). Нет, крейсер далеко не самый старый, но все же примечателен тем, что до сих пор стоит на вооружении. При том, что был спущен на воду аж в 1941 году Нидерландами под именем De Ruyter. Эта страна использовала корабль до 1953-го, а спустя 20 лет после ухода на пенсию его снова призвали в строй в составе флота Перу. Конечно, он перевооружен и дооборудован, но факт остается фактом.

Самый глубоководный

Вероятно, это единственный пункт, по которому большинство источников сходится во мнении: самым глубоководным судном является подлодка «Лошарик», она же АС-12.

Предполагается, что «Лошарик» случайно попал в кадр камеры передачи Top Gear

Да, существуют специальные модули для погружения еще дальше в жидкую тьму, однако они не рассчитаны на длительное плавание и регулярное применение, а также не имеют большой команды. Примером такого агрегата является аппарат Deep Sea Challenger, в котором на дно Марианской впадины как-то отправился канадский режиссер Джеймс Кэмерон. Он побывал на почти 11-километровой глубине, проведя под водой четверть суток.

Мы же отдаем предпочтение атомной подводной лодке «Лошарик». Это полностью автономное судно, разработанное в 80-е годы прошлого века в СССР. Субмарина якобы выдерживает погружение на невероятные 6 тыс. метров (утверждается, что на практике максимальная глубина погружения составила 3 тыс. метров), но вот в каком виде она после этого всплывет, неизвестно.


Считается, что проект реализовывался для проведения исследований и диверсионной деятельности. Впрочем, западные скептики заявляли: «Самая глубоководная не значит лучшая. Кого она на такой глубине будет преследовать? А попробуйте на такой глубине открыть торпедные шахты!» Более подкованные в вопросе эксперты все же опасаются судна, способного «поломать» интернет, повредив кабели, или вывести из строя системы слежения. Ну или просто организовать длительную засаду.

Сложно сказать, что из опубликованной информации достоверно, а что нет. Российские ВМС, судя по всему, не особенно горят желанием рассказывать все подробности о «Лошарике», а западным приходится лишь предполагать.

Самый большой

Пальма первенства до недавнего времени принадлежала норвежскому танкеру Seawise Giant. Его водоизмещение составляло 657 018 тонн, длина — почти полкилометра, ширина — 68 метров. Судно преследовали неудачи, заказчики не хотели его принимать, а в 80-х годах оно и вовсе затонуло после атак во время ирано-иракской войны. Правда, потом нашли средства на то, чтобы снять его с мели и восстановить. Заодно танкер переименовали в Happy Giant (все-таки выпал второй шанс).



К сожалению, чудо инженерной мысли не было практичным настолько, чтобы пускать его в серию. Да и уход за «Гигантом», равно как и эксплуатация, влетал в копеечку. Это делало экономически нецелесообразным его использование. Немало было и других минусов: низкая скорость, малая маневренность, тормозной путь в 10 км. После очередного переименования судно стало называться Jahre Viking, но это ему не помогло.

Норвежцы предприняли попытку превратить монстра, вновь сменившего имя (на Knock Nevis), в плавучее нефтехранилище рядом с Катаром. С 2004 года оно успешно выполняло свои неспешные функции, а в 2009-м под названием Mont отправилось к берегам Индии на утилизацию. За год 18 тыс. человек разобрали танкер на металлолом.

Кто же занял вакантное место? Претенденты есть в виде огромных танкеров и круизных кораблей, но надежды мы возлагаем на Freedom Ship, который также именуют «Кораблем-городом». Проект стартовал еще в конце 90-х годов прошлого века и тогда оценивался в $6 млрд, затем — в $10 млрд, однако строительство до сих пор не началось.



Огромный 25-этажный (указана этажность над палубой) корабль должен вмещать до 50 тыс. человек. Его длина составит 1,3 тыс. метров, ширина — 225 метров. Здесь предусмотрен собственный аэропорт для приема самолетов, способных перевозить до 40 пассажиров, супермаркет duty-free, школы, больницы, рестораны и так далее. Очень амбициозный проект, который кому-то напоминает Ноев ковчег. Высока вероятность, что дальше концепта Freedom Ship не продвинется.

Самый смертоносный

Муки выбора велики: специалисты заявят, что оценивать мощь того или иного военного корабля можно по-разному. Один похвастается большим количеством боеприпасов, другой — их общей мощностью, а у третьего на борту окажется экспериментальное оружие, способное «победить» двух других вместе взятых одним выстрелом. Да и огневая мощь измеряется в сравнении с чем-то: 50 или 100 лет назад существовали свои «непобедимые» образцы. Ну и кто-то скажет: «Есть два типа кораблей — подлодки и их цели» (эти слова приписывают военным подводникам).

Есть мнение, что наиболее опасными противниками на воде окажутся не американский или китайский эскадренные миноносцы, а вполне себе южно-корейские эсминцы типа «Король Седжон Великий». В ответ российские эксперты указывают на несостоятельность их противокорабельной защиты. Создатели KDX-III с этим в корне не согласны.


А может, лидером является атомный крейсер «Петр Великий»? Некоторые специалисты считают, что данный ТАРКР по праву входит в топ самых мощных кораблей в мире. Считается, что он обладает неограниченной дальностью плавания, а на простое перечисление вооружения придется выделить объемный абзац текста. Увидеть эту махину вживую — и многие вопросы отпадут сами собой.


Самый брутальный

На первое место здесь поставим десантные суда проекта 12322 «Зубр». Несмотря на то что это «малые десантные корабли», в своих недрах они могут уместить три танка общей массой в 150 тонн или больше машин габаритами поменьше, при этом места останется не на одну сотню пехотинцев. Спроектированные в Советском Союзе, суда используются ВМС Греции и Китая и, конечно, российскими войсками.

«Зубры» не способны свободно передвигаться и по воде, и по суше, так как их стихией является все же море-океан. Однако благодаря воздушной подушке корабли могут наделать немало шороху, относительно внезапно выбравшись из воды на сушу и выгрузив на нее войска.



Вооружение судов этого класса составляет по паре зенитных и ракетных установок, есть системы защиты от оружия массового поражения и магнитных мин.

У США имеется подобная техника, однако она заметно уступает советской по ряду характеристик, в частности по такому параметру, как водоизмещение. Для сравнения, «Зубры» имеют водоизмещение в 555 тонн, что более чем в три раза больше, чем у американских аналогов. Но скорость по этой же причине окажется выше именно у последних.

Самый странный

Завершим список самыми странными судами. Первой упомянем принадлежащую Америке исследовательскую платформу RP Flip. Это корабль длиной 108 метров, способный поворачиваться на 90 градусов по вертикали, после чего над водой остается лишь нос судна. Платформа не имеет собственной силовой установки и перемещается с помощью буксира. Некоторые помещения имеют по две двери для разного положения корабля, другие — дублируются (кухня, например), мебель кое-где также закреплена парами. Чтобы полностью изменить положение, RP Flip требуется чуть меньше получаса.



Для кого-то это станет открытием, но, оказывается, существуют корабли из бетона! Они плавают или, по крайней мере, держатся на плаву. И некоторые до сих выполняют свои задачи — в качестве волнорезов.



Как-то британские кораблестроители придумали судно из опилок и льда, но его постройка обошлась бы очень дорого, да и с точки зрения технологий были вопросы (необходимо, например, поддерживать низкую температуру корпуса). Сам материал для Project Habakkuk выглядел перспективным — он называется пайкерит. Инженеры долго пытались найти ему применение, а в 2014 году начали постройку копии Саграда Фамилия, однако конструкция простояла недолго. Пайкерит даже побывал на телешоу «Разрушители легенд».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by