Последний триумф СССР. Взлет и падение советского шаттла «Буран»

Автор: Константин Сидорович. Фото: wikipedia, buran.ru, buran-energia.com
17 февраля 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Вряд ли многие наши читатели, чей возраст позволяет вспоминать события почти 30-летней давности, смогут сказать что-нибудь хорошее о 1988 годе. Попавшая в афганский капкан страна начала выводить из центральноазиатского ада своих морально и физически искалеченных ребят. «Перестройка» лишь усугубила стагнацию советской экономики. Время перемен, с неизбежной в подобных случаях болезненной ломкой всего старого, неумолимо наступало на трещащий по швам Союз.

На фоне всего этого прильнувшие к экранам кинескопных телевизоров ради «Рабыни Изауры» и «чудес» Кашпировского зрители могли пропустить последнее выдающееся событие в советской космонавтике, ее триумфальный и одновременно печальный финальный аккорд — запуск космического корабля «Буран». Настоящий научный и инженерный прорыв СССР, в конце концов в прямом смысле погребенный под ошметками рубероида.

* * *

Космической гонке две сверхдержавы уделяли не меньше внимания, чем гонке вооружений, ведь обе сферы были крепко-накрепко связаны друг с другом. В начале 1970-х годов воодушевленное успехами миссии «Аполлон» американское космическое агентство с одобрения Ричарда Никсона инициировало начало программы по созданию космических челноков многоразового использования. В утопических мечтах покорителей космоса шаттлы должны были постоянно сновать между Землей и орбитой, перевозя туда-сюда полезный груз.

Старт американского шаттла

В первые послевоенные десятилетия в СССР также существовали проекты по строительству многоразовой транспортной космической системы, однако ни один из них так и не дошел до стадии реализации (как говаривал тогдашний министр обороны Андрей Гречко, «фантастикой мы заниматься не будем»). Эксплуатация подобных кораблей считалась невыгодной по сравнению с доставкой грузов посредством одноразовых ракет. Экономичность экономичностью, но американская программа Space Shuttle подстегнула советское руководство к решительным ответным действиям.

Советский Союз поглядывал на будущие шаттлы как на потенциальную военную угрозу. Странным казалось все — от конструкции и гигантских расходов до возможности выводить на орбиту невиданные доселе объемы неизвестно какого груза. Точно! Американцы обвесят челноки термоядерным оружием и будут бомбардировать недругов с недосягаемой высоты! Тряхнув стариной, генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев принимает пока еще волевое решение: советскому шаттлу быть.

Вообще-то Леонид Ильич не слишком интересовался всеми этими вашими космосами

От момента принятия решения до начала реализации, правда, прошли годы. Лишь в 1975-м разведка добыла ценные сведения о проекте американцев, в том числе чертежи челнока. Однозначно говорить о сугубо военном предназначении программы США уже было нельзя. Тем не менее экспертизы чертежей подтвердили, что теоретически шаттл можно оснащать ядерными боеголовками. Сомнений не оставалось — СССР должен втянуться в очередную гонку. Сначала сделаем, а потом разберемся, для чего эта штука может пригодиться!

12 февраля 1976 года вышло секретное постановление Совета министров СССР о строительстве советского космического корабля многоразового использования. Заказчиком проекта выступало Министерство обороны, главным разработчиком стало специально созданное для этой цели научно-производственное объединение «Молния», само название которого будто подчеркивало необходимость как можно более быстрого создания корабля. Возглавил новое НПО конструктор Глеб Лозино-Лозинский.

Красивых целей у «Бурана» не было изначально. С помощью корабля даже не планировали доставлять грузы на околоземную орбиту. В отличие от шаттлов заокеанского противника, это был сугубо военный проект, призванный в случае американской угрозы нанести удар возмездия.

«Буран» стал самым приоритетным космическим проектом СССР. Он отобрал почти все силы и средства, направленные на развитие космической отрасли Союза. В той или иной степени в создании корабля принимали участие около полутора миллионов человек, работавших на 1300 предприятиях. Вопросами снабжения, руководства и управления занималось около сотни советских министерств и ведомств. Это был самый масштабный и трудоемкий космический проект советской космонавтики.

Макет «Спирали», которая могла стать советским вариантом шаттла

Сначала «Буран» хотели сделать фактически продолжением закрытой ранее программы 1960-х годов «Спираль», подразумевавшей разработку орбитального самолета. Однако главный конструктор проекта Валентин Глушко был непреклонен: будем строить копию американского шаттла!

На первых чертежах «Буран» действительно почти неотличим от американского челнока. Разве что советский корабль предполагалось оснащать четырьмя жидкотопливными ускорителями вместо двух твердотопливных систем у шаттла. Постепенно проект менялся, внешне оставаясь похожим на американский прототип, но в процессе доработки получая уникальные черты. Одно из основных отличий «Бурана» от челнока NASA заключается в том, что для вывода советского корабля в космос предполагалось использовать ракету-носитель «Энергия» высотой с 20-этажный дом, тогда как двигатели самого «космического самолета» до этапа приземления должны были бездействовать. Американский шаттл, «опираясь» на пару твердотопливных ускорителей и гигантский дополнительный бак с топливом, выходил на орбиту с помощью собственных двигателей.

В двадцатую годовщину полета Гагарина, с космодрома на мысе Канаверал стартовал первый шаттл — «Колумбия», спустя 22 года разрушившийся во время своего 28-го приземления. Американцы обошли СССР. Надо было спешить, но догнать соперника не получалось.

Первый экземпляр «Бурана» был построен только в 1984 году. Он еще не годился для космических полетов. «Изделие 0.02», предназначенное для проверки аэродинамики в атмосфере Земли и отработки посадки, оснастили дополнительными двигателями, чтобы самолет мог самостоятельно подниматься в воздух, без помощи ракеты. Неказистое судно прозвали «утюгом» и «летающим булыжником» — в то, что оно взлетит, верилось с трудом.

Для испытательной версии «Бурана» построили взлетно-посадочную полосу длиной 5,5 километра — самую протяженную в Европе. 10 ноября 1985 года летчики-испытатели Игорь Волк и Римас Станкявичус подняли 50-тонную махину в воздух и успешно приземлились. Всего «макет» летал 24 раза, обошлось без серьезных поломок.

Та самая «испытательная» версия «Бурана»

Спустя два месяца после начала испытаний прототипа «Бурана», во время взлета вместе с экипажем взорвался шаттл «Челленджер». Шокированные катастрофой американцы почти на три года отложили полеты челноков. Звучит кощунственно, но Советскому Союзу трагедия принесла передышку и дала шанс наверстать отставание.

Невероятными усилиями к весне 1987 года страна смогла собрать полностью готовую ракету-носитель «Энергия». А вот «Буран» запаздывал — все еще шли испытания. Для начала решили испытать ракету. Вместо многоразового корабля на нее установили макет боевого лазерного оружия «Полюс». «Энергия» проявила себя лучшим образом, порадовав инженеров. А вот лазерная установка выйти на расчетную орбиту не смогла и рухнула в океан.

Тем не менее испытания в целом признали успешными. Дело оставалось за малым, лишь бы не подвел «Буран». Одной из сложнейших задач на последнем этапе строительства корабля было обеспечение теплозащиты, без которой при входе в атмосферу на огромной скорости «космический самолет» вспыхнул бы как спичка. Геологам поручили найти кварцевый песок особого состава. Из его необходимо было сделать около 40 тысяч плиток, которыми корабль должны были буквально облепить. Месторождение «правильного» песка нашли, плитки, каждая из которых стоила 500 рублей, изготовили. Таким образом, только на одну теплозащиту ушло 20 миллионов советских рублей. Впечатляюще, особенно на фоне средней зарплаты гражданина в 150 рублей.

В конце концов «Буран» был готов. Корабль стартовой массой 105 тонн, длиной 36 метров, с размахом крыльев 24 метра собрали на Тушинском машиностроительном заводе прямо у берега Москвы-реки. На специально приспособленной барже ценный груз переправили к подмосковному аэродрому, где с помощью крана водрузили на «спину» транспортнику ВМ-Т. Вот так «Буран» и отправился к «Байконуру». Предполагалось, что в дальнейшем советские шаттлы будет транспортировать специально для этого разрабатывавшийся реактивный суперсамолет Ан-225 «Мрия». Однако к первому полету «Бурана» самый большой в мире самолет еще не был готов. Впоследствии лишь единожды «Мрия» выполнит свою миссию, перевезя космический корабль на Парижский авиасалон.

«Мрия» с «Бураном» на закорках

«Буран» мог поднять на борт 30 тонн груза и вернуть 20 тонн — сравнимые с американскими шаттлами показатели. Ключевое отличие советского агрегата в том, что весь полет, от взлета до приземления, он мог выполнять в автоматическом режиме без участия экипажа. Челнокам NASA же были необходимы как минимум два пилота.

Результат более чем 10-летних усилий должен был улететь в космос 29 октября 1988 года. Однако за минуту до старта автоматическая система скомандовала отбой — ошибка в топливной системе. Назначили следующую дату — 14 ноября. День, мягко говоря, не самый благоприятный. Казахстан как раз накрыло мощным циклоном, с сильным порывистым ветром и резким понижением температуры. Запуск перенесли на следующий день, однако не на шутку разыгравшаяся непогода не спешила покидать космодром. Была не была! Несмотря на штормовое предупреждение, ответственные инженеры дают добро на старт. 15 ноября в 6:00 исполинский красавец оторвался от земли и рванул за пределы планеты.

Полностью воссоздать ход первого и последнего полета советского шаттла невозможно из-за утерянных данных. Известно лишь, что за 206 минут «Буран» сделал два витка вокруг Земли, после чего успешно приземлился, прокатившись по посадочной полосе расчетные 1600 метров. Это был последний триумф советской космонавтики, последний плод героических усилий народа перед самой агонией СССР.


Запуск...


...и посадка «Бурана»

Общие затраты на программу «Буран» превысили 16 миллиардов советских рублей. Америке создание шаттлов обошлось вдвое дешевле, однако в конце концов, спустя 30 лет после первого запуска «Колумбии», США закрыли программу космических челноков.

Что же дальше было с «Бураном»? А «Бурана» больше нет. Кроме того одного-единственного раза советский шаттл больше не летал в космос. Почти 15 лет забытый и заброшенный, покрытый ржавчиной он простоял в одном из ангаров «Байконура», пока его не завалило обломками сгнившей кровли. Все это время было не до него. Талоны, карточки, разруха, бандиты и «новые русские» в малиновых пиджаках — вот что надолго для сотен миллионов людей стало насущной реальностью вместо очередных космических свершений.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by