«Хочу верить»: «секретные материалы» о Малдере и Скалли

Автор: Ян Альшевский. Фото: FOX, Flickr
35 972
26 января 2016 в 8:00

Фокс Малдер и Дана Скалли для современных телезрителей как Карл Маркс и Фридрих Энгельс для тех, кто помнит СССР. Это наиболее запоминающиеся персонажи «сериальной» индустрии. Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны, можно сказать, росли вместе с нами, превращаясь из неопытных сотрудников ФБР в матерых Агентов, а имя Криса Картера, продюсера проекта, навсегда врезалось в память вместе с заставкой перед каждым эпизодом.

На протяжении девяти лет вышло девять сезонов «Секретных материалов», и вот, спустя еще почти 15 лет после того, как Малдер и Скалли ушли в тень (речь идет именно о сериале), стартует прокат одноименного мини-сериала. Завышенные ожидания играют против него: по крайней мере, первый его эпизод не был воспринят журналистами на ура. Мы же решили вспомнить, с чего все начиналось.

Телешоу, премьера которого состоялась в 1993 году, быстро обрело популярность и, чуть позже, — культовый статус. Для его создателя Криса Картера «Секретные материалы» стали венцом карьеры: ни один другой его проект не был столь продолжительным и успешным. В сериале собрано большое количество мифов об инопланетянах и необъяснимых явлениях, однако немало было выдумано (или додумано) и его сценаристами.

Крис Картер вспоминает об исследованиях, которые указывали на то, что около 3% американцев верят в инопланетных существ либо утверждают, что контактировали с ними или были похищены. Целевая аудитория, таким образом, имелась. А благодаря выходу «Материалов» она наверняка стала куда больше.

На телеканале Fox не видели особого потенциала в том, что предлагал Картер, и ожидали чего-то обыденного для семейного просмотра или, того хуже, для подростковой аудитории. «Мы были удивлены, когда он показал концепт качественной научной фантастики», — заявил в одном из недавних интервью бывший топ-менеджер Fox Боб Гринблатт. По его словам, ничего подобного на рынке телевизионной научной фантастики тогда не было, но это не означало, что сериал сразу отправили в производство.

Картер проработал черновик и показал его руководству телеканала. Затем настал черед «пилота», для которого требовались главные герои (на самом деле, все прошло не так быстро и гладко). Как позже признался Дэвид Духовны, на тот момент существовало четкое разделение между «элитой», которая играла в большом кино или дорогих телешоу, и остальными актерами, задействованными в мыльных операх. «Я считал себя элитой», — заявил Духовны, добавив, что согласился сниматься в «Секретных материалах» благодаря прозорливости своего агента.

Джиллиан Андерсон была менее известной, чем ее коллега, и вообще на тот момент оказалась без работы. Она отправилась на прослушивание как и все остальные, в порядке живой очереди. Сейчас сложно представить, как это миниатюрное (во время будущих съемок она практически всегда стояла на специальной платформе, чтобы скрыть разницу в росте — 160 см — по сравнению с другими героями. К подобным трюкам, кстати, прибегает и Том Круз) и наивное создание смогло привлечь внимание продюсеров или, вернее, будущего агента Малдера: после того как выбор пал на Духовны, к нему повели соискательниц на роль Скалли. Как считает Картер, между Андерсон и Духовны искорка проскочила практически сразу, и дуэт оказался готов.

На старте для первого сезона было заказано 13 эпизодов, которым требовалось музыкальное сопровождение. Говорят, что Марк Сноу смог получить заказ благодаря тесной дружбе с исполнительным продюсером проекта — Р. В. Гудвином, хотя опыта на тот момент ему было не занимать. Если верить Сноу, то, что мы слышим в заставках к сериям и в рекламных роликах, появилось на свет благодаря случайности. После многих попыток создать шедевр усталый и раздосадованный композитор облокотился на клавиатуру синтезатора, и тот выдал неожиданную мелодию с эффектом эха. Взяв эти звуки за основу, Сноу доработал мелодию и с учетом замечаний супруги сочинил ту самую композицию с «насвистыванием».

Оригинальная мелодия породила множество ремиксов. Один из них в исполнении DJ Dado:

Изначально сериал подразумевал истории об инопланетянах и связанных с ними феноменах, но Крис Картер быстро отошел от этой концепции. Начиная с третьего эпизода в «Материалах» заговорили обо всем паранормальном и непонятном. Иногда это были откровенно скучные истории, пересматривать которые совсем не хочется.

Как и многие «долгоиграющие» сериалы, не избежали «Секретные материалы» и регулярного выпуска эпизодов-«заглушек». Обычно продюсеры вынуждены идти на такой шаг, когда на производство одного эпизода затрачено слишком много средств и бюджета на полноценную серию нет. Тогда используются уже существующие декорации, главные герои в кадре могут даже не появиться, а весь экшен часто сводится к заумным беседам между второстепенными персонажами.

Примером такой «заглушки» должен был стать сюжет «Космос» в первом сезоне «Секретных материалов», но затраты на постройку командного центра перечеркнули все старания съемочной команды и серия стала самой дорогой (в сезоне). Телеаудитория все же почувствовала неладное, и эпизод получил низкие рейтинги и негативные отзывы критиков.

Противоположностью «Космосу» стал эпизод «Леонард Беттс» четвертого сезона: его посмотрели 29,1 млн человек против 6,1 млн в случае с неудачной серией. А был бы в те времена быстрый интернет…

Документы ФБР подделывать нельзя, поэтому Малдер и Скалли на самом деле работали в Федеральном бюро правосудия

Агент Малдер в сериале выступает в качестве человека, который верит в идею существования инопланетян всеми фибрами души, Скалли же предстает в образе скептика. Забавно, но в жизни все наоборот. По крайней мере, Джиллиан Андерсон заявила об этом вскоре после премьеры «Секретных материалов». Ее образ не был создан с нуля, так как основывается на персонаже из романов «Ганнибал» и «Молчание ягнят» — героине Клариссе Старлинг, сыгранной в кино Джоди Фостер. Кстати, голос последней звучит в одном из эпизодов четвертого сезона.

Несмотря на то что Духовны выбрал Андерсон в качестве партнера, продюсеры не оставляли идеи заменить ее более эффектной представительницей слабого пола вплоть до второго сезона. К счастью, этого не произошло, но и лишило поклонников сериала возможности наблюдать бурные романтические отношения между Скалли и Малдером. Также была предпринята попытка ввести в повествование бойфренда для Даны, но Картер зарубил начинание на корню. Среди претенденток на роль Скалли значилась актриса Дженнифер Билз, с которой учился и дружил Духовны (он ее и рекомендовал).

То, что Джиллиан Андерсон останется, стало очевидно в начале второго сезона: тогда ее карьера агента ФБР висела на волоске из-за беременности. Все шло к тому, чтобы заменить актрису, однако сценаристы выбрали изящное решение — Скалли ненадолго была похищена инопланетянами.

Сейчас кажется, что кроме Духовны никто не мог бы сыграть Фокса Малдера, однако и его выбрали не сразу. На роль также пробовались Брюс Кэмпбелл (он был основным претендентом), Адам Болдуин, Дин Кэйн и Лу Даймонд Филлипс. Духовны учился в аспирантуре Йельского университета, чем привлек Дэвида Линча, пригласившего его в «Твин Пикс» на роль Дениза Брайсона (актер сыграл его в ряде эпизодов). Позже Крис Картер, увидев Духовны на пробах в «Секретные материалы», не захотел отпускать его: это был тот самый агент Малдер, которого он искал.

Первые пять сезонов сериала были сняты в канадском Ванкувере, однако затем съемочная группа перебралась в Лос-Анджелес. Вероятно, не в последнюю очередь из-за желания заматеревшего Дэвида Духовны, который не захотел постоянно находиться вдали от своей супруги Теа Леони (они поженились в 1997 году).

Картер намеревался завершить «Секретные материалы» именно после пяти сезонов. Однако затем шоу было продлено еще на четыре, так как в Fox посчитали сериал слишком популярным, чтобы закрывать его. Впрочем, под конец Фокса Малдера становилось все меньше, как и его партнерши. На их место претендовали новые агенты, но без полюбившихся персонажей сериал превращался в «совсем другое кино». Тем не менее это не помешало агенту Джону Доггетту, которого исполнил Роберт Патрик, попасть в список «10 самых сексуальных мужчин в научной фантастике» по версии еженедельника TV Guide. Он казался отличной заменой Духовны.

Ну а легендарный Курильщик не был запланирован как регулярный персонаж: Уильям Б. Дэвис появляется в самом начале на заднем плане — эдакая фигура неизвестного. Этим его роль изначально и была ограничена. В итоге же он стал одним из самых известных злодеев, правда движимым благими целями. Продюсеры создали для него образ никотинового наркомана, хотя в реальной жизни актер не курил до премьеры «Секретных материалов» 20 лет. Запоминающихся персонажей на самом деле было намного больше: это и Алекс Крайчек, и Уолтер Скиннер, и «группа поддержки» (Байерс, Фрохики, Лэнгли) и др.

(нажмите для увеличения)

За долгое время «Секретные материалы» стали частью жизни (почти как в свое время «Санта-Барбара»), и казалось, что они никогда не закончатся. Проект стал одним из самых «долгоиграющих» научно-фантастических сериалов и не скатился в трэш, как это иногда случается. Он не подтвердил предсказание журнала Entertainment Weekly, посчитавшего в 1993-м Малдера и Скалли однодневками, которые исчезнут после премьерного сезона. Не оправдались и опасения Духовны и Андерсон: вплоть до третьего сезона они ожидали момента, когда «Материалы» пойдут ко дну.

Для давних поклонников сериала финал оказался приемлемым, но не идеальным. Некоторые зрители жаловались на то, что последний эпизод представляет собой нарезку из прошлых серий. Одновременно они ожидали финала в виде полнометражного фильма, ведь многие загадки остались нераскрытыми, в том числе — тайна сестры Малдера, из-за которой он все и затеял. Но петиции в интернете тогда было собирать не модно… Сейчас, в преддверии выхода мини-сериала «Секретные материалы», остается совсем немного времени, чтобы пересмотреть оригинальный телепроект, ведь на это потребуется почти неделя.

Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by