Шпионы, бомба, два ствола. Рецензия на фильм Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.»

39 991
14 августа 2015 в 8:00

2015-й киноманы точно запомнят как год шпионского кино. Уже были как минимум Kingsman, «Миссия невыполнима» и «Агенты А.Н.К.Л.», а ведь впереди еще спилберговский «Шпионский мост» и очередная серия «бондианы»! «Агенты» стояли слегка в стороне — все-таки за фильм взялся не кто-нибудь, а Гай Ричи, семнадцать лет назад выстреливший бюджетной, но чертовски стильной картиной «Карты, деньги, два ствола».

Оставив дождливую криминальную романтику с кожаными плащами и бритыми отморозками, британец обратил внимание на классику, выдав не шедеврального, но очень крепкого во всех смыслах «Шерлока Холмса». В основе «Агентов А.Н.К.Л.» тоже лежит авторитетный фундамент, но на этот раз в виде наследия «мыльного», а не литературного. Полвека назад, в разгар холодной войны, в США вышли четыре сезона одноименного сериала.

Действия новой ленты также происходят в 1960-е годы, вскоре после Карибского кризиса. Волею судеб два соперничающих шпиона из США и СССР вынуждены работать вместе, чтобы предотвратить ядерный катаклизм. Заодно им представляется возможность склонить баланс сил в сторону господина Кеннеди или товарища Хрущева.

Мистер Соло...

... и товарищ Курякин

Шпион Наполеон Соло и разведчик (в СССР ведь шпионов не было, только разведчики!) Илья Курякин кое-как срабатываются и даже находят себе женщин. Попутно агенты успевают разобраться в большой политике и спасти неблагодарный мир.

Чего у фильма не отнять, так это стиля. Можно сколь угодно долго говорить о том, что Гай Ричи «уже не тот», но чувство стиля в кино у него блестящее. Все эти винтажные машинки и платья в горох, чуть ли не ламповые «жучки» и кожаные саквояжи, очки в роговой оправе и напомаженные, болтающие по-сорочьи итальянцы замечательно воссоздают терпкую атмосферу 1960-х.

Возведенный в абсолют стиль доминирует в каждом кадре, в любом эпизоде. Погоня здесь — это не только клиповый монтаж, но и целый автомобильный танец, в котором визг шин предстает как естественное дополнение к сопровождающей все действо музыке.

О да, саундтрек достоин как минимум отдельного абзаца! Драйвовый барабанный ритм или заводной джаз, камерный лаунж или гробовая тишина (а она здесь «говорит» не хуже любой звуковой дорожки) — все это настолько к месту и так здорово дополняет картинку, что просто диву даешься, почему такая акустическо-визуальная гармония столь редко встречается в кино.

Несмотря на очередную смену тематики, рука Ричи узнается в каждом кадре. Кратковременные флешбэки, обилие крупных планов, «картинка в картинке» с отдельными видеодорожками и смачный монтаж словно кричат: «Да вот же он, все тот же Гай Ричи, которого мы так любим!»

А какая здесь игра с цветом! Молочно-апельсиновый как нельзя лучше передает солнечное настроение Рима. Сцена с выглядывающим из-за черных дверей «большевиком» Курякиным, залитым красным светом, — только один эпизод из многих, заживляющих эстетские раны.

По большому счету напрасными оказались опасения по поводу исполнителей главных ролей. Ни Генри Кавилла, ни Арми Хаммера нельзя назвать звездами первой величины, а Кавилл даже, на мой взгляд, испортил «Человека из стали». Наверное, на этот раз им повезло. Работы для актеров в «Агентах А.Н.К.Л.» немного, знай себе злобно сопи как настоящий коммунист или соблазняй графинь аки буржуазный плейбой. В образы оба, как говорится, «попали» и в меру способностей отыграли их на «отлично».

Здесь стоило бы еще за что-нибудь похвалить Гая Ричи (хотя бы за внимание к мелочам — даже шрифт с гигантскими желтыми буквами стилизован под фильмы 1960-х) и остановиться, влепив «Агентам» девятку, а то и десятку. Увы, но однобокому обзору не бывать — несмотря на все вышесказанное, кино-то у британца получилось довольно слабенькое.

Дело даже не в зачастую банальных диалогах («Все будет здорово!» — «Откуда ты знаешь?» — «Я буду рядом!») — куда уж без них. И не в чересчур прямой и простой истории, которую, опять-таки в лучших кинотрадициях прошлого, каждый встречный-поперечный герой и злодей по несколько раз разъясняет зрителям на камеру.

Беда в том, что, увлекшись стилем, Гай Ричи поставил его превыше всего, выше самого кино. На первом месте красивая картинка, остальное потом. До «потом», к сожалению, руки не дошли. «Агенты А.Н.К.Л.» не складываются в полноценный фильм. Это можно назвать иконой стиля или демонстрацией режиссерских «фишек», но на «правильную» ленту с кризисными точками, напряжением, кульминацией и развязкой работа Гая Ричи не тянет.

Вроде бы надо показать трансформацию противостояния в дружбу между Соло и Курякиным, а вместо этого зрителя ставят перед фактом: пять минут назад были врагами, теперь друзья. Как? Почему? Где развитие отношений? А злодеи! Отрицательные персонажи вплетены в сюжет настолько плохо, что после выхода из кинозала вы вспомните разве что «проникновенный» рассказ маньяка-нациста.

Режиссер явно увлекся игрой «в Тарантино», но за визуальной стороной позабыл о связном смысловом кинонаполнении. Получается странный дуализм. С одной стороны, смотреть картину исключительно приятно, с другой — не чувствуется эмоциональная связь с тем, что происходит на экране. Слабая история спотыкается о так себе прописанных персонажей, барахтается в тухловатых флешбэках и тонет в скомканном финале. Визуальный восторг и ни малейшего сопереживания тому, что происходит на экране.

Не «Карты, деньги, два ствола», и даже не «Шерлок Холмс», но посмотреть «Агентов А.Н.К.Л.» стоит как поклонникам Гая Ричи, так и любителям всего стильного, будь то вычурная запонка на манжете или прическа Кэри Гранта.

Наша оценка — 7 из 10.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by