Третьего июля исполнится ровно 20 лет с момента основания «Белтелекома». Накануне мы сходили в музей компании, встретились с первым руководителем белорусского телеком-гиганта Василием Терентьевичем Волощуком и поинтересовались, с какими трудностями пришлось столкнуться отрасли связи тогда еще совсем молодого белорусского государства.
Василий Терентьевич давно на пенсии и работает теперь только на дачном участке. Несмотря на возраст, работает старательно, это видно по крепким натруженным рукам. Первый руководитель «Белтелекома» улыбается — вспоминать о прошлом приятно.
С телекоммуникациями Василий Терентьевич связал свою судьбу случайно. Выходец из крестьянской семьи хотел поступать в медучилище, но в последний момент отговорил знакомый — мол, давай лучше к нам, в Белорусский электротехникум связи, что в Пинске. После его окончания был институт, работа по специальности. В первой половине 1990-х Василий Терентьевич занимал должность заместителя министра связи Беларуси, а в 1995-м возглавил «Белтелеком».
— Почему решили отделить телефонную связь от почты в отдельную организацию?
— После развала СССР телекоммуникационная отрасль оказалась в таком же хаосе, как и все сферы экономики и жизни постсоветских республик. Люди несколько лет стояли в очереди на подключение телефона, связь между городами обеспечивали морально и технологически устаревшие линии. Например, связь между Минском и Витебском осуществлялась по двум медным цепям, проложенным между опорами по воздуху. Такая сеть могла обеспечить всего 15 одновременных сведений между двумя городами.
Еще хуже обстояли дела с международной связью, потому что позвонить из Минска за границу можно было только через Москву, где была расположена соответствующая станция.
— Надо было уходить от воздушных линий и менять кабели на оптику, потому что при любом гололеде в телефонной трубке вместо речи слышался сплошной шум. Чтобы обеспечить связь, приходилось натурально шестами сбивать лед с проводов.
В странах бывшего СССР оптоволокна не было, его надо было покупать за границей за валюту. Тогда-то наш министр связи Иван Грицук и начал переговоры с Европейским банком реконструкции и развития. Банк долго изучал платежеспособность министерства и в конце концов выделил $40 миллионов.
Вопросом выделения телефонных коммуникаций в отдельную отрасль занимались почти два года. Шли постоянные совещания с представителями ЕБРР, планировали покупку станции международной связи и реконструкцию междугородних станций в областных центрах и т. д.
После урегулирования множества внутренних вопросов было решено создавать «Белтелеком» на базе существовавшего центра международных расчетов, в котором тогда работали 77 человек.
— С какими проблемами столкнулись в первое время работы предприятия?
— Проблем хватало. Взять тот же кредит. Его мы брали в валюте, значит, ее же надо возвращать. Необходимо было закупить и проложить оптоволоконные кабели.
— В середине 1990-х на западе набирал популярность интернет. Задумывались ли в то время в Беларуси об организации доступа во всемирную паутину?
— Для начала надо было обеспечить элементарную нормальную телефонную связь. Вот потом, когда проложили волокно к областным центрам, на этой инфраструктуре и получилось организовать доступ в интернет.
— А о мобильной связи не задумывались?
— А она у нас была! Подвижная связь всегда была нужна предприятиям, поэтому еще до появления сотовых операторов у нас была система «Алтай». Антенна для нее стояла в Минске на Коммунистической. А на Золотой Горке были две мачты с «глушилками» зарубежных радиостанций. После распада Союза одну мачту разобрали, вторую оставили для «БелСел». Кстати, их связь была ненамного лучше «Алтая».
«Алтай» — советская система мобильной связи, запущенная в Москве аж в 1963 году. Сначала терминал устанавливали в автомобилях, однако позже была реализована переносная станция — с телефонной трубкой и тяжелым чемоданчиком.
Через три с половиной года после образования «Белтелекома» Василий Терентьевич ушел на пенсию, в 1999-м еще три месяца поработал консультантом в velcom, потом серьезно заболел и с тех пор работает только на даче.
— Как вы оцениваете нынешний уровень работы компании?
— Многое изменилось… В 1990-х и подумать нельзя было, что основным сервисом для людей станет доступ в интернет. Рад, что «Белтелеком» не останавливается, изучает новые технологии и успешно внедряет их в жизнь.
***
Также предлагаем вашему вниманию небольшой фоторепортаж из историко-информационного центра «Белтелекома».