2938
1
18 октября 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев. Фото: Максим Малиновский, коллаж Максим Тарналицкий

«Война трансформеров» под Могилевом: белорусы построили гигантских автоботов из металлолома

Автор: Дима Михеев. Фото: Максим Малиновский, коллаж Максим Тарналицкий
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Можно ли превратить мусор в искусство? Простые рабочие из могилевского пункта приема металлолома доказали, что да. В порыве творчества из старых металлических запчастей мужчины создали трех гигантских роботов в стиле фильмов «Трансформеры» и установили их у своих баз. Экспонаты стали настоящими достопримечательностями — к ним регулярно приезжают посетители. Наведались в Могилев и мы, чтобы пообщаться с авторами и запечатлеть железных великанов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Онлайнер | новости | события Беларуси | истории белорусов | сми (@onlinerby)


«Сами удивились, что получилось так хорошо»

Под Могилевом, в Полыковичах и Княжицах, размещены две совершенно неприметные базы, где принимают металлолом для дальнейшей переработки. Таких по стране сотни, и о них мало что знают даже местные жители. Однако именно эти приемо-заготовительные пункты привлекли внимание не только всего Могилева, но и остальной Беларуси.

Все дело в неожиданном порыве творчества, который в начале 2025 года озарил трех местных рабочих — Дмитрия, Андрея и Максима.

— Идея возникла у меня. Я дружу с Димой, мы здесь на соседних территориях работаем, рядышком. Однажды говорю ему: «А давай робота сделаем!» А он и Максим отозвались и сказали: «Давай попробуем», — вспоминает Андрей.

Слева направо: Максим, Дмитрий, Андрей

Так, в перерывах между рабочими задачами мужчины стали отбирать выброшенные металлические детали для создания своего первого экспоната. Причем действовали рабочие сугубо по наитию: без каких-либо эскизов, лекал и инструкций.

— Сделали каркас из металлических труб, а его уже обваривали разными деталями. То есть я прикладываю деталь к роботу — они приваривают. Когда вдохновение приходило, тогда и делали, — рассказывает Андрей.

— Без всяких картинок, без ничего, просто старались, чтобы все симметрично было. Мы сами удивились, что получилось так хорошо, — улыбается Максим.

Единственное, что мужчины подсмотрели в интернете, — это цвет для раскраски. Когда они полностью собрали первого робота, поняли, что нужно опираться на фильмы Майкла Бэя «Трансформеры» — так для первенца выбрали желтый цвет и соответствующее имя — Бамблби.

На сборку автобота у мужчин ушло примерно два месяца. Приступили с приходом первых теплых дней, сразу после зимы. По словам парней, поначалу чувствовался азарт и работа поэтому шла быстро. В итоге получился робот высотой более четырех метров примерно из 250 деталей. На плечах Бамблби даже установили автомобильные фары с датчиками движения.

— Мы даже взвесить его смогли на автовесах — тонна девятьсот.

Робота собрали и установили у входа на базе в Княжицах, и он, конечно, сразу привлек внимание местных жителей: они стали приходить посмотреть, сфотографироваться, пообщаться с мастерами. Самим мужчинам результат тоже понравился, а отзывы воодушевили продолжать с новыми амбициями.

«Вошли в азарт»

Практически сразу после завершения первого желтого великана приемщики металла решили, что нужно сделать еще один экспонат — на второй точке, в Полыковичах. Однако в этот раз уже намеревались создать автобота более крупного и впечатляющего — об этом в том числе просили и местные жители.

— Мы вошли в азарт. Но второго делали очень долго — все лето. Времени, к сожалению, не хватало. Его уже делали с оглядкой на Оптимуса Прайма из «Трансформеров», поэтому покрасили в красно-синий с серебристым.

Второй гигант насчитывает более 500 деталей, включая все крупные элементы и мелкие шестеренки. Создатели роботов несколько раз пытались посчитать количество всех деталей, но сбивались после пяти сотен, поэтому уверяют, что как минимум столько в Оптимусе Прайме есть точно.

Рабочие были рады, что их старания оценивают и одаряют вниманием, однако сетуют, что помогать никто и ничем не захотел.

— Хоть кто-нибудь бы сказал: вот тебе два коленвала, привари к роботу, без денег, — рассуждает Максим.

— Или кто-нибудь хотя бы краску купил или грунтовку… — соглашается с коллегой Андрей.

Все необходимые траты на создание экспонатов были из личного кармана приемщиков металла, поэтому они не отказались бы и от помощи. По их словам, на второго робота понадобилось только грунтовки 20 литров. Возле Оптимуса Прайма установили специальную коробку, где можно оставить пожертвование и поблагодарить мастеров за труд.

— Люди приезжали и говорили: «Вы хоть копилку поставьте какую-нибудь». Может, на банку краски и насобираем, — смеется Дмитрий.

Красно-синего робота взвешивать не стали из-за особенностей весов и соблюдения безопасности, но, по примерным подсчетам создателей, могилевский Оптимус Прайм весит около трех тонн. А высота составляет примерно 4,5 метра.

При этом робот устойчиво закреплен и залит бетоном в основании. А все детали прочно приварены друг к другу, что обеспечивает надежность конструкции.

— Мы перемещали его, лазили по нему, красили. Ничего там не отваливается, не ломается, не падает, он не шатается, ничего, — уверяет Максим.

— И на руках я сам сидел, когда доделывали. Но так делать все равно не нужно! — предупреждает Дмитрий.

«Один робот — 10 000 рублей»

Самым сложным в конструировании был подъем тяжелых деталей на высоту, рассказывают рабочие. Мужчины все делали вручную, без каких-либо подъемных средств.

— Чем выше, тем намного сложнее. Мы ставили строительные леса, и вот особенно трудно с тяжелой деталью там наверху стоять.

Также непростым моментом было соблюдение баланса по массе: нужно было сделать так, чтобы и спереди, и сзади вес был равномерным, дабы экспонат был устойчивым и не падал.

Из основных элементов, которые применялись для робота, мужчины называют корзины сцепления, бензобаки от мотоцикла — они имитируют бицепсы автобота, шестеренки от коробок передач, пружины амортизаторов, распределительные и коленчатые валы и даже огнетушители.

— Самая тяжелая деталь — хвостовик от грузовой машины, он весит больше 50 килограмм, — говорит Андрей.

Есть у Оптимуса Прайма и небольшие интерактивные элементы — некоторые детали вращаются и двигаются, а также имеется освещение.

— Мы установили солнечные батареи и светодиодные лампы: когда темнеет — они включаются. Днем энергия накапливается в аккумуляторе, и этого хватает, чтобы ночью светилось. Красно-синие мигалки тоже так запитываются. Если честно, мы думали, что фонари украдут быстро, но пока все нормально.

По словам мастеров, себестоимость такого робота, включая затраты на все детали, расходники и работу, составляет около 10 000 рублей. Но даже если кто-то захочет приобрести, мужчины решили, что их экспонат не продается. Тем не менее были и другие предложения.

— Однажды из России позвонили и предложили нам сделать подобного робота на заказ. Но мы сказали, что пока не готовы к этому. Тем более неоткуда взять так много деталей сразу, на это нужно время.

«Ребенок так хотел посмотреть на робота, что не мог уснуть»

Металлический автобот под Полыковичами стал настоящей городской достопримечательностью, которая регулярно привлекает посетителей.

— Тут уже весь Могилев сфоткался. В первые выходные [когда установили робота у въезда на базу] была прямо толпа огромная. В основном родители детей привозят. Я в Instagram ленту листаю — и постоянно посты попадаются с роботом от незнакомых людей, — говорит Максим.

— Была даже история, что ребенок в интернете увидел нашего робота и родители ему пообещали на следующий день съездить посмотреть. Но ребенок так сильно хотел, что требовал прямо сейчас ехать и не мог долго уснуть из-за этого, — вспоминает Дмитрий.

Мужчины рассказывают, что нередко люди проезжают мимо, удивляются — разворачиваются и подъезжают поближе посмотреть, что же это такое стоит у дороги.

При этом на финальной стадии разработки находится уже третий робот, которого мастера начали делать, еще не закончив второго. Последний автобот будет антагонистом: его планируют сделать самым воинственным, с большим количеством оружия, в черном цвете, и получит он соответствующее имя — Мегатрон.

— Война трансформеров под Могилевом, — смеются мужчины.

Третьего автобота решили установить рядом с Оптимусом Праймом — уже даже подготовили место и пьедестал под него. А рядом также будут старые, но красиво разукрашенные мотоциклы для антуража.

Третьим роботом мастера хотят завершить серию и остановиться, как минимум на какое-то время.

— Они уже заморили нас, если честно. Устали мы их собирать. Процесс сборки тяжелый. Да и желания такого большого, как вначале, уже нет, — признается Андрей.

— До следующего лета перекурим точно, — добавляет Максим.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ