Нобелевскую премию по химии 2025 года присудили Сусуму Китагаве, Ричарду Робсону и Омару М. Яги «за разработку металлорганических каркасов». Обладатели награды создали революционные пористые материалы для различных применений — от хранения газа до доставки лекарств.
Как сообщает Нобелевский комитет, лауреаты премии по химии 2025 года создали молекулярные конструкции с большими пространствами, через которые могут проходить газы и другие химические вещества. Эти конструкции — металлоорганические каркасы — могут использоваться для сбора воды из воздуха пустынь, улавливания углекислого газа, хранения токсичных газов или катализа химических реакций. Разрабатывая металлоорганические структуры, лауреаты предоставили химикам новые возможности для решения некоторых из стоящих перед нами задач.
Объявляя о присуждении премии, Хайнер Линке, председатель Нобелевского комитета по химии, сказал, что лауреаты нашли способы создания совершенно новых материалов «с большими полостями» внутри, которые функционируют «как номера в отеле, так что гостевые молекулы могут входить и выходить из того же материала». По его словам, эта химия действует подобно сумочке Гермионы Грейнджер из книг о Гарри Поттере, которая кажется маленькой снаружи, но большая внутри.
«Они способны хранить огромное количество газа в крошечном объеме», — пояснил Линке. «Металлоорганические каркасы обладают огромным потенциалом, открывая ранее невиданные возможности для создания материалов с новыми функциями».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро