Очередной сезон научно-фантастического эпика «Основание» по мотивам произведений Айзека Азимова подходит к финалу. С самого начала — с первого сезона — отношение к сериальной экранизации было неоднозначным: шоу-раннеры вольно отнеслись к первоисточнику. С этим можно было мириться, особенно тем, кто не читал романы научно-фантастического цикла (а по объему он не менее эпичный, чем описываемые события). Однако к финалу третьего сезона «Основания» претензий стало накапливаться все больше.
Название: «Основание» (Foundation).
Режиссеры: Дэвид Гойер, Роксанн Доусон, Кристофер Бирн и др.
Сценаристы: Дэвид Гойер, Джейн Эспенсон, Дэвид Коб, Кэйтлин Пэрриш и др.
Актеры: Джаред Харрис, Лу Льобелл, Лаура Бирн, Ли Пейс, Терренс Манн и др.
Жанр: фантастика.
Страна: США.
Где смотреть: в Apple+.
Американский писатель успешно создал сложный мир, в котором переплетаются судьбы отдельных людей и необъятных размеров империи, и все это происходит на протяжении бесконечного с точки зрения обычного человека промежутка времени. Азимов посвящал каждой эпохе, каждой вехе отдельное произведение, одновременно подталкивая к мысли о том, что любой чих, любое действие, любое изменение можно спрогнозировать с помощью науки. И с ее же помощью можно управлять миром настоящим и будущим.
Перенести на экран это монументальное произведение — совсем непростая задача, однако Дэвид Гойер (после конфликта со Skydance из-за бюджета сериала в 2024 году он ушел из проекта) и Джош Фридман все же взялись за дело. Взялись по-своему, изменив события, персонажей и почти полностью проигнорировав один из важных элементов повествования — психоисторию, которая должна объяснять все события.
Да и в целом «Основание» поставили на классические сериальные рельсы: интриги если и существуют, то читаются задолго до того, как наступит развязка, «неожиданные» повороты сюжета выглядят искусственно, так как происходят резко, без особой подготовки зрителя.
Реверансом в сторону «важных социальных нарративов» стала трансформация молодого математика Гаала Дорника в девушку, которая сгенерировала биографию и любовную линию, не характерные для романов Азимова. Да и Сальвор Хардин уже не тот: в книгах писателя это был мудрый политик.
В целом шоу-раннеры не скупились на драматизацию событий, превращая крепкую научную фантастику романов Азимова (и вовсе не оригинальной трилогии, в сериале все перемешано) в клишированную историю, придумывая события, не существовавшие ни в Плане Селдона, ни упоминавшиеся в психоистории.
Плохо ли это? Можно долго фантазировать на тему «если бы да кабы» и озвучивать собственный вариант сценария возможной телеадаптации «Основания», однако имеем что есть. В этих словах звучит фатализм, но на самом деле все не так плохо.
Новый сезон посвятили приходу одного из важных антагонистов — Мула, который регулярно мелькал в кадрах во втором сезоне. А также постепенной, но стремительной деградации Империи — как самого института, так и троицы клонов-правителей.
Здесь, кстати, можно вновь покритиковать создателей сериала «Основание» за вольную трактовку цикла Азимова, в котором императоры были обычными людьми, а не вечными владыками всего сущего. Однако именно «императорская» линия стала одной из наиболее интересных и изменяющихся в сериале Apple, не в последнюю очередь благодаря Демерзель.
А гуманоидный робот в цикле имеет мужское обличье — этот момент упоминается и в сериале. Важно и то, что Р. Дэниел Оливо (одно из «реальных» имен Демерзель) является давним персонажем романов Азимова и вполне достоин собственного спин-оффа.
К третьему сезону план Гарри Селдона в исполнении Джареда Харриса продолжает воплощаться, психоистория работает: она превратилась в глобальную и мощную силу, хоть и разделенную на части. Гаал Дорник (Лу Льобелл) помогает своему учителю, хотя создается впечатление, что значительную часть экранного времени третьего сезона она занимается какими-то сторонними делами: ее линия менее интересна на фоне остальных.
Да и сам архитектор новой науки прогнозирования и спасения человеческой расы от длительного периода упадка теперь появляется эпизодически — чтобы напугать и приструнить паству, удивиться происходящему и слегка надавать тумаков плохишам.
Нас два сезона готовили к этому моменту — падению Империи под гнетом времени, сделанных ошибок и упущенных возможностей. С Мулом — могущественным менталиком в качестве вишенки на торте. В этой роли неплохо бы смотрелся Трэвис Фиммел, однако это скорее вкусовщина: Пилу Асбек хорошо справился с ролью психически нестабильного персонажа с раздутым эго, способного низложить галактическую империю. Хотя брутальности ему недостает, он такой лайтовый антагонист, веселый, хоть и жестокий, злодей.
Роль Мула вначале досталась шведскому актеру Микаэлу Персбрандту, однако затем его заменил Пилу Асбек, добавив щепотку «Игры престолов» в третий сезон «Основания». Причиной рекаста, предположительно, стала бóльшая узнаваемость Асбека среди американской аудитории, которая заказчику телешоу Apple+ особенно важна. Звучали и другие неофициальные объяснения.
И вот клоны-императоры теряют власть: с течением времени генетически воспроизводимые существа, судя по всему, растеряли свои былые устои и влияние, им начинают перечить ранее преданные вассалы, предлагая немыслимое — сдать Мулу Трантор. Брат Закат (Терренс Манн) пытается держаться, готовясь отправиться в небытие, но напоследок преподнося неожиданные сюрпризы, если смотреть «Основание» внимательнее. Брат День (Ли Пейс), и так весьма харизматичный представитель династии Клеонов, становится в третьем сезоне еще более эмоционально привлекательным. А заодно пытается стать обычным человеком и задает новую сюжетную линию.
Третий сезон напоминает кардиограмму здорового человека: с резкими регулярными пиками и продолжительными плато. Так «Основание» поддерживает интерес, то и дело подкидывая немного взрывных и значимых событий, продвигает историю к очередному решающему моменту.
Проблема в том, что спокойных промежутков с крупными планами, слезами и многозначительными гримасами как-то слишком много. Времени показать происходящие масштабные изменения не остается, так как хронометраж отдали под демонстрацию прекрасных ландшафтов, ступней брата Рассвета (Кассиан Билтон) и в десятый раз приземляющегося или взлетающего космического корабля.
Но как только зритель начинает скучать (регулярно), ему подкидывают Событие. Часто — интересное, динамичное и заставляющее забыть о том, что минуту назад хотелось спать. Вот Мул творит дичь, Гарри Селдон агрессивно недоумевает, странная железяка на палке начинает светить глазами, Торан и Байта Мэллоу (Коди Ферн и Синнёве Карлсен) играют в шпионов, Магнифико Гигантикус (Томас Лемаркис) берет в руки свой инструмент, а Демерзель сталкивается с Гаал и в очередной раз вскрывает себе грудную клетку.
«Основание» шатается, ведь Империя рушится и будущее самого Основания туманно, как и психоисторический прогноз. И тогда интерес зрителя начинает уплывать из-за скучных сцен-филлеров и вовремя не сделанных пометок о том, что произошло парой эпизодов раньше. Одновременно все как-то локально, камерно, нет ощущения масштаба — как в пространстве, так и во времени.
Впереди еще финал, и, как это нередко бывает, от него зависит успех сезона в целом: случается, что яркая концовка заставляет переосмыслить увиденное. Правда, вряд ли «Основанию» это грозит, так как сериал целенаправленно переходит в список «надо досмотреть, чтобы узнать, чем закончится».
Стоит ли смотреть? По итогам первых двух сезонов можно было сказать «да» более уверенно. Если вы смотрите сериал с самого начала, то, разумеется, стоит — чтобы узнать, как далеко могут зайти его создатели в свободной интерпретации азимовского цикла, и не жалеть потраченного на первые два сезона времени.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by