В сегодняшнем мире, чтобы настал апокалипсис, не нужно даже крупного катаклизма. Достаточно, чтобы отключилась мобильная связь и интернет — и тогда многие необходимые процессы остановятся и наступит хаос. Мы уже давно привыкли, что смартфон легко ловит сеть, особенно в городах. Но как устроена мобильная связь и какие люди обеспечивают ее стабильную работу? Как известно, настоящие герои не носят плащей, они носят специальные рабочие костюмы и держат в руках альпинистское снаряжение. В этом материале познакомимся со специалистами по обслуживанию мобильных сетей и разберемся в устройстве вышек и антенн, которые дают нам возможность звонить и пользоваться мобильным интернетом.
Встречаемся мы с представителями цифрового оператора life:), которые предоставили нам возможность заглянуть в закулисье мобильной связи в значимом месте. Это строение — настоящий памятник советской архитектуры, где некогда располагался НИИ почвоведения и агрохимии Академии наук Беларуси. 16-этажное здание теперь в основном сдается под офисы, а на крыше расположено множество антенн, передатчиков и прочего важного оборудования. А с высоты открываются прекрасные виды на Курасовщину, «Минск-Мир» и другие районы столицы.
— Этот объект — один из самых первых, он появился, когда сеть life:) только начинала развертываться. Тогда у оператора было всего 40 базовых станций в Минске и выбирали высокие точки, чтобы максимально покрыть территорию сигналом. А в дальнейшем объект перерос в большой радиорелейный узел. Также через этот объект осуществляется привязка базовых станций со Слуцкого и Барановичского направлений, — поясняет Владимир Богданов, начальник управления эксплуатации радио и транспортной сети.
«Радиорелейный узел» означает, что в этом месте находятся не только передатчики, посылающие сигнал к абонентам, но и те, что связываются с другими станциями связи. На данном объекте их даже больше и они первостепенные, так как это крупный узел. Круглые антенны обеспечивают коммуникацию с другими подобными объектами через радиорелейную связь, а продолговатые — они называются секторными — передают сигнал непосредственно абонентам.
Как правило, каждая потребительская антенна излучает сигнал на 120 градусов, и поэтому, чтобы обеспечить круговое покрытие, обычно установлены минимум три антенны, которые дают 360 градусов в совокупности. Круглые антенны радиорелейной связи узконаправленные — они «смотрят» на ответную станцию, с которой устанавливается связь. Несколько таких узлов могут объединяться в кольцо для обеспечения бесперебойной работы.
Мы видим человека, который трудится на металлической конструкции.
— Это наш инженер, он сейчас укладывает коаксиальные кабели радиорелейной связи. Это нужно, чтобы предотвратить повреждение кабелей, так как их может оторвать ветер, может произойти обледенение или другие неприятности — в таком случае станция может отключиться, если нет резерва, — объясняет Александр Вераксо, руководитель группы эксплуатации радио и транспортной сети Минской области.
Проще говоря, это плановые профилактические работы: сотрудники минимум раз в год объезжают все объекты, чтобы осмотреть оборудование, сделать подвязку кабелей, проверить состояние аккумуляторных батарей и прочее.
А как вообще попадают в такую профессию? Как рассказывают наши собеседники, чтобы стать инженером эксплуатации сети, необходимо иметь высшее техническое образование и удостоверение об обучении по промышленному альпинизму. Если боитесь высоты — такая работа вам не подойдет. А бывает ли страшно самим специалистам?
— Страх высоты всегда присутствует, но я это сравниваю с вождением автомобиля: когда вы в первый раз садитесь за руль, вы всего боитесь, потом проще, а спустя десять лет получаешь удовольствие от свободного перемещения, — делится опытом руководитель Александр.
Другой Александр, который работает инженером, считает, что страх даже защищает.
— Если человек совсем не боится высоты, то, наверное, есть какие-то проблемы. Но есть панический страх, а есть здоровый. Если нет страха, то можешь совершать какие-то неоправданные действия, которые могут привести к травмам.
С безопасностью все довольно строго: каждые полгода сторонняя организация проверяет все снаряжение для работ на высоте. Если обнаруживаются какие-то проблемы, то не прошедшая проверку экипировка списывается, а сотруднику выдается новая. Также запрещено работать в одиночку, всегда есть минимум один напарник, чтобы в случае чего было кому прийти на помощь.
Сколько зарабатывают специалисты, узнать не удалось. В компании оператора life:) это коммерческая тайна, и даже инженеры, работающие в одной команде, не знают зарплаты друг друга.
Далее мы спускаемся с крыши в помещение, куда ведут кабели от антенн, — аппаратную. Здесь находятся «мозги» всего объекта. В специальных контейнерах размещено оборудование, которое обеспечивает работу антенн, — отдельно для секторных и отдельно для антенн радиорелейной связи.
Тут же размещена система преобразования напряжения с 220 на 48 вольт — при таком напряжении работают все операторские станции. Рядом — резервные аккумуляторные батареи, которые обеспечат питанием станцию в случае отключения основного электричества, поэтому объект продолжит работать, даже если в районе пропал свет. Также в аппаратной размещены кондиционеры, поддерживающие оптимальную температуру для функционирования оборудования.
Затем мы со специалистами выехали по поступившей заявке на базовую станцию в соседний район, на улицу Есенина. Рабочая машина инженеров — полноприводный джип JAC, чтобы можно было проезжать в труднодоступных местах при работе за городом. Здесь на диспетчерской станции «Малиновка-4» размещена вышка сотовой связи, на которой необходимо заменить передатчик для радиорелейной антенны, он же outdoor unit.
Специалисты надевают необходимое снаряжение для работы на высоте, в том числе каску — в обязательном порядке. Казалось бы, зачем каска, если с высоты падать нечему?
— Каска защищает, в первую очередь, от маятникового удара. Если инженер, не дай бог, сорвется, он пристегнут к металлоконструкции и прилетит к этой самой конструкции, а каска его от удара защитит, — объясняет руководитель Александр.
То, что в простонародье называют «вышками», на профессиональном языке именуется как мачта, трипод или башня — в зависимости от высоты и конструкции. Также применяются железобетонные столбы.
На диспетчерской перед нами мачта высотой 15 метров. На самом верху размещены шесть секторных антенн — тех, что посылают сигнал непосредственно к абонентам, — и шесть передатчиков на каждой. Передатчики подключены с помощью оптических кабелей к шкафу управления — то же самое, что мы видели в аппаратной, только во внешнем исполнении.
Примерно на середине мачты установлены радиорелейные антенны и передатчики, один из которых и меняет инженер. Радиорелейная связь для специалистов любого оператора в приоритете — обеспечивать связь между станциями важнее, чем передавать сигнал непосредственно к абонентам. Вот как Александр Вераксо объясняет почему:
— Потому что покрытие широкое, особенно в городах, и абонент всегда сможет найти сигнал. А если нет связи между базовыми станциями, когда от радиорелейных передатчиков зависит работа и других ответных станций, то на данном конкретном объекте может вообще ничего не работать.
Всего абонентам life:) доступны больше 12 400 базовых станций по всей стране, которые работают по технологиям 2G/3G/4G. Из них в Минске — 4500.
По словам специалистов, чаще всего приходится выезжать на базовые станции по причине отключения питания, так как ресурс резервных аккумуляторов ограничен и, если электричества нет длительное время, нужно устанавливать генераторы. Во многом это связано с погодой, ведь в последние годы гроз, ливней и сильных ветров стало больше.
Все базовые станции через транспортную сеть подключены в систему мониторинга. Сотрудники видят все объекты сети, и, если где-то случается неисправность, это отражается, фиксируется и передается инженерам.
Наверняка вы хоть раз замечали, что во время массовых мероприятий, когда много абонентов скапливается в одном месте, например на концерте или футболе, могут возникать перебои со связью.
— В таких ситуациях мы подготавливаем мобильные контейнеры. Это такие передвижные базовые станции, которые подвозятся к месту проведения мероприятия, подключается необходимое количество передатчиков и антенн, сами антенны направляются в скопление людей — и таким образом улучшаем качество связи.
Помимо очевидной опасности работы на высоте, порой специалистов поджидают и непредвиденные угрозы.
— Бывают курьезные случаи. На одной станции в мачте поселились вороны. Инженерам надо было подниматься наверх, а вороны, охраняя свои гнезда, начали набрасываться на них. Это было в городе Узда. И это не единичный случай, птицы часто селятся и вьют гнезда на опорах и оборудовании связи, — с улыбкой вспоминает Александр.
Также оказалось, что мобильный оператор для работы инженеров в зимних условиях закупает санки. Они нужны на работах за городом, когда много снега и нужно перемещать оборудование, которое может весить десятки килограммов. Так было, например, во время урагана Хавьер, который бушевал в нашей стране в 2013 году.
По словами руководителя Александра, работа инженеров эксплуатации сети сильно зависит от погоды. И после ураганов в Гомельской области летом 2024 года специалист особенно чувствовал значимость своего труда.
— Мне очень приятно было работать, устранять все эти последствия. Я держал в голове мысль, что наша работа, возможно, кому-то предоставила жизненно необходимую связь. Может быть, не дай бог, кому-то нужно было в скорую позвонить, в МЧС или добраться срочно куда-то. Поэтому я считаю, что наша работа важна.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by