Возле железнодорожного вокзала в Борисове находится на первый взгляд совершенно обычный сервис мобильных телефонов, где можно отремонтировать смартфон и купить аксессуары. Но в этом месте виртуально побывали сотни тысяч людей, ведь владелец точки ведет TikTok и собирает миллионы просмотров. В вирусных видео специалист просто клеит защитные пленки на смартфоны и общается с людьми — и такие ролики будто гипнотизируют зрителей. Поговорили с борисовским мастером о популярности, заработке и важности искренних бесед.
Герман — владелец борисовского сервиса — по образованию технолог месторождения полезных ископаемых, но с молодости мужчина увлекался мобильными телефонами, а с 2009 года начал заниматься ими вплотную. В 2013-м открыл первый магазин с аксессуарами в Борисове, а через несколько лет бизнес разросся до трех точек. Однако из-за пандемии коронавируса их пришлось закрыть и оставить лишь одну.
Лакомое место с большой проходимостью у железнодорожного вокзала Герман присмотрел задолго до того, как перенес туда бизнес, но, чтобы занять место, пришлось стоять в очереди три с половиной года. Здесь он работает со своей женой и молодым сотрудником — втроем.
Работать с видео и соцсетями Герман любил всегда, но все изменилось, когда бизнесмен пригласил на работу молодого парня.
— Однажды в нашей структуре появился молодой специалист Николай. Он уже до этого делал видео для TikTok, у него был опыт в этом. Познакомились мы с ним совершенно случайно: он просто пришел, пообщались — и говорит: «Мне тоже нравится ваше дело, возьмите меня, я хорошо обучаюсь».
Ну, история «зачатия» нашего TikTok произошла именно с его помощью. Николай показал, что можно сделать так. Народу интересно видеть, чем мы занимаемся, и он говорит: «Давай рассказывать о нашей работе». Нет проблем, говорю, давай расскажем — так родился наш TikTok и пошли видео.
Теперь Герман всегда работает с включенной камерой, записывая процесс работы и общение с клиентами. Интересные моменты затем попадают в TikTok-аккаунт сервиса и набирают от десятков тысяч до миллионов просмотров. Самый популярный ролик на момент этой публикации имеет больше 17 миллионов просмотров, 623 тысячи лайков и почти 7 тысяч комментариев — невероятный показатель.
@mobile_element_borisov БОРИСОВ (площадь жд вокзала) МОБИЛ ЭЛЕМЕНТ #борисов#беларусь#мобилэлементборисов♬ оригинальный звук - MOBILE_ELEMENT_BORISOV
По словам Германа, люди на камеру реагируют нормально и даже не спрашивают, зачем ведется съемка. А некоторые, наоборот, приходят с интересом, потому что знают, что могут попасть в видео.
Успех к борисовским специалистам пришел довольно быстро, ролики начали набирать большие просмотры практически сразу. Так Герман вспоминает одно из первых завирусившихся видео:
— Мы с Колей разыграли такую жизненную историю, можно сказать. В роли клиента был Николай, а в роли продавца был я. Клиент заходит и показывает, что наушники тихо играют. Я смотрю, а они желтые, то есть там все забито серой, думаю: блин, ну, плохи дела. Почистил ему, назад вставляем, а он говорит, что снова вообще ни фига не слышно. Я достаю — они опять такие же желтые. Я беру его за голову, смотрю, а у него на самом деле надо уши чистить, а не наушники. И начал ему химией чистить уши.
@mobile_element_borisov БОРИСОВ (площадь жд вокзала) МОБИЛ ЭЛЕМЕНТ #борисов#беларусь#мобилэлементборисов♬ оригинальный звук - MOBILE_ELEMENT_BORISOV
Первый миллион случился тоже совсем скоро, и дальше аккаунт продолжил стремительно набирать обороты и подписчиков. Поначалу мастера записывали сценарные ролики, но из-за нехватки времени стали больше выкладывать живые видео с процессом работы и разговорами с людьми.
Когда ролики стали набирать сотни тысяч просмотров, Герман испытал не радость, а внутреннее удовлетворение.
— Эмоционально, честно признаюсь, у меня было больше спокойствия на душе, потому что я наконец-то понял и убедился, что занимаюсь тем делом, которое мне реально нравится, и я не ошибся в своей профессии.
Люди в комментариях порой недоумевают: «Что меня тут держит?» или «Почему я так залипаю на эти видосы?». Герман считает, что все дело в живых искренних беседах с людьми, а процесс наклейки защитных пленок и стекол — это лишь фон.
— Я думаю, что с приходом соцсетей люди забыли о живом общении, а любой живой настоящий диалог будет затягивать. В наших видео всегда есть история: люди что-то интересное рассказывают, а мы делимся полезной информацией. Здесь происходит обычный человеческий диалог.
Я не ожидал того, что мой диалог и мое общение вызовут такой резонанс. Оказывается, я никого не напрягаю, а человеку интересно, о чем разговариваю с клиентами, какие вопросы задаю. И я понял, что на самом деле человеку этого не хватает в сегодняшнем мире соцсетей, понимаете, то есть человек уже забыл, что такое живое общение, как мы жили раньше.
Теперь Германа и Николая узнают в городе, здороваются. Люди специально приезжают в сервис за услугами и заодно пообщаться, даже из других городов и стран. А некоторые и вовсе привозят подарки.
— Приезжали люди из Германии. Зашла женщина русскоязычная и радостно говорит: «О боже, мы до вас добрались, это нереально! Муж смотрит ваши тиктоки, но не понимает, что вы там говорите». Дала телефоны супруга, попросила, чтобы я заснял их на видео. А позже они вместе приехали уже, сказали, что переезжают в Беларусь и собираются покупать здесь жилье. Мы тогда даже ничего им не клеили, просто познакомились.
По словам мастеров, белорусы из самых разных городов регулярно приезжают к ним в гости. Подписчики порой даже строят маршруты, чтобы специально заехать в Борисов.
— На прошлой неделе люди приезжали из Набережных Челнов на машинах. Они путешествуют и рассказали, что первая остановка у них — Брест, но мимо нас проехать не могли. Заехали, наклеили пленки, чехлы купили.
Герман не сразу привык к популярности. Он рассказывает, что сперва его смущало, когда люди в городе часто здоровались, но со временем смирился. Молодой сотрудник Николай тоже получает свою долю славы.
— Николай живет в Крупках, и, когда едет на электричке, все садятся в его вагон — поговорить с ним.
Регулярные сотни тысяч просмотров в TikTok можно превращать в деньги. Герман и Николай об этом знают, но говорят, что не пользуются этой возможностью.
— Нет никаких вообще секретов: у нас нет монетизации, и цели изначально зарабатывать не было. Мы хотели зацепить здесь народ и показать, чем мы занимаемся.
У нас есть второй аккаунт, и там, может быть, что-то сделаем по монетизации, но в первую очередь мы хотим удивлять, хотим, чтобы людям было интересно.
Основные дивиденды, которые получает сервис от популярности в TikTok, — это существенно увеличившийся поток клиентов.
— Если раньше было там 20—25 человек за день, то сейчас в среднем 80—100 клиентов. В будний — 60—70 человек, а на выходных — до 100. Даже больше сотни бывает иногда.
Главный помощник Германа, помимо Николая, — это специальный плоттер, который может вырезать из материала нужную по размерам защитную пленку из гидрогеля под практически любой смартфон. В аппарате — 36 тысяч наименований девайсов (от телефонов до автомобильных дисплеев), а стоит такой помощник $2800.
Специалист рассказывает об особенностях защитных пленок и стекол.
— Если хорошее стекло, то в нем внутри будет гидрогелевая пленка, чтобы стекло при ударе не рассыпалось на мелкие части. А если стекло более дешевое, которое где-то приобрели в интернете, на маркетплейсах, — у такого нет внутри пленки. То есть, если разбить, можно порезаться.
Что касается пленок, на сегодняшний день это уже гидрогелевая защита, она тянется и имеет ударопрочность. Например, самую толстую пленку, которую мы клеим, можно использовать как стекло. Но стекло разбивается, а с пленкой можно ходить. У самой дорогой, которую мы клеим, есть функция self-repair — у нее могут сами затягиваться царапины. Например, ключами поцарапали в кармане, и со временем дисплей нагревается, а повреждения исчезают.
Иногда люди в комментариях пишут, что очень опасно выглядит процесс работы со скальпелем. Герман уверяет, что все максимально безопасно.
— Мы триммером закруглили скальпель, то есть он у нас не острый. Я наклеил уже десять тысяч пленок — и ни одну не поцарапал.
Затем в сервис внезапно пришло одновременно несколько людей, и Герман принялся за то, что он умеет лучше всего, — наклеивать защиту на смартфон и общаться с людьми.
— А откуда про нас узнали? — спрашивает мастер у клиента.
— Из TikTok!
— А мы же вроде бы тиктоки не снимаем… Наверное, это был кто-то другой, — с улыбкой лукавит Герман.
— А может, и в инстаграме, — попадается на уловку клиент.
Все дружно посмеялись, а приятная беседа и дальше продолжила сопровождать процесс.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by