«Джон Уик» — любимый боевик читателей Onlíner среди вышедших в XXI веке. Несмотря на то что от рук персонажа за четыре части кинофраншизы погибло 439 человек, все обожают «дитя Беларуси» — так Джон Уик сам обозначил себя в третьем фильме. И вот вселенная расширяется спин-оффом о киллере-балерине, которую играет Ана де Армас. Получился ли такой же народный экшен-боевик без Киану Ривза в главной роли и без Чада Стахелски в режиссерском кресле? Рассказываем.
Информация о фильме:
Название: «Балерина» (Ballerina).
Режиссер: Лен Уайзман.
Актеры: Ана де Армас, Киану Ривз, Иэн Макшейн, Анжелика Хьюстон, Норман Ридус.
Дата премьеры: 4 июня 2025 года.
Жанр: боевик, триллер.
Страна: США, Венгрия.
Где смотреть: в кинотеатрах.
Сценарист Шэй Хаттон в 2017 году посмотрел трейлер ко второй части «Джона Уика» и так впечатлился, что сел за написание истории о балерине-убийце из русского клана мафии. Изначально подразумевалось, что это будет самостоятельный проект, не связанный с миром «Джона Уика». Однако, когда сценарист принес рукопись студии Lionsgate, работа так понравилась менеджерам, что они тут же купили права и решили включить «Балерину» во вселенную фильмов об элитных убийцах.
Но вместо Чада Стахелски — режиссера всех четырех фильмов с Киану Ривзом — в качестве постановщика привлекли другого специалиста по экшен-фильмам — Лена Уайзмана. Он известен по двум частям фильма «Другой мир», работой над четвертой частью «Крепкого орешка» и ремейком картины «Вспомнить все» с Колином Фарреллом. Однако без отца франшизы не обошлось: Чад Стахелски числится в проекте как исполнительный продюсер, но он участвовал в производстве фильма даже больше, чем предполагалось.
«Балерина» должна была выйти на экраны еще в июне 2024 года, однако Lionsgate выделила дополнительный бюджет и отправила фильм на досъемки, чтобы картина полностью соответствовала уровню оригинальной кинофраншизы.
Действия «Балерины» происходят между третьей и четвертой частями «Джона Уика». В триквеле персонаж Киану Ривза приходит за помощью в организацию «Русска рома», которая по совместительству является и балетной школой. Там впервые и показали в эпизодической роли Еву Макарро, занимающуюся на сцене, когда Джон Уик приходит к Анжелике Хьюстон, руководительнице клана русских цыган. В «Джоне Уике» небольшую роль играет настоящая балерина и актриса Юнити Фелан, а главного персонажа в спин-оффе изображает Ана де Армас, известная по фильмам «Достать ножи», «Бегущий по лезвию 2049» и последней картине о Джеймсе Бонде «Не время умирать».
Двигатель сюжета и основная мотивация Евы вершить правосудие — месть. Когда Балерина была ребенком, ее отца убили представители таинственного клана, опознавательный знак которых — шрам в виде буквы X на запястье. Девочку подобрал Уинстон Скотт (Иэн Макшейн) — тот самый управляющий отелем «Континенталь» в Нью-Йорке — и отдал ее в «Русску рому», где она обучилась балету и заодно профессионально уничтожать врагов пачками.
В отличие от оригинальных фильмов, где мы почти ничего не знаем о Джоне Уике, за исключением нескольких флешбэков о жене и рассказов второстепенных персонажей, в «Балерине» весь первый акт посвящен становлению Евы Макарро. И это играет фильму только на пользу, ведь получается больше проникнуться историей главной героини, что помогает зрителю сильнее сопереживать ей во время всех ее смертельно опасных перипетий.
Отец Евы — тоже представитель мира элитных убийц — хотел для дочери того же, чего добивается на протяжении всех фильмов персонаж Киану Ривза — нормальной спокойной жизни без убийств, контрактов и кодексов преступных кланов. Однако судьба распорядилась иначе: папа Балерины лишается жизни, а Ева — детства и счастливого будущего, становясь обреченной пойти по стопам отца.
Также первая треть фильма углубляется в увлекательную жизнь одного из важнейших кланов вселенной — «Русска рома», который является родным и для Уика. Нам показывают, как балетная школа совмещается с уроками профессиональных киллеров, как происходит отбор лучших и как ассасины начинают свою карьеру.
Джон Уик сразу был подарен зрителям как неубиваемая машина по уничтожению всех неприятелей. Он никогда не ошибается и может ликвидировать сколько угодно нападающих. Но как он стал таким? На этот вопрос отвечает демонстрация изнурительной подготовки, которую проходит Ева Макарро в школе «Русска рома», ведь там же, по всей видимости, обучался и Джон Уик. Балерина дерется с мужчинами, оттачивает стрельбу в тире и проходит сложные тренировочные миссии. При этом девушка регулярно ошибается и проваливает задания, упорно идя к совершенству. Поэтому, когда героиня Аны де Армас расправляется со множеством врагов, это не воспринимается на грани комичного, ведь зритель знает, как она к этому пришла.
Фильмы о Джоне Уике во многом держатся на харизме Киану Ривза. Большой интригой было то, сможет ли так же эффектно смотреться на этом месте другой человек. Но риск был оправдан. Кубинская звезда прекрасно выглядит на экране, сочетая грациозную женственность и опасность профессиональной убийцы.
При этом создатели «Балерины» не делают копию Джона Уика в платье — они подчеркивают, что женщина всегда будет физически уязвимой и более слабой, поэтому нужно нарушать правила и импровизировать. «Дерись как девчонка», — говорит Еве наставница, подразумевая, что это нужно обернуть в качестве преимущества, а не недостатка. Это придает образу элитного киллера свежесть: Ева выглядит хрупкой, а оттого настоящей, и поэтому ей легко сочувствовать, ведь бьют Балерину так же, как и Джона.
Однако сами экшен-эпизоды драк и перестрелок в целом выглядят чуть менее эффектно, нежели в оригинальных фильмах. Все же стоит отдать должное Чаду Стахелски, который достиг совершенства в создании ярких и качественных боевых сцен. В «Балерине» более рваный и грубый монтаж и менее впечатляющие локации. Становится ли это проблемой? Скорее нет, чем да. Ведь смотрятся эти сцены все равно на одном дыхании и не успевают надоедать. Тем более что в арсенале Евы Макарро оказываются не только привычные пистолеты, автоматы и ножи, но и гораздо более впечатляющее оружие.
А финальные экшен-сцены в конце третьего акта получились просто огненными — в прямом и переносном смысле. Уровень зрелищности претендует на одно из самых запоминающихся сражений всей франшизы.
Когда Ева отправляется разузнать о загадочном клане киллеров, причастных к убийству ее отца, она, как и подобает канону франшизы, устраивает переполох и становится неугодной для всех. Но, помимо мести за отца, у нее появляется еще одна мотивация — спасти похищенную девочку, которая напоминает Балерине ее саму. В итоге она отправляется в самое логово опаснейших убийц, где неожиданно и ненадолго обретает семью.
Ева Макарро, ломая устои, не подчиняется никому, тем самым провоцируя войну кланов, которая может повлечь за собой горы трупов. Чтобы этого избежать, остановить Балерину посылают Джона Уика. Теперь соклановцы «Русска ромы» должны противостоять друг другу.
Камео главного персонажа вселенной получилось вполне удачным. Это и приятный для поклонников фансервис, и дополнительная интрига для фильма, и сюжетная надстройка, помогающая логике не разрушиться полностью в духе первой части. При этом Киану Ривз не перетягивает одеяло на себя, его экранное время ограничено несколькими минутами и парочкой сражений, поэтому все выглядит в меру и довольно органично.
Рассуждать в категориях «лучше» и «хуже» применительно к искусству — дело неблагодарное. У каждого человека свой вкус и предпочтения — что одному шедевр, то другому тройка по десятибалльной шкале. Но можно однозначно сказать, что спин-офф получился достойным. Это все тот же развлекательный жанр про экшен и увлекательные сражения в неоновой атмосфере и знакомом мире киллеров уровня премиум.
Сюжет в франшизе «Джон Уик» кажется лишь второстепенным, но необходимым элементом, чтобы как-то склеить масштабные сцены баталий в разных локациях. Убрать эффектные перестрелки и драки — и от фильмов не останется практически ничего. У Евы Макарро более внятная предыстория и мотивация, а сюжет — это не просто обоснование для боев, а полноценная объемная история об украденном будущем девочки, которая не желала становиться убийцей.
Героиня «Балерины» смотрится свежо, давая новый взгляд на киновселенную. А некоторые эпизоды расправ над врагами выглядят даже более эффектно, чем убийства с помощью книги или карандаша. Поэтому это как минимум хорошее расширение вселенной «Джона Уика», которое не должно разочаровать поклонников, а как максимум — один из лучших фильмов всей серии.
Возможно, это уже непроизвольный рефлекс создателей франшизы, но последние кадры и здесь намекают на продолжение, а следовательно, есть вероятность, что мы увидим сиквел спин-оффа. Все решит итоговая сумма, которую «Балерина» соберет в прокате.
Тем не менее киновселенная о Джоне Уике не собирается останавливаться, а создатели будут стараться выжать из нее все соки и доллары. Уже подтверждено, что, несмотря на финал четвертой части, в производство запущена пятая с Киану Ривзом в главной роли и Чадом Стахелски в качестве режиссера. Также известно, что появится еще один спин-офф о персонаже Каине и мультипликационный приквел, который расскажет о событиях до первого фильма: как Джон Уик выполняет «невыполнимое задание», позволяющее ему освободиться от обязательств перед «Высоким Столом».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by