От модульных смартфонов до космического лифта. Технологии, которые нам обещали, но что-то пошло не так

20 879
25 марта 2025 в 8:00

От модульных смартфонов до космического лифта. Технологии, которые нам обещали, но что-то пошло не так

Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Человек постоянно предпринимает попытки двигать прогресс, но нередко лишь в мечтах. Мы собрали шесть технологий, которые называли перспективными и которые пытаются продвигать, хотя реализовать задуманное инженерам не удалось (в некоторых случаях — пока что). Начнем с чего-то приземленного и понятного, а потом ударимся в прожекты.

1. Модульные смартфоны

На заре «мобилостроения» телефон покупался раз и навсегда, редко кто задумывался о регулярном обновлении мобильника, когда и старый работал отлично. Однако с приходом смартфонов оказалось, что это не модно — ходить с морально и физически устаревшим девайсом слишком долго. Особенно когда постоянно анонсируют новые чипы, камеры и еще какие-то запчасти.

Лет пятнадцать назад кто-то оформил идею создания модульного смартфона, который собирается из заменяемых блоков с ключевыми компонентами. Тему подхватила и Google, анонсировав проект Project Ara. Правда, с течением времени оказалось, что все не так просто, а потому вариант с полностью пересобираемым смартфоном забросили, придя к концепту, в котором заменить можно динамики, камеру, емкость для таблеток (?!) — так себе затея.

Концепт так и остался концептом, пока Project Ara и вовсе не закрыли. Однако от модульного смартфона окончательно не отказались: как минимум несколько компаний попытали счастья на этой ниве. Правда, в итоге пришли к иной концепции.

Ее примером является серия Fairphone, в которой выпускают смартфоны, ремонтировать которые — одно удовольствие (процесс занимает считаные минуты), если под рукой есть необходимые модули. Аналогичный подход применяют для Shiftphone. Не исключено, что имеются и другие продолжатели.

Хотя речи о тех модульных смартфонах, о которых когда-то мечтали, уже не идет.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.1" OLED (1179x2556) 60 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3349 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), моноблок, влагозащита IP68
смартфон, Android, экран 6.9" AMOLED (1440x3120) 120 Гц, Qualcomm Snapdragon 8 Elite, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 200 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM (nano-SIM/eSIM), моноблок, влагозащита IP68

2. Космические лифты

Идею космических лифтов предложил в позапрошлом веке Константин Циолковский, а спустя много лет на прочные теоретические рельсы ее поставил советский инженер Юрий Арцутанов. Эту технологию уже можно найти в разных исполнениях, но исключительно в научной фантастике. Хотя в начале 2000-х казалось, что мечта имеет все шансы перейти на этап более осязаемого концепта.

Причиной тому, помимо прочего, стал графен, характеристики которого в теории позволяют создать конструкцию необходимых габаритов, веса и прочности. Правда, уже тогда звучала критика: эксперты считали невозможным реализацию столь масштабного проекта как минимум в течение ближайших 50 лет. Половина уже прошла, однако видимого прогресса нет — только визионерские фантазии, которые пытаются выдавать желаемое за возможное в близком будущем.

С одной стороны, космический лифт стал бы действительно важным прорывом, позволив доставлять груз как на орбиту, так и с нее, а цена килограмма полезной массы обходилась бы в условные $5, а не $10 тыс., как сейчас. С учетом желания человечества освоить Луну (про гелий-3 и вспоминать не будем), отправиться на Марс и добывать полезные ископаемые на астероидах проект выглядит важным. С другой стороны, необходимых технологий все еще нет (либо нет способов применить их), да и где брать ресурсы, также не ясно — подобное строят всем миром, уж точно не странами-одиночками.

Ну и остается проблема поломок подобного лифта: если трос длиной 100 тыс. километров (есть укороченный вариант на 42 тыс. километров — лифт будет подниматься не на всю высоту, так как необходим еще и «противовес») оборвется, внизу случится конфуз.

3. Орбитальное кольцо

Если космический лифт соединить с космическим кольцом, появится гигантская внеземная транспортная система, опоясывающая на высоте экватор. А если добавить туда пространства, то еще и жилье с производством. И вновь прекрасная идея, которую невозможно реализовать, но можно красиво презентовать.

Фото: Stellaris

Подобные проекты с детальным описанием начали предлагать лет сорок назад (в фантастике они встречались и ранее). Потенциальная выгода у орбитального кольца такая же, как у космического лифта. Есть даже преимущества, к которым относят, например, возможность использовать существующие материалы без необходимости возиться с графеновыми нанотрубками, а высота размещения может быть значительно ниже, чем у лифта. Дело осталось за малым: найти деньги и построить.

Описывают несколько концептов: те, которые зависают на геостационарной орбите, и даже те, которые могут касаться поверхности нашей планеты. Сама конструкция может быть как жесткой, так и способной менять объем, являясь, например, надувной.

В целом, на взгляд обывателя, идея выглядит такой же реализуемой, как и создание «Мира-Кольца» Ларри Нивена. Но, может, когда-то…

4. Ховерборды и джетпаки

Насмотревшись фантастики, люди так и хотят придумать что-нибудь эдакое. Причем иногда получается (почти). Самые яркие примеры — ховерборды почти как у Зеленого гоблина из комиксов Marvel и джетпаки, например, из StarCraft.

Самое интересное, что с джетпаками, в принципе, сложилось, хотя повсеместного распространения они не получили. Особенного прогресса к настоящему времени добились, вероятно, компании JetPack Aviation и Gravity Industries, хотя подобные проекты существовали еще с пятидесятых годов прошлого века.

Хотя в 2021 году агентство DARPA объявило конкурс на создание подобных персональных транспортных средств — после того как американское министерство обороны увидело в них определенные перспективы. По состоянию на 2024 год сообщалось о том, что проект все еще в работе, а у американских военных даже есть прототипы полностью электрических PPAMS (Portable Personal Air Mobility System).

Что касается «обычных пользователей», то им полетать как Головорезам из StarCraft пока не позволяют. Подобным образом обстоят дела и с ховербордами. И с летающими автомобилями.

5. Умные роботы

Или разумные. Или хотя бы человекоподобные. Хотя высокоэффективные антропоморфные железяки существуют, обитают они лишь в лабораториях, а если и выходят на люди, то под присмотром и ненадолго. Или происходит это на выставках.

В последнее время о человекоподобных роботах говорят со всех сторон: и Tesla собирается заполонить ими мир, и на заводах BMW будут работать такие, в Китае машины побегут марафон с людьми и так далее.

Можно предположить, что в обозримом будущем такие машины действительно появятся по соседству с человеком, однако до рождения по-настоящему умных механизмов пройдет немало времени (вряд ли на нашем веку). Причина в том, что сегодня искусственным интеллектом называют огромные базы данных, которыми на лету могут оперировать компьютеры. Однако это не разум. В то же время роботов можно научить имитировать интеллект и, вероятно, до определенного уровня то, что мы называем личностью.

Но если кот притворяется гусеничкой, он остается котом (и это очевидно):

А что касается роботов, то хайп скоро спадет.

влажная уборка, Mi Home, мощность 55 Вт, сила всасывания 6000 Па, пылесборник 0.45 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, лазерные датчики препятствий, план нескольких этажей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home, мощность 55 Вт, сила всасывания 8000 Па, с турбощеткой, навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, лазерные датчики препятствий, план нескольких этажей, база самоочистки

6. Носимые компьютеры

Завершим подборку технологией будущего, которая безнадежно устарела, едва ее начали реализовывать. Да, и такое бывает. Много лет назад, в середине девяностых годов прошлого века, когда компьютеры были дорогими и большими, инженеры видели будущее ПК в виде носимых гаджетов. Одним из пионеров перспективного направления стала компания Xybernaut. Причем у нее отчасти получилось: в период с 1995 по 2005 год она продала тысячи таких девайсов.

Сегодня подобное назвали бы винтажной электроникой, а оптимисты — киберпанком. Компания предлагала на рынке планшетный компьютер Atigo, а также пару носимых: Poma и MA-V.

Носимый компьютер состоял из набора модулей: вычислительного, который можно было прицепить к поясу, относительно компактной клавиатуры, крепившейся к предплечью ремешками, а также гарнитуры из наушников, микрофона и миниатюрного ЖК-дисплея с отражателем для одного глаза. И еще батарейка была большая и тяжелая. Сколько стоило все это великолепие, достойное боргов из Star Trek, доподлинно неизвестно, но говорят о диапазоне $7,5—9,6 тыс.

Вышло несколько моделей носимых компьютеров, которые с каждым разом становились все более совершенными: начинали с 486-го процессора и 16 МБ оперативной памяти, потом перешли на Pentium MMX, затем — на один из Intel Celeron. Причем в последней версии были Bluetooth и графический ускоритель ATI Rage, на фото можно заметить и веб-камеру. Финальная же версия — Poma — внезапно перешла на RISC от Hitachi.

А потом все покатилось в тартарары: за десять лет с момента выхода на рынок Xybernaut продала менее 15 тыс. носимых компьютеров, влезла в долги и в 2005 году подала на банкротство. Заодно основателей компании обвинили в финансовых манипуляциях, в том числе с акциями компании, что поставило крест на будущем — как основателей, так и Xybernaut.

Прошло немного времени, и сегодня практически каждый обладает носимым компьютером — смартфоном.

16.0" 1920 x 1200, IPS, 165 Гц, Intel Core i7 13650HX, 16 ГБ DDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4050 6 ГБ (TGP 105 Вт), без ОС, цвет крышки темно-серый, аккумулятор 73 Вт·ч
14.2" 3024 x 1964, IPS, 120 Гц, Apple M4 (10 ядер), 16 ГБ LPDDR5X, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки темно-серый, аккумулятор 72.4 Вт·ч

Реклама
Каким онлайн-проектам нужна дополнительная защита?


Крайне важно защищать системы, которые работают с персональными данными. Даже если у вас небольшой интернет-магазин и вы запрашиваете лишь имя, номер телефона и адрес доставки, нужно соблюдать требования закона о защите персональных данных и пройти аттестацию систем защиты информации. 

Это проще сделать, если ваш проект размещается на специализированном хостинге. hoster.by поможет пройти аттестацию и при необходимости проведет аудит информационной безопасности и IT-инфраструктуры.

hoster.by — первый в Беларуси аттестованный коммерческий центр кибербезопасности и синоним качественных хостинг-услуг.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by