2283
22 марта 2025 в 9:00

Офисному планктону посвящается. Рецензия на второй сезон «Разделения»

Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Завершился показ второго сезона сериала Apple «Разделение»: десятая серия появилась в эфире 21 марта. И компания не стала откладывать в долгий ящик, сразу анонсировав продолжение. Это неплохо, поскольку финал второго сезона можно рассматривать и как завершение, пусть и недосказанное, истории, и как легкий клиффхэнгер, который в то же время не оставляет неприятного послевкусия (в отличие от «эппловского» же «Укрытия»).

Можно было бы заявить, что второй сезон «Разделения» — лучшее из сериалов за последнее время, однако это не так. С другой стороны, он по-своему прекрасен: тем, как ввел в заблуждение (в том числе неторопливостью) первыми сериями, тем, как постепенно нагнал градуса и сумасшествия ближе к концу, и, конечно, финальным эпизодом, заполненным экшеном. Более того, ради него можно (и нужно) было смотреть предыдущие девять.

Сотрудники Отдела Макроданных все так же корпеют за компьютерами, а в свободное время, выйдя из здания, занимаются чем-то иным — как будто личным. В «Разделении» создается прекрасная атмосфера бессмысленности бытия офисного планктона, который в своей монотонной деятельности даже не пытается стремиться к чему-то еще. Да, после офиса всех ждет обычная жизнь, но, судя по всему, там еще скучнее, чем внутри: в Lumon Industries есть какие-то эфемерные цели, за тебя все решают, ни о чем не надо заботиться.

Шоураннеры жонглируют аллегориями и образами, причем буквально, поскольку некоторые персонажи вынужденно примеряют на себя разные лица: так требует работа, того хочет начальство корпорации — получить идеального сотрудника. Противиться этому нельзя: ведь можно потерять место, и все придется начинать заново. А багаж прошлого далеко не всегда этому способствует. Да и возвращаться домой нет причин: мы там не такие классные, там все съедает повседневщина, там куча проблем, которые не хочется решать.

И если в первом сезоне собственно процесс «разделения» воспринимался как манна небесная (казалось, что «хм, это ведь крутая идея — баланс между работой и жизнью, две абсолютно разные системы, какой невероятный и нужный лайфхак»), то второй сезон продвигает иные идеи.

Во втором сезоне «Разделения» показывают всю иерархию «стандартной компании», в которой есть рядовые сотрудники и начальники, но и они движимы теми же опасениями, что и подчиненные: «не соответствовать» и быть уволенным. И даже «самый главный» CEO обладает лишь иллюзией контроля, правда, понимает это слишком поздно. Более того, если обычно говорят об иллюзии выбора (то есть отсутствии его), в сериале Apple преподносят другой взгляд: человек живет, уверяя себя, что выбора нет, хотя на самом деле он есть.

Мы видим страх погрязших в работе — страх изменений, страх сломать шаблон и уйти из удобненького, хоть и токсичного (или душного — как посмотреть) мирка, страх лишиться привычного. Одновременно появляется дискомфорт от такого разграничения, так как жить двумя жизнями становится все сложнее. Не зря Марк (Адам Скотт), главный герой, начинает в какой-то момент натурально спорить с самим собой (и то, как это обыграли создатели сериала, заслуживает похвалы). И он мечется в попытках сделать выбор.

На этот раз создатели сериала больше внимания уделили межличностным, внутренним конфликтам многих героев, не ограничиваясь лишь несколькими ведущими персонажами. Так они аккуратно, но далеко не полностью раскрыли прошлые события и некоторые причины того, почему все обстоит так, а не иначе, чуть больше стало понятно о семействе Игэн.

Нашлось даже место флешбэкам, но не в надоедливой и мешающей манере, а легко вписанным в общее повествование: они не создают параллельную историю, за которой приходится следить отдельно.

Второстепенные, казалось, персонажи теперь наделены интересными смыслами и психологизмом, остальные не отстают. На того же Дилана (Зак Черри) возложили ответственность продемонстрировать нестабильные семейные отношения. Сет Милчек (Трэмелл Тиллман) рассказывает историю «поставленного начальника», который пытается добиться уважения «по книжкам».

Хармони Кобел (Патриша Аркетт), которая ищет то ли мести, то ли правды, обычно находясь на заднем плане, в определенный момент занимает слишком много экранного времени. Такое ощущение, что шоураннеры хотели донести очередную интересную мысль, но перестарались. Однако в целом во втором сезоне нет ненужных героев, каждый обладает чем-то до боли знакомым человеку, который отдает все свое время работе и радеет за нее.

Но чтобы сложить пазл целиком, потребуется время: посмотреть все 10 серий «Разделения». Только тогда картинка полностью обретет форму и краски. Не исключено, что некоторые зрители увидят неожиданные повороты сюжета, хотя такое возможно скорее из-за невнимательности к деталям. Дело в том, что авторы «Разделения» в меру аккуратно подводят к нужным выводам и делают жирные намеки так, чтобы не возникало вопросов и почти не оставалось тайн. Хотя пара эпизодов и может ввергнуть в недоумение и как следует запутать зрителя — не загадками, но повествованием, чуть сдобренным сумасшествием.

Очевидным плюсом остается визуальный стиль «Разделения», который создает эффект некоего безвременья, характерного скорее для историй о параллельных вселенных или мире, пришедшего в себя после постапокалипсиса, чем нашего настоящего (хотя именно его черты проявляются вновь и вновь).

От работы люди просто сходят с ума, в сериале же прекрасно передан путь поиска себя и гармонии — сложный, но нужный. Чтобы обрести целостность, придется чем-то пожертвовать, от чего-то отвернуться и забыть, сломать правила. Получится ли? «Разделение» не дает на это четкого ответа.


Да, кстати, белорусы могут увидеть во втором сезоне «Разделения» Минск. Ну, как бы:

И еще один фан-факт: здание Lumon Industries и прилегающая к нему территория существует на самом деле. Это построенный в 1962 году Bell Labs Holmdel Complex в Нью-Джерси. Здесь располагаются офисы, стартапы и снимаются сериалы.

Выбор покупателей
50" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS:HD, DTS:X, Wi-Fi, смарт пульт
65" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 144 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, Dolby Vision IQ, HLG, DTS:X, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 144 Гц, Smart TV (Google TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, Dolby Vision IQ, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by