«Пророчество» — довольно амбициозный проект во вселенной «Дюны», которая обрела второе дыхание после недавних киноэкранизаций. Но если говорить субъективно, сериал HBO приблизиться к их успеху не сумел. Лавры космической «Игры престолов» — сравнений с фэнтезийной сагой избежать вряд ли получится — также кажутся чересчур обнадеживающими. Впрочем, подобное мнение разделяют не все. Разбираемся в деталях.
Романы серии «Дюна» писателя Фрэнка Герберта, первый из которых вышел в 1965-м, долго считались едва ли поддающимися экранизации. В следующие десятилетия попытки случались, но успешными их не признавали. Кардинально положение изменилось только 50 с лишним лет спустя с приходом Дэни Вильнева и его киноверсий.
Они благодаря как удачно адаптированному сценарию, так и общему эпосу с соответствующей игрой актеров смогли понравиться зрителям и критикам. Но, что не менее важно, фильмы возымели коммерческий успех (особенно сиквел). Благодаря последнему почти наверняка можно утверждать: заключительная третья часть истории от режиссера выйдет в свет.
«Пророчество» — попытка расширить мир «Дюны» (в том числе адаптированную Вильневым) в формате 6-серийного сериала от HBO. Идея и ее исполнение, судя по оценкам профильных сайтов, многим понравилась. На iMDB у проекта на момент написания материала 7,3 балла (из 10 возможных), на Rotten Tomatoes — 70% «свежести» от критиков и 65% от пользователей. Видимо, воодушевившись такими результатами, в HBO уже решили продлить сериал на второй сезон.
По формату «Пророчество» выступает приквелом к основной серии фильмов, действие которой разворачивается за внушительные десять тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса (главный герой серии книг и фильмов в исполнении Тимоти Шаламе).
Сюжет сосредоточен вокруг становления ордена Бене Гессерит — женской организации, адепты которой выступают (по крайней мере, стремятся) «теневыми лидерами», формирующими устройство всего известного мира.
Каким образом? Ее «сестры» и «преподобные матери» (если чуть упростить, разноранговые члены этой организации) выступают советниками глав великих домов (как правило, мужчин) — Атрейдесов, Харконненов, Коррино.
Зачастую их «рекомендации» носят спорный характер и направлены скорее на укрепление самого ордена (якобы действующего в угоду всеобщему благу), а не на пользу аристократичных семей. Впрочем, на конфликте интересов и видения будущего между «преподобными матерями» в том числе строится значительная часть общей канвы сериала.
Другими действующими лицами шоу выступают представители этих великих домов — от нынешнего императора с дочерью — наследной принцессой и сыном-бастардом и до чудом выжившего на планете Арракис воина, прибывшего ко двору с важным сообщением.
В определенный момент завязки историй основных и второстепенных персонажей начинают переплетаться, вскрываются скрытые мотивы героев, а борьба за власть и личные интересы, приправленные сверхъестественными способностями у части действующих лиц, нагнетает обстановку. Без достаточно откровенных сцен наряду с клиффхэнгерами наподобие «Выжил ли этот персонаж?» также не обошлось.
Звучит интересно? Эти перипетии, по крайней мере внешне, и дают сходство с «Игрой престолов». Почему в таком случае в самом начале материала я говорил о «чересчур обнадеживающих» сравнениях с именитым проектом (тоже производства HBO)?
Почти все из перечисленных выше аспектов шоу выполнены на не самом высоком уровне. Я бы охарактеризовал происходящее жестче — постоянной унылой болтовней. 99% сцен происходят в бетонных стенах площадью два на два, которые на постпродакшене сделали более-менее яркими. Чтобы хоть как-то визуально отличать локации, авторы обычно на несколько секунд демонстрируют общий вид планеты, на которой в данный момент находятся герои.
В таких сценах, как правило, присутствует по два-три лица, ведущих пространные разговоры. Создается общее впечатление сплошной экспозиции, которую на протяжении нескольких эпизодов никак не получается установить до конца. За пять серий (шестая на момент написания рецензии не вышла) экшен-сцен было буквально две-три.
В общем, от всего накала и зрелищности фильмов Дэни Вильнева, в которых большую роль играет Арракис с его «червями», местными жителями — фрименами с синими глазами и враждующими великими домами, почти ничего не осталось. С эпосом в «Пророчестве» туго, Арракис не показали ни разу. Вместе с тем от судьбы этой планеты и добываемой на ней «специи» зависит большинство персонажей мира «Дюны».
Формально под нож не попали разногласия между Атрейдесами и Харконненами — их природу демонстрируют глубоко и достаточно подробно. Но опять же, если бы я не знал о подоплеке конфликта больше, прочитав о ней в сети заранее, вступительной сцены с рассказом о вражде могло бы не хватить.
Что в «Пророчестве» вышло удачнее? К игре актеров из-за сценария с постоянным взаимодействием друг с другом в диалогах вопросов практически нет. Двукратная номинантка на «Оскар» Эмили Уотсон, играющая ключевую роль Вали Харконнен, весьма убедительна. Ее героиня жесткая и мрачная — в декларируемых ею идеалах благодаря актрисе не сомневаешься. Марк Стронг и Оливия Уильямс также преуспели.
Очевидно, что «Пророчество» в отрыве от «Дюны» Вильнева смотреть смысла мало. Сериал призван расширить лор мира, а не переписать канон. Другое дело, что исполнение такого плана, на мой взгляд, вызывает вопросы. До именитой «Игры престолов» (возможно, за счет более сильного книжного оригинала) «Пророчеству» далеко.
Формальное сходство — множество персонажей, борющихся за собственные интересы не самыми честными методами, — сохранено. Но излишняя камерность вместе с практически полным отсутствием экшен-сцен делает сериал слишком занудным. Ждать «чеховского ружья» во время бесконечных бесед героев банально устаешь. А когда нечто все же происходит, внимание быстро улетучивается.
Впрочем, подобное мнение некоторые могут счесть слишком строгим. Почему? Об этом говорят относительно высокие оценки шоу как от простых зрителей, так и от критиков.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by