Белорусы продолжают жаловаться на платные операторские подписки, присылая новые истории в редакционный чат-бот. Повезло и журналисту Onlíner, который наконец натолкнулся на «тот самый» рекламный баннер. Исходя из присланных нашими читателями скриншотов, а также собственного опыта, можно сделать предположения о том, как именно происходят случайные подписки.
Для себя мы определили два алгоритма, которым дали название: «Вызывающий недоверие» и «Коварный».
В обоих случаях фигурируют рекламные баннеры, которые имитируют окна видеоплееров. Обычно они без контента (без заставки), поэтому определить их назначение невозможно, если не обращать внимание на нюансы, о которых в конце.
Судя по всему, рекламодатель старается размещать такие баннеры в содержании, максимально релевантном просмотру видео: например, в новостях про кино или игры с трейлерами, новости с реальным видео спортивных состязаний и так далее. Пользователь заходит на страницу с желанием посмотреть обещанное в заголовке и тексте, а затем видит несколько окон видеоплееров — настоящий и имитацию. Нажимает на кнопку проигрывания или подобную, а если кликнул на замаскированную рекламу, может столкнуться с теми самыми алгоритмами.
Этот алгоритм работает, когда мобильное устройство подключено к интернету через Wi-Fi, а не мобильную сеть. В этом случае при клике на баннер от пользователя действительно потребуется совершить дополнительные «конклюдентные действия»: ввести номер своего мобильного телефона, поставить птичку о том, что «с правилами ознакомлен», ввести код из SMS и только после этого подписка оформится (порядок может быть несколько иной).
И да, правила предоставления услуги действительно указаны на странице «плеера»: светлым шрифтом на белом фоне с мелким кеглем.
Работает при подключении к интернету через мобильную сеть. В этом случае поставщик услуги получает номер абонента от оператора в автоматическом режиме без его ввода пользователем, не потребуется и код из SMS.
Единственное, что попросят от абонента, так как это поставить галочку в поле, в котором объединены сразу два утверждения: «С правилами ознакомлен» и «Абоненту есть 18 лет». Вероятно, механизмов проверки возраста по номеру телефона нет, поэтому не достигший 18 лет сам принимает решение: говорить правду или нет.
Отдельная история — содержание сервиса, на который вел баннер, попавшийся, например, журналисту Onlíner: это откровенно эротический контент, который не имеет отношения к тематике сайта, где было размещено рекламное объявление.
Подписка активируется, а на SMS высылается лишь уведомление о ее оформлении и стоимости. Судя по словам наших читателей, именно этот фактор и становится причиной случайно оформленных платных подписок: кто-то игнорирует уведомление (кто сегодня читает SMS?), кто-то забывает о них или просто не замечает.
Вот одна из историй, которую наша читательница прислала в редакцию (мы публикуем фрагмент, который описывает процесс замешательства пользователя):
«Сегодня искала рецепт в интернете, перешла на сайт, нажала на стрелку play, появилась снова стрелка, снова нажала, и пошло видео совсем не про салат. Вернулась на сайт с рецептом, снова нажала на стрелку, опять переход: внимательно вчиталась, что над стрелкой написано про подписку».
Замаскированные под видеоплеер баннеры остаются баннерами: в одном из углов у них имеется крестик и литера i, обычно вокруг такого «видео» есть рамка либо они выделены иным образом (но не обязательно). Да, чтобы не лишиться денег, придется обращать внимание на такие мелочи. Заодно проверяйте новые SMS и перечень подключенных услуг в операторских приложениях.
А по ссылке вы можете прочитать, как ситуация выглядит со стороны оператора.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро