Опубликованные Onlíner материалы о платных подписках белорусских операторов связи вызвали настоящую волну отзывов со стороны абонентов в наш чат-бот. Поступили десятки сообщений от недовольных ситуацией клиентов сотовой связи, основная их претензия касается алгоритмов подписки: не все считают их прозрачными и очевидными.
Оставил свое сообщение и читатель Onlíner, который, по его словам, в прошлом работал в кол-центре одного из операторов сотовой связи. Он пожелал остаться анонимным и не назвал компанию, в которой отвечал на звонки абонентов, отметив, что ситуация, вероятно, выглядит во всех случаях примерно одинаково. Это соотносится со словами пользователей, озвучивших свое негодование в нашем чат-боте: в их сообщениях фигурировали компании, присутствующие на белорусском рынке сотовой связи.
Мы, в свою очередь, не можем утверждать, что описываемые клиентами сотовых операторов события и ситуации происходили в ближайшее время во всех сетях без исключения, к тому же встречались истории, произошедшие несколько лет назад. Важно то, что, как следует из отзывов пользователей, вопросов к платным подпискам все еще немало.
«Сам когда-то работал в кол-центре. Отмечу, что у всех операторов есть подобного рода подписки и не стоит выделять какого-то конкретного. Они, конечно же, красиво описывают, что это „один из востребованных у клиентов сервисов“», — начинает Егор (все имена в этом материале вымышленные. — Прим. Onlíner).
По его словам, люди выражали свое недовольство не только тем, что подписка была оформлена, но и тем, как она была оформлена — «Говорили, что у них опять что-то подключилось, что, может, и зашли случайно на сайт, но ничего подключать не хотели».
Были, по словам Егора, периоды, когда звонков по подпискам не поступало, а затем — сразу много. Подобная закономерность наблюдается и в чат-боте Onlíner: жалобы появляются нерегулярно, однако обычно «пачками». Вероятно, это связано с активностью провайдера подписочной услуги, которая проявляется в виде рекламных баннеров на мобильных версиях сайтов. Имитирующие видеоплеер баннеры еще недавно можно было наблюдать повсеместно, затем рекламная кампания, видимо, завершилась.
Он также считает странным появление платной услуги по блокировке нежелательных подписок (о такой мы писали в апреле 2024 года) и сетует о том, что в группе риска оказываются люди в возрасте. А на форуме Onlíner на существование подобной услуги отреагировали, опубликовав следующее видео:
«Если вы заметили, что у вас стали быстро уходить деньги, звоните, не стесняясь, своему оператору и узнавайте, на что происходят списания, и просите их самих же и отключать», — советует он.
Как следует из сообщений наших читателей, в том числе на форуме, оформленную подписку замечают не сразу, а лишь после того, как начинают утекать деньги и расти ежемесячные платежи. По словам одного из пользователей, его коллега на таких подписках потерял за два года 1,5 тыс. рублей.
«Серфил в интернете и попалась реклама, которая выглядела как плеер YouTube. После клика перекинуло на страницу с видео и кнопкой play. После клика на нее активировалась подписка: без ввода номера и т. д. К счастью, сразу пришло SMS, которое я заметил и сразу же отписался», — рассказывает Петр.
Два читателя рассказали похожие истории о пожилых людях, чьи счета за мобильный начинали расти. Не исключено, что сейчас алгоритмы «модернизировали» и оформить подписку «совсем случайно» стало сложнее.
«Около двух лет назад на телефон бабушки, которой уже за 80, пришло SMS от чего-то подписочного. Телефон у нее обычный, кнопочный с крупными цифрами. Она даже сообщения не открывает и не читает. Вскоре после получения сообщения в чехле она случайно набрала номер из шести или семи единиц, что [оператор] засчитал как желание подписаться и активировал ей подписку. Мне понадобилось около часа общения с поддержкой, чтобы они ее отключили и вернули деньги. При этом они до последнего настаивали, чтобы она приехала в офис… для меня было делом принципа вернуть эти несколько рублей без поездок куда-либо», — рассказывает Семен. И добавляет, что время от времени сам сталкивается с настойчивыми предложениями оформить подписку на сервис.
«Тема — платная подписка [название оператора] без согласия абонента. Нашей бабушке 87 лет, уже больше года живет в доме престарелых. Мы ей купили особый мобильник: он как обычный домашний телефон с большой трубкой и большими кнопками — стоит на столе. Но внутри — SIM-карта», — говорит Елена.
Поясняет, что бабушка видит плохо, еле набирает несколько номеров телефонов родных, читать «эсэмэски» не может. Номер оформлен на Елену, которая за него и платит.
«Сделала 60 рублей запаса денег (на всякий случай) при ежемесячной оплате 19 рублей (безлимит во все сети, без интернета). И вдруг этот номер отключили. Оказывается, [оператор] оформил на бабушку платную подписку на получение новостей», — рассказывает наша читательница.
«Моя мать — пенсионер, и интернетом не пользуется. Однако оказалась подписчиком неизвестно как, личного кабинета нет, так как не умеет им пользоваться. Через пару месяцев заметила, что списывается очень много. Обратилась в офис, ей сказали, что она подписана, хотя она этого не могла сделать», — уверяет Вера.
«Ранее жену неоднократно подписывали на „немецкий язык“. А в минувшее воскресенье меня подписали на сервис „неординарного“ направления. Никаких действий, тем более активных, ни я, ни жена не совершали. Просто приходит SMS, что доступ успешно подключен», — делится информацией Григорий. По его словам, он намерен обратиться с заявлениями как к оператору, так и в иные инстанции.
«Благодаря вам нашла у себя платную подписку. Я возмущена! То есть [оператор] фактически продает мне эротику за 40 копеек в день! Сняли с меня 48 рублей ни за что. Я негодую!» — пишет другая читательница, подтверждая слова о том, что подобные сервисы умеют пробираться на смартфоны незаметно для пользователя.
Еще один пользователь уверяет, что один из видов подписки был также оформлен без его участия и уведомлений. По его словам, почти в полночь в один из выходных дней произошло списание четырех рублей — с номера, которым пользуется ребенок. Правда, обнаружили «утечку» лишь спустя неделю. В ТП оператора сослались, по словам абонента, на действия партнера и действия самого пользователя: «Вы сами случайно на что-то нажали, как это часто бывает, и подписались».
Подобную фразу, кстати, упоминал в разговоре и Егор, который отмечал, что она могла вывести некоторых абонентов из душевного равновесия.
В описываемом же случае после разговора на повышенных тонах оператор пошел навстречу и вернул списанные деньги.
Еще об одном алгоритме подписки рассказал Константин. Он был особенно актуален несколько лет назад, хотя, судя по всему, применяется до сих пор.
«Впервые я столкнулся с этим в 2020 году, но партнер услуги был не smartbooks, а funzone. Принцип был следующий: ищу что-то в Google, захожу на сайт в выдаче. Сайт — любой, нормальный, он не виноват в ситуации. Через секунду после загрузки страницы происходит автопереадресация на [операторский] лендинг. Кнопка „Выйти“ по дизайну незаметна, и первое, что приходит в голову, — вернуться назад и перейти из Google на нужный сайт заново. Но опять происходит перенаправление. Хорошо, тогда зайду на другой сайт из выдачи», — рассказывает он.
В свое время с подменой страниц сталкивался и автор этого материала: действительно, после поискового запроса вместо результата браузер через цепочку перенаправлений отправлял на разной степени ненужности сайты с предложением подписаться.
Аналогичный способ переадресации при мобильном поиске упоминают и на форуме Onlíner, причем сообщение датировано началом ноября 2024 года.
Это не все присланные в редакцию Onlíner истории о подключении подписок. Также не исключено, что часть абонентов оформляют доступ к таким сервисам целенаправленно.
Одновременно стоит предположить, что с точки зрения требований и правил к предоставлению конкретных видов услуг вопросов возникать не должно: условия выполняются, выбор предоставляется, как и возможность отказаться от их получения. А уж заметил пользователь или нет — другой вопрос.
Отметим, что в 2019 году Министерство связи и информатизации Республики Беларусь инициировало внедрение операторами двойного подтверждения абонентами заказа услуг по интернет-подпискам, в том числе с помощью SMS (до этого «согласием» мог, в зависимости от оператора, считаться клик по кнопке «Смотреть» или подобной). Судя по всему, абоненты стали более защищены от «случайных подписок».
Однако в голове можно держать несколько базовых правил.
Обязательно следите за темпом расходования средств на счету, регулярно проверяя баланс и списания.
Просматривайте входящие SMS: там могут быть ответы на вопрос «Где деньги, Лебовски?».
Реже, но все же регулярно, изучайте список подключенных услуг: через кабинет пользователя или операторское мобильное приложение. Здесь могут быть нюансы, если абонент пользуется кнопочным телефоном или просто не знает, как это работает, тогда в этом могут помочь более подкованные члены семьи.
При обнаружении «лишних» подписок, оформленных «случайным нажатием», и списаний обращайтесь в техподдержку операторов с просьбой разъяснить ситуацию и вернуть деньги за ненужную вам услугу.
Существуют и более технологичные методы, наподобие настройки автоматического редиректа с сайтов «партнеров» (их списки указаны на сайтах операторов) на localhost, например. Однако это для продвинутых.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by