Над Минском самолет перешел на сверхзвук. Вот почему это было так громко

 
35 779
31 октября 2024 в 16:55
Источник: Марк Новиленко. Фото: иллюстративное, Alex Beltyukov, russianplanes.net
Источник: Марк Новиленко. Фото: иллюстративное, Alex Beltyukov, russianplanes.net

По словам представителя Министерства обороны Республики Беларусь, причиной мощного звука, который сегодня можно было услышать в Минске и его окрестностях, стала плановая проверка дежурных сил ПВО. Конкретнее — поднятие экипажа Су-30 СМ, который при увеличении скорости во время набора высоты перешел на сверхзвук. Рассказываем, почему это было так громко.

Звук, о котором мы сейчас говорим, определяется как sonic boom‎, или «звуковой удар»‎. Такой звук может превышать 110 децибел и в плане громкости способен сравниться со взрывом или громом.

Летящий истребитель вроде Су-30 СМ способен создать перед собой ударную волну: в ней резко возрастает давление и температура воздуха. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее эти изменения. В итоге эта волна расходится от летящего самолета конусом: примерно так же, как вода расступается перед плывущим кораблем. И когда эта волна достигает земли, мы слышим звук, похожий на удар грома. Чем быстрее летит самолет, тем громче будет этот звук.

В NASA отмечают, что воздух реагирует на сверхзвуковые объекты так же, как жидкость. При этом чем больше и тяжелее будет самолет, тем больше воздуха он вытеснит. Также отмечается, что волна расходится от самолета двумя конусами: первый образуется в носу самолета, второй — в хвосте. Они одинаковы в плане силы звукового удара, а интервал между ними слишком короткий, поэтому на земле они ощущаются как один sonic boom.

Доходит ли грохот перехода на сверхзвук до пилота? Нет: он движется настолько быстро, что звук не успевает его настигнуть. По словам пилотов, понять, что ты летишь на сверхзвуке, можно только с помощью дисплеев на приборной панели.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро