15 330
25 октября 2024 в 8:00
Автор: Герман Клименко. Фото: Константин Шевердак

Работа мечты? История гейм-мастера Dungeons & Dragons

Автор: Герман Клименко. Фото: Константин Шевердак

Есть такая работа — ставить подлянки эльфам, гномам и оркам, которые хотят разжиться сокровищами. Обычно такая задача достается гейм-мастеру, который управляет ходом настольных ролевых игр. Как именно он это делает и как вообще играть в такие игры — рассказываем на примере Dungeons & Dragons.

Напомните, что за Dungeons & Dragons?

Культовая настольная ролевая игра, которая была создана еще в 1974 году. Отсылки на D&D делают музыканты, писатели, разработчики и режиссеры. Взять хоть те же «Очень странные дела»: именно в Dungeons & Dragons с упоением рубятся местные герои.

Клубы, в которых можно сыграть в D&D, рассыпаны по всему миру. Есть такие и в Беларуси. Один из них находится в Минске: там среди тысяч разнокалиберных фигурок нас встречает гейм-мастер Павел. В обычной жизни он работает оператором поддержки, а в клубе помогает игрокам разобраться в настольных версиях «Ведьмака», Cyberpunk 2020 и Dungeons & Dragons.

— Моей первой игрой подобного плана была не DnD, а Dark Heresy, игра в сеттинге Warhammer 40.000. Я пару раз сыграл в нее у своего друга, а потом подумал: почему бы мне не провести что-то такое? Мне хотелось не просто быть участником сюжетов, а создавать их.

К слову, в Dungeons & Dragons я впервые сыграл 10 лет назад, и тогда мне не понравилось. Возможно, не те люди в игре были. А возможно, что я просто не был готов к играм такого плана— вспоминает Павел.

По словам молодого человека, сейчас практически все свое свободное время он уделяет настольным ролевым играм:

— Условно, по понедельникам и четвергам у меня есть свои личные дела и на игру нет времени. А вот в остальные дни стараюсь заниматься играми.

— Ты вообще играешь в D&D как обычный игрок, а не как гейм-мастер?

— Есть мем про «проклятие гейм-мастера», мол, это роль навсегда. Но я все равно иногда играю как другие игроки.

Но у меня есть личная проблема: как гейм-мастер, я привык управлять кучей персонажей. И мне сложно играть в кампании, в которых один персонаж переходит из главы в главу.

«Стараюсь не проводить партии, которые длятся больше 4—5 часов»

«Яркие лучи утреннего солнца просачиваются через пыльное стекло. Вы просыпаетесь и понимаете, что вообще ничего не помните после вчерашнего…» — «Блин, надо проверить кошелек…»

И нет, это не зарисовка из студенческих будней. Это кусочек из начала партии в Dungeons & Dragons. По словам Павла, сюжетов здесь бесконечное множество и одинаковых партий просто нет:

— Самое главное для игры — это фантазия и увлеченность человека, который ведет игру. Да, тут есть атрибуты вроде фигурок, карт или ширмы гейм-мастера. Но можно играть и без всего этого. Мой знакомый гейм-мастер водит игры только с помощью слов. Он ничего не рисует, не показывает, и все равно выходит очень интересно.

Глобально партия в Dungeons & Dragons выглядит так. Игроки собираются за столом, во главе которого сидит гейм-мастер. Игроки рулят своими персонажами, гейм-мастер — всем остальным: NPC, сюжетом и самим миром игры.

— Настольно-ролевые игры подобного плана хороши тем, что ты можешь отыграть практически кого угодно и попасть в какой удобно типаж.

К отыгрыванию роли тут прибавляется бросание кубиков-дайсов. Они добавляют элемент неожиданности в игру и влияют на успешность затей игроков. Например, игроки заходят в комнату, чтобы найти улики. Мастер говорит, что там находится письменный ящик. Один из игроков решает его обыскать и бросает дайсы. Кубик был брошен удачно — находятся улики. Неудачно — извини, ничего ты в этом ящике на нашел.

Со стороны партия в Dungeons & Dragons похожа на шумный разговор. По факту же это словесный квест с исследованиями, сражениями, загадками и расстановкой характеристик. А еще тут есть элементы театра. Например, многие игроки специально меняют свой тембр и темп речи так, чтобы соответствовать своему персонажу.

— Гейм-мастер может предложить игрокам листы уже готовых персонажей. Или потратить 1,5—2 часа на то, чтобы сделать каждому игроку свой уникальный персонаж. Мы знаем, какие в игре есть расы и классы, и помогаем ребятам создать персонаж, который будет им ближе всего. К слову, такая информация есть и в книге правил для игроков.

Как говорит Павел, некоторые игроки могут отыгрывать своих персонажей годами, например, в США есть фанаты, чья партия в DnD длится уже 20 лет:

— А вообще, я стараюсь не проводить партии, которые длятся больше 4—5 часов. Больше комфортно водить в двух случаях: или когда игроки очень опытные и берут инициативу на себя, или в случае, когда партия получается настолько интересной, что ты в этом растворяешься. Но это все равно энергозатратная история.

«Baldur’s Gate — это популяризатор D&D»

— Где находить силы для того, чтобы через день вести партии в Dungeons & Dragons?

— Практически везде. Начиная от фильмов и игр и заканчивая музыкой. Ты можешь услышать в наушниках какую-нибудь прикольную песню, а потом придумать по ней сценарий для партии.

Вопрос еще в том, насколько ты этим всем горишь. Мне быть гейм-мастером очень нравится. Но я все равно иногда делаю перерывы, чтобы не выгорать. Ухожу в себя, смотрю сериалы, играю в игры — просто для того, чтобы перезарядиться.

Выбор покупателей
логическая/карточная, жанр: дедуктивная, количество игроков: 4–16, возраст: 18 лет
логическая/детская, жанр: стратегическая, количество игроков: 2–5, возраст: 8 лет, партия 30–60 мин
экономическая, жанр: стратегическая, количество игроков: 2–6, возраст: 8 лет, партия 40–60 мин

— Легко ли игрокам вживаться в свой персонаж?

— Есть такое понятие, как метагейм. Это когда ты знаешь то, что твой персонаж знать не должен, и не раскрываешь этого. От метагейма в принципе сильно зависит погружение в мир.

Например, можно просто спросить, сколько у другого персонажа очков интеллекта. А можно сделать иначе: узнать, как хорошо он учился в школе магов или сколько заклинаний он знает.

Как гейм-мастер, я стараюсь обращаться не к самим игрокам, а к их персонажам. И иногда я вижу, что игроки неосознанно закидывают свои переживания в игру. Открыто об этом никто не говорит, но я чувствую, что иногда персонажи начинают вести себя как-то необычно из-за определенных моментов в жизни игроков.

— Для комфортной игры в D&D нужна своя компания?

— Все зависит от того, насколько ты социальный человек. Есть ребята, которые играют только своей компанией и никого туда не пускают. Но есть и те, кто спокойно приходит в незнакомую партию: для них незнакомец — это просто еще один интересный персонаж.

Вообще, в Dungeons & Dragons вы проводите много часов за одним столом. И вам должно быть приятно играть вместе. Поэтому и ты как игрок выбираешь мастера, и мастер подбирает себе игроков. 

Скажу честно: если ко мне придет игрок, который мне не нравится, я не будут мучить себя. После сессии я подойду к нему и попрошу найти себе другого мастера, потому что у нас что-то не клеится. От меня так тоже отказывались, и это и не хорошо, и не плохо.

— Насколько быстро можно погрузиться в игру?

— За первую игру мастер успеет объяснить основы. Вопрос в том, что D&D — это мультивселенная. Там есть разные планы существования. Например, о Побережье Мечей мастер может рассказать в первую очередь, и вы будете играть в него. А потом ты придешь на другую партию, а там играют в другом сеттинге, Эберроне. А это уже совсем другой план, где даже электропоезда есть.

Поэтому азы за одну сессию — да. Но чтобы разбираться в том, как устроен определенный сеттинг, нужно почитать о нем самостоятельно и поиграть побольше.

— У партий в D&D вообще есть финал?

— Например, есть ваншоты — это единичная законченная сессия. Допустим, это история на четыре часа, в которой главная цель — очистить пещеру от гоблинов. Закончили — супер, все красавчики, всех носят на руках, держите свое золото.

А у кампании, долгоиграющей сессии, такая цель, которую за одну игру достичь невозможно. И частенько эта цель меняется по ходу партии. Потому что в начале вам нужно будет победить какого-нибудь дракона, а потом может оказаться, что этот дракон — хороший. И достижимость финала тут зависит от того, насколько игроки хотят играть дальше и насколько гейм-мастер готов водить дальше.

— Есть ощущение, что Baldur’s Gate III 2023 года стала альтернативой Dungeons & Dragons. Есть ли между ними конкуренция?

— Как таковой — нет. По факту Baldur’s Gate — это популяризатор D&D. Компьютерная игра, насколько бы много в ней ни было вариативности, все равно остается заскриптованной. А в офлайн-партии в DnD будет что-то только твое. Ты сам попадаешь в неожиданные ситуации и сам пытаешься из них выбраться. Того, что происходит за столом, в игре просто не случится.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by