20 сентября 2024 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев. Фото: Александр Ружечка

Чтобы взлететь по зарплате в IT, нужно больше наглости. Поговорили с экспертом о том, как войти в IT

Источник: Сергей Сергеев. Фото: Александр Ружечка

Тема «Пойти в IT» постепенно теряет флер «успешного успеха»: оказывается, как и в любой другой сфере, придется работать, причем немало. В этом случае и при должном терпении (и, само собой, наличии навыков) можно рассчитывать на ожидаемый результат. В нашем прошлом материале мы уже затрагивали тему мифов вокруг IT: белоруска, например, бросила работу с мозаикой ради разработки игр, но это было ох как не просто. А вот двое молодых ребят на своем примере показывают быстрый взлет.

Жизнь может повернуться, как ей вздумается, поэтому не все и не всегда проходит гладко. Нашим новым собеседником стал Юрий Савчук, основатель компании «Техно-Скай» — в том ее виде, в котором она существует сейчас.

У Юрия самого достаточно интересная профессиональная биография, поэтому перед тем, как перейти к советам для тех, кто только готовится к айтишке, расскажем о нем. По словам нашего собеседника, к электронике и всему, что с ней связано, душа у него лежала давно. В 2006 году он поступил в Брестский государственный политехнический колледж, где изучал проектирование и производство радиоэлектронных средств, а затем был выбор: оставаться в Бресте и поступать в местный университет или отправляться в Минск.

«Я смотрю, есть ли кто „живенький“, — его надо сразу хватать»

Выбор был сделан в пользу Минска, где Юрий поступил в БГУИР на заочку. Планировал попасть на сокращенную программу, но не прошел. Здесь выбор пал на медицинскую электронику.

— В универе мне гораздо легче училось, чем в колледже: в колледже намного серьезнее была подготовка. В вузе я прихожу, а преподаватель рассказывает элементарные для меня вещи. Спрашивает, например: кто знает, что такое диодный мост? Все молчат, а я говорю: могу нарисовать. Он в ответ: если нарисуешь, поставлю девятку, — смеется Юрий.

Обучение в БГУИР он завершил, однако работу начал искать еще до поступления в вуз (благо заочное позволяло).

— Я рассматривал разные варианты. Попалось мне объявление с сетевым маркетингом: косметику продавать. Даже сходил на собеседование, какая-то «практика» была. Рассматривал вариант со стройкой, а потом увидел, что «Горизонт» набирает монтажников/регулировщиков, а у меня как раз образование подходит. Пошел туда с расчетом «ненадолго», но остался на девять лет, — рассказывает Юрий.

Он вспоминает, что это в итоге оказалось его единственным местом работы до появления собственного бизнеса. На «Горизонт» же он попал как раз в то время, когда на мощностях завода запускали сборку импортной техники: это позволило получить в том числе опыт взаимодействия с иностранными специалистами.

— Мне все было интересно, интересно разбираться в электронике, интересно ремонтировать телевизоры. Ну и как-то меня заметило начальство. Это теперь я сам смотрю, есть ли кто «живенький», — его надо сразу хватать, а тогда приметили меня. Предложили направление, дали штат, — рассказывает он.

Появились новые возможности в плане профессионального роста и контактов: в то время компания активно сотрудничала с Pegatron с объемным портфелем брендов.

— Технари приезжали, я обучался чему-то новому, было интересно «залезать» в программы, изучать программно-аппаратные моменты, — продолжает собеседник. По его словам, в определенный момент занимающий в то время должность руководителя решил передать бразды правления своему протеже. Юрий поначалу попытался отнекиваться, однако затем согласился.

Появились командировки за границу — в Китай и Европу, на завод поступали в том числе эксклюзивные заказы, среди которых были и инфокиоски (это в будущем стало направлением компании Юрия). Сперва все восприняли с энтузиазмом, однако потом оказалось, что «эксклюзивы» не укладываются в существовавшую тогда бизнес-модель, прочно завязанную на массовое конвейерное производство.

К тому времени Юрий уже занимал должность начальника отдела, но уперся, по его словам, в потолок: в голове было множество идей, однако их реализация оказывалась под вопросом.

— О том, что нужно попробовать двигаться в своем направлении, я стал понимать примерно за год до ухода. Я уже четко понимал, как выстроены все процессы, появились знакомства и возможность официально закупать необходимое в Китае без посредников, — продолжает он.

Да, было страшно, признается Юрий, — отправляться в свободное плавание. И даже план был (и сразу с улыбкой добавляет: «Это я сейчас понимаю, что ничего по плану никогда не идет»). Чтобы минимизировать затраты, было решено приобрести готовое юрлицо: им стала компания по ремонту телефонов «Техно-Скай», беспроблемно работавшая на белорусском рынке с 2007 года. Так появилось название и фирма.

— План был какой: сделать первую единицу, пригласить методом холодного обзвона клиентов и продать. Тем более тема рабочая, маржа есть, спрос есть. Алгоритм такой: скрутили, продали — и так по кругу. Потом в плане появились новые пункты: сделать пару единиц и расширить модельный ряд.

Конечно, наступили на грабли, но не очень больно.

— Мой в прошлом одноклассник сказал, что может начертить что угодно. Он согласился взять задачу: сделать несколько вариантов моделей. Правда, получилась столько, что мы в итоге перестали понимать, где что. В общем, урезали модельный ряд до нескольких единиц, чтобы наладить небольшое серийное производство.

Что-то делали сами, что-то пошло на аутсорс, что привело к появлению очередных шишек. Пытались, например, отдать сварку корпусов «электронной очереди» стороннему подрядчику, но в итоге занялись сами: так можно контролировать сроки и качество.

Что касается программного обеспечения, это все разрабатывается «inhouse», хоть и не с самого старта.

«Наличие вузовского диплома не является фактором, указывающим на профессионализм»

— Сейчас ПО — полностью наша разработка, основные направления по этой части — интерактивная проходная, стенды для информирования, электронная очередь и киоски самообслуживания. Это все наши разработки, программисты в основном работают удаленно, — говорит Юрий.

В этот момент мы и зацепили вопрос «удаленных программистов»: оказалось, есть «нюансы» (о которых, вероятно, знают во всех компаниях, так или иначе связанных с IT).

— Изначально все были в офисе, потом ковид — и удаленка, которая сейчас по большей части стала прерогативой айтишников. Хотя иногда хочется всех позвать в офис, — смеется Юрий. И добавляет, что это в том числе вопрос менеджмента, причем с обеих сторон: нужно уметь управлять удаленными сотрудниками, а те должны уметь работать на удаленке.

Что касается подготовки специалистов, здесь все выглядит вполне традиционно: наличие вузовского диплома не является фактором, указывающим на профессионализм.

— У нас есть те, кто не имеет высшего образования, но хорошо работает с кодом. Однако в моем понимании универ, колледж — туда надо идти. Это в первую очередь про общение с людьми, про наработку связей, про решение нерешаемых жестких задач, про то, как списывать, не списывая. Да, находить выход из «нерешаемых ситуаций», наверное, один из самых главных скилов (отметим, что подобные слова звучали и в нашем другом материале). И я вижу, что уже на втором-третьем курсе ребята уже начинают вливаться в процесс: что-то программируют, сами дополнительно учат сверх программы и подрабатывают.

— После учебы можно сразу претендовать на несколько тысяч долларов зарплаты? — мечтает журналист.

— Думаю, лучше быть готовым года два работать за копейки — когда мы говорим про «новичков», — рушит воздушные замки Юрий. По его словам, про моментальное трудоустройство и высокую зарплату со старта можно скорее услышать в рекламе IT-курсов. Косвенным признаком того являются десятки, если не сотни, откликов на вакансии, когда 95% это будут люди после сжатых программ обучения.

Потом добавляет, что практически все курсы на 100% эффективны. Правда, есть большое но: если погружаться в предмет. Плюс самостоятельная работа, настойчивость и умение мыслить «степ-бай-степ».

— Что учить? — спрашиваем.

— Когда погружаешься в IT, понимаешь, что это как на стройке: есть маляры, есть каменщики и так далее. Надо четко понимать, кем хочешь стать: либо ты разработчик софта, либо ты бизнес-аналитик или, может, ты проект-менеджер. Отсюда и стоит танцевать, работая несколько лет в этом направлении. Но общее, думаю, это софт-скилы.

— И тогда можно быстро взлететь? — снова интересуемся.

— А мы говорим про «взлететь по зарплате» или «взлететь профессионально»? — застает врасплох собеседник.

— И то и другое. Наверное.

— Чтобы по зарплате взлететь, нужно больше наглости, чем уметь кодить. А чтобы «взлететь» по коду, нужно сидеть и работать.

У нас в самом начале был интересный пример: пришел самый первый программист: у нас тогда эта тема была побочная, мы продавали оборудование. Но появилась необходимость, так как клиенты хотели «пакет» услуг, а не только железо. Это и заставило нас начать смотреть в сторону айтишки.

Начали искать кого-то подоступней, это был 2019 или 2020 год. Разместили объявление, пришел парнишка. Причем взяли его в том числе потому, что он хотел разобраться во всем. Сделал тестовое задание, по нему подошел: было видно, что сделано четко, а не как бывает «на отвали». Он проработал у нас год или полтора, ночами кодил, действительно разбирался. Потом развился, перерос компанию и ушел.

— Обидно было?

— С одной стороны, да, с другой — ему стоило двигаться дальше. После его ухода мы пересмотрели процессы, плюс он помогал нам, пока новый сотрудник войдет в курс и поймет все нюансы, — вспоминает Юрий.

По его словам, одним из способов понять степень подготовки специалиста является стиль работы. Мол, очень красивое резюме с обилием скилов и чрезвычайно частая смена работодателя может указывать на скрытые проблемы в подготовке.

— И, само собой, есть люди, которые знают реальную рыночную цену своим навыкам. Таких, правда, сложно встретить «случайно».

Что касается конкретных языков или специализаций, Юрий не готов рассуждать пространно, но не исключает, что Java все еще очень актуален. Правда, речь в первую очередь о специалистах уровня Middle+.

— Да, есть еще Python, React и так далее, но я бы присмотрелся к Java: нужно не забывать, что на нем написано очень много всего. В то же время понятно, что многое зависит и от рынка: можно откусить 1% и быть счастливым, а на маленьком особенно не развернешься.

В поиске работы, говорит Юрий, стоит быть проактивным, а не надеяться только на размещенное где-то объявление и сарафанное радио. Основной площадкой подобных специалистов остается LinkedIn, а у самого соискателя должно быть грамотно составленное резюме, желательно с проектами (если их нет, можно реализовать по стороннему ТЗ «для себя» — попробовать свои силы. — Прим. Onlíner).

«Качать» софт-скилы, которые упоминались выше, надо, однако нужно знать меру. Да, сейчас нередко практикуется прямой контакт исполнителя с заказчиком, особенно в небольших компаниях.

— Однако на том же LinkedIn был пост, в котором отмечалась важность софт-скилов. Я подтвердил эту теорию, но в комментариях кто-то обратил внимание на интересный аспект. Я не смогу процитировать, но смысл был: «Вы что, с ума сошли? Сейчас вырастет поколения софтскилльных работников: код написать не смогут, зато у них все хорошо будет с коммуникациями». Что-то в этом есть.

— Что в перспективе? Искусственный интеллект, понятно — он сейчас в тренде. Да, пока что много хайпа, но скоро, думаю, тема значительно продвинется вперед. Вы же смотрели презентацию нового iPhone? Постепенно будет больше обратной связи по новым фишкам, а там и производственные мощности выйдут на нормальный уровень. В любом случае искусственный интеллект, который есть сейчас и который будет года через два — существенная разница, — заверяет Юрий.

Выбор покупателей
стандартная для ПК/для компьютеров Apple/для iPad/для устройств Android/для устройств HarmonyOS/для планшетов Windows/для устройств ChromeOS, механическая, пластик, интерфейс подключения - USB-A/Bluetooth, подсветка, цвет синий
Выбор покупателей
стандартная для ПК/для компьютеров Apple/для iPad/для устройств Android/для устройств HarmonyOS/для планшетов Windows/для устройств ChromeOS, механическая, металлическое основание, интерфейс подключения - USB-A/Bluetooth, подсветка, цвет черный
компактная для ПК/для компьютеров Apple/для iPad/для устройств Android/для устройств HarmonyOS, механическая, пластик, интерфейс подключения - USB-A/Bluetooth, цвет темно-синий

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by